|
|||
|
Проблемы проекта "Восхода" как трехместного корабля
Появилось указание Хрущева Королеву о приспособлении "Востока" к полету сразу трех человек. Первоначально казалось совершенно нереальным в одноместный "Восток" усадить троих человек. Требовалось принимать революционные решения, используя идеи, которые только зарождались применительно к "Союзам". Для размещения троих необходимо было отказаться от схемы посадки методом катапультирования кресла. Все трое должны приземлиться в самом спускаемом аппарате. При этом потребуется разработка специальных кресел с надежной амортизацией и введение новой системы - мягкой посадки. Разместить троих человек в скафандрах казалось совершенно невозможным. С горем пополам можно было втиснуть их ненадолго в очень неудобной позе только в тренировочных костюмах. Отказ от скафандров вызвал яростное сопротивление ВВС . Но под нажимом Королева противники один за другим отступали. Наиболее последовательным защитником скафандров оставался Каманин . Но и ему пришлось ретироваться после нажима "сверху" со стороны маршалов Вершинина и Руденко. Доработки привели к увеличению массы корабли до 5,7 тонны, что на 1000 килограммов больше "Востока". На "семерке" в варианте 8А92 третья ступень - блок "Е" - была заменена более мощным блоком "И" с двигателем Косберга тягой 30 тонн. "Восходу" предстояло выходить на орбиту на носителе 11А57 . Второй серьезный конфликт с ВВС возник по поводу кандидатур космонавтов на полет первого в мире трехместного космического корабля. Пока "Востоки" были одноместными, не было особых разногласий. Летать в космос могли только военные летчики и только истребители. По этому принципу подбиралась первая пятерка. Исключение было сделано для Терешковой . Она не была летчиком-истребителем, но в космос ее пустили. Это была большая политика, и она себя вполне оправдала. Но экипаж из трех космонавтов комплектовать только летчиками неразумно. Даже Каманин с этим вынужден был согласиться. Королев предложил экипаж в составе: командир корабля - военный летчик и двое гражданских - врач и инженер. Начались настоящие сражения за второе и третье место. Каманин предлагал военного врача и военного инженера. Он надеялся немного разредить накапливающуюся очередь среди кандидатов в космонавты. Минздрав предложил Бориса Егорова - врача не из системы ВВС, а Королев - Феоктистова в качестве бортинженера. Каманин в конце концов согласился на Егорова, но против кандидатуры Феоктистова сражался на всех уровнях. Первоначально в группу "Восход" были зачислены Лазарев , Поляков , Егоров , Сорокин , Катыс . Для Королева кандидатура Феоктистова стала уже делом принципа и престижа. Он угрожал порвать все связи с ВВС, завести свою службу подготовки космонавтов и доказать, что инженеры могут управлять космическим кораблем не хуже летчиков. Главком ВВС и его заместитель маршал авиации Руденко без особого энтузиазма вначале поддерживали Каманина. Устинов и Сербин держали нейтралитет, выжидая, что скажет Хрущев. Когда обратились к Хрущеву , он заявил, что отбором космонавтов не занимается. Сражения с ВВС по составу экипажа носили принципиальный характер. Мы поддерживали Королева не только потому, что он наш начальник. Я, в частности, считал, что при той степени автоматизации управления, которая уже есть на "Востоках", еще лучше на "Зенитах" и совсем чудесной будет на следующем поколении кораблей, человек должен заниматься исследованиями, разведкой и экспериментами. Управлять кораблем хороший инженер может не хуже летчика, если нет явных медицинских противопоказаний. Мишин занимал еще более крайнюю позицию. Он считал, что летать должны только инженеры и научные работники, а дорогостоящую подготовку в ЦПК надо упростить или вообще обходиться без нее. Полет Феоктистова грозил монополии ВВС в подборе космонавтов. В этот период произошла смена руководства на заводе N 918 - будущем заводе "Звезда" , который был нашим главным смежником по креслам, скафандрам и системам жизнеобеспечения. Главным конструктором вместо Семена Алексеева был назначен Гай Северин . Ему предстояло решать вместе с Бушуевым и Феоктистовым трудную задачу о размещении трех кресел там, где было только одно. В июне Северин после обмера всех кандидатур сообщил Бушуеву , что среди них есть "великаны", рост которых в положении "сидя" выходит за допустимый для "Восхода". Это облегчало задачу Королева по "проталкиванию" кандидатуры Феоктистова. Постановление по трехместному "Восходу" появилось только 14 июня 1964 года. К этому времени списки кандидатов дополнились Комаровым и Волыновым . 