Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Совещание у Устинова по ДОСам и лунной экспедиции 1971

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Совещание Устинов снова собрал у себя в здании ЦК 15 февраля. Кабинет был заполнен до отказа. Устинов объявил, что мы собрались, чтобы рассмотреть ход работ по ДОСам и лунной экспедиции. Он заранее определил, что надо дать слово для отчета не главному конструктору ДОСа (такого формально пока не было), а, во избежание ревности между Мишиным и Челомеем, чтобы не предопределить кто из них будет главным конструктором, министру.

Афанасьев докладывал спокойно и серьезно: - По первому ДОСу работы на заводе закончены, мы его отправляем на полигон, но есть еще ряд вопросов. Первый - не все благополучно с качеством. Второй - не закончены экспериментальные работы. До сих пор не закончена отработка системы обеспечения жизнедеятельности, не закончены виброиспытания системы исполнительных органов и тепловые. В конце марта по окончании экспериментов имеем возможность запустить станцию N 121. Станция N 122 в апреле будет передана в КИС в Подлипках.

Для ДОСов N 3 и N 4 документация поступит в феврале - это по плану, а фактически мы ждем в апреле-мае. Должен сказать, что ДОС N 3 и N 4 - это не модернизированные станции, как нам объясняли конструкторы ранее, а новые.

Уже проектируются N 5 и N 6. Это, безусловно, совсем новые станции. Упомянув о совсем новых станциях, Афанасьев перевел ход совещания на главных конструкторов. Здесь Устинов сказал:

- В подготовленной к нашему совещанию справке напоминаются сроки из постановления от 9 февраля 1970 года. Для N 1 и N 2 срок - четвертый квартал 1970 года. Для N 3 и N 4 - третий квартал 1971 года. На период 1971-1975 годов ежегодно предлагалось выпускать по две станции.

Состояние дел, по-моему, архинеблагополучное, архиненормальное. Я считал, что мы остановимся на каком-то одном типе станции и будем его повторять. А вы желаете перерабатывать и менять документацию, чтобы все время находиться в состоянии отработки. Когда же летать и выполнять задачи?

Не забывайте, что кроме ДОСов у нас реально ничего больше нет за душой. До Н1-Л3 и МКБС мы можем продержаться только на досовском направлении.

Мишин не вытерпел. Он не скрывал, что не поддерживает всю эту "затею с ДОСами".

- Работа по ДОСам N 2, N 3 и N 4 действительно идет плохо. На ЗИХе нельзя одновременно вести такое количество новых сложнейших объектов, да еще "Алмаз" в придачу. Не следует делать вид, что мы этого не понимаем.

До сих пор нет документов ВПК , регламентирующих поставки на ДОСы N 3 и N 4. ЗИХ занят и "Алмазом".

Но проект "Алмаза" по своей идеологии авантюрный. Надо объединить в единую станцию задачи ДОСа и "Алмаза" и делать ДОС-А .

После выступления Мишина поднялся шум.

Устинов, пытаясь успокоить народ, предложил:

- Давайте определимся, и вы, здесь присутствующие, выскажитесь, что нам делать после ДОСов N 1 и N 2. Может быть, сразу ДОС-А или МКБС, или продолжить серию непрерывно изменяемых ДОСов? Четко определите позиции. Мишин, ты что предлагаешь?

- ДОС-А плюс МКБС.

- Черток?

- ДОС-А, а дальше подумать.

- Бушуев?

- Тоже ДОС-А и потом решать.

- Феоктистов?

- ДОС-А не нужен. Сразу МКБС .

- Бугайский?

- ДОС-А. Что такое МКБС, я не знаю.

Келдыш и Смирнов оба сказали, что не понимают, зачем нужен ДОС-А. Лучше сразу делать МКБС.

Мозжорин, когда до него дошла очередь, ответил как и подобало директору головного института:

- Голосованием такой вопрос мы не решим. Нужны серьезные исследования. Мы этим сейчас занимаемся. Директор ЗИХа Рыжих уклонился от прямого ответа, но сказал, что ДОСы N 3 и N 4 на 95% - новые машины, очень серьезные по технологии. Корпусные детали в них будут сохранены не более чем на 40 %, а начинка - на 10%.

- Тем не менее, если мне дадут чертежи ДОСа N 3, - заявил он, - машину мы сделаем в этом году. Надо посоветоваться и определиться с "Алмазом" и транспортным кораблем снабжения . Документация досовская и алмазовская вместе трудно переваривается на рабочих местах. Завод в очень тяжелом положении, но мы стремимся делать ту и другую работы. Однако такое тяжелое сочетание не сулит ничего хорошего.

Тут вмешался Бармин :

- Доработка старта потребуется под ДОС N 4. Это 3,5 миллиона рублей для криогенной техники. