Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Подготовка "Союза-11" для стыковки с ДОСом

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

После первого неудачного "свидания" с кораблем "Союз-10" запущенный 19 апреля 1971 года ДОС продолжал летать в беспилотном режиме. Предусмотренная для него программа научных исследований пострадала от того, что не открылась крышка инфракрасного телескопа. Это во многом обесценило научную программу. В сообщениях ТАСС о неоткрывшейся крышке и неполной стыковке ничего не сообщалось. На пресс-конференциях экипаж не обмолвился ни словом о поломке стыковочного узла. Все якобы было выполнено по программе - и точка.

Реабилитация программы пилотируемой орбитальной станции была необходима, и как можно скорее. Поэтому "Союз-11" готовился круглосуточно. Обязанности технического руководителя на полигоне выполнял Шабаров. По его докладам, подготовка шла по графику и срок пуска 6 июня был реальным. Шабарову Мишин поручил и техническое руководство подготовкой блока "Д" на 81-й, челомеевской, площадке.

На этот раз четвертая ступень челомеевской ракеты-носителя УР-500К - наш блок "Д" - должна была вывести к Марсу межпланетные станции "Марс-2" и "Марс-3" . Пуски этих станций были жестко привязаны к астрономическим срокам 19 и 28 мая. От нашего "Марса-1" 1962 года, который был запущен в дни Карибского ракетного кризиса, эти новые аппараты отличались существенно. Каждый из них имел орбитальный отсек и спускаемый аппарат.

Коллектив Бабакина проделал огромную работу для обеспечения надежности этих межпланетных станций. Спешили мы еще и потому, что на июнь был запланирован пуск H1 N6Л .

24 мая на Миуссах, в зале коллегии министерства, состоялась Госкомиссия, на которой, мне казалось, я сделаю доклад о результатах всех работ по динамике стыковки, который наконец-то будет последним. Материалы отлично подготовила группа Охоцимского , Легостаева , Воропаева и Лебедева . Охоцимский сразу обнаружил наше слабое место.

Мы имели хозяина по динамике полета ракеты - отдел Воропаева , хозяина по динамике управления космическим аппаратом - отдел Легостаева , хозяина по нагрузкам на стыковочный агрегат после стыковки - отдел Вильницкого . А динамика процесса с момента касания до стяжки осталась беспризорной. Доклад Вильницкого о мероприятиях по защите конструкции стыковочного агрегата от динамических перегрузок, илюстрированный хорошими плакатами, убедил коллегию, что виноваты не конструкторы, а теоретики.

В глубины динамики члены коллегии проникать не стали, и на этом министерском уровне обсуждение закончилось.

25 мая, через месяц после визита Устинова и Сербина в цех N 439, мы докладывали в Кремле на ВПК о готовности к пуску космического корабля "Союз-11" для стыковки с ДОСом. Мишин сделал общий традиционный доклад о проведенных работах и готовности к пуску. Я, пользуясь плакатами, доложил очень коротко (так заранее меня просили сотрудники ВПК, договорившись со Смирновым) о причинах отказа стыковочного узла на "Союзе-10" и проведенных нами мероприятиях. К моему удивлению, ни один из членов ВПК не задал ни единого вопроса. Келдыш после моего выступления счел нужным сказать, что по просьбе министра Афанасьева специалисты его института участвовали в исследовании динамики процесса стыковки и разработке мероприятии, гарантирующих ее надежность.

Затем состоялось представление основного и запасного экипажей. В основной экипаж вошли Алексей Леонов , Валерий Кубасов и Петр Колодин , запасными были Георгий Добровольский , Владислав Волков и Виктор Пацаев .

Керимов доложил, что пуск намечен на 6 июня 1971 года и, учитывая особую ответственность, попросил главных конструкторов участвовать в "первых лицах". Этот ставший уже стандартным призыв не вызвал никаких эмоций.

"Завтра утром Госкомиссия вылетает", - заключил Керимов.

Ссылки:

  • СПАСЕНИЕ "САЛЮТА", ГИБЕЛЬ КОСМОНАВТОВ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»