21 августа на заседании ВПК проверялось выполнение постановления по "Восходам". Королев отчитывался по существу за работу, начатую только в январе. Тем не менее он имел возможность доложить о том, что в основном громадная работа многочисленных ОКБ и НИИ успешно заканчивается. На этом заседании ВПК Королев впервые доложил о работах по "Восходу-2" - предполагаемому выходу человека в открытый космос . Это был еще один тактический ход, упреждающий работы американцев. Сообщение Королева о""Восходе-2" имело целью также помочь новому главному конструктору Северину, который должен был успеть за считанные месяцы создать скафандр для выхода в открытый космос. Я в это время был на полигоне - предстоял пуск "Молнии"-2 . Подробности в лицах мне потом рассказал Бушуев. На ВПК было одобрено предложение о пуске беспилотного - технологического "Восхода" до 5 сентября. Для нас, управленцев, это было очень важно, так как давало возможность проверить в телеметрическом режиме ионную систему ориентации и надежность новой системы приземления. По настоянию ВВС в Феодосии производилась проверка новой парашютной системы сбрасыванием макета корабля с самолета. Это затягивало общий цикл подготовки, и Королев был против таких сложных и длительных экспериментальных работ. В данном случае он быстро убедился, что был не прав. 6 февраля при самолетных испытаниях макет корабля "Восход", сброшенный с высоты 10 000 метров, разбился. По сообщениям из Феодосии, после сброса не отстрелился люк парашютной системы и парашюты не вышли из контейнера. Госкомиссия и Королев находились на полигоне в надежде на благополучный доклад из Феодосии, вслед за которым должен был последовать пуск технологического "Восхода". Как обычно, беда одна не приходит. На следующий день не ушел в космос "Зенит" целиком куйбышевского производства из-за отказа "центра" -блока "А" носителя. Я разрывался между отказавшейся от раскрытия солнечной батареей "Молнии", неотстрелом люка на макете "Восхода", работой в комиссии по отказу запуска "центра" на носителе "Зенита" и подготовкой Е-6 . Самым неприятным ЧП был парашютный люк. Если бы не самолетный сброс, мы могли сразу погубить троих космонавтов. Страшно подумать! Правда, впереди планировался еще экспериментальный полет технологического "Восхода". На втором производстве с помощью Германа Семенова и Калашникова мы организовали эксперимент на макете по отстрелу злополучного люка. Пришлось убедиться, что недублированная схема подрыва пиропатронов способна к отказам. Я терзал себя, Калашникова и разработчиков схемы. 16 сентября мы с Калашниковым вылетели на полигон для доклада о своих "злодеяниях" и сразу же с аэродрома явились в МИК. В присутствии Шабарова и Кириллова СП вначале спокойно выслушал мой максимально самокритичный доклад. Потом он попросил объяснений у Калашникова. Закончить довольно путаное объяснение Калашникову не удалось. Произошел такой взрыв возмущения, что даже ни в чем не виноватые Кириллов и Шабаров втянули головы в плечи. Королев не стеснялся в выражениях. Это ему прощали многие, прощал и я. Но при этом он заводил сам себя и все больше распалялся. Возражать, оправдываться, спорить было совершенно бесполезно. Тем более, что по существу он был прав. В кабинет, где происходила экзекуция, зашел Тюлин . СП сразу замолчал. Воспользовавшись тишиной, Тюлин сказал, что надо поговорить перед Госкомиссией об окончательном составе экипажей "Восхода". Надо было переключиться. Упавшим голосом СП сказал: - Борис, ты будешь по этому люку докладчиком на Госкомиссии. А теперь оба убирайтесь! 18 сентября на заседании Госкомиссии я докладывал, что неотстрел люка при сбросе в Феодосии произошел по вине нашей электрической схемы, которая на самолетном макете отличается от штатной - полетной! На самолетном макете схему ради сроков упростили. Но об этом позоре я уже не докладывал, а только заверил, что теперь ошибка полностью разобрана, схемы отработаны отстрелами на заводе, для технологического корабля схема доработана и я гарантирую надежность электрической системы приземления. После меня очень спокойно и убедительно выступил Королев. Он подтвердил, что лично разобрался в этом происшествии. Схема отстрела люка имела серьезные дефекты. Теперь она переработана, основные элементы дублированы. Заводские испытания подтвердили надежность новой схемы. В заключение Королев попросил Госкомиссию дать согласие на пуск "Восхода" с манекенами, не ожидая повторных самолетных сбросов макета корабля в Феодосии. Согласие Госкомиссии было получено, мы были отпущены обратно в Москву, а "узкий круг" остался для препирательств по поводу кандидатов дня полета на "Восходе". Ссылки:
|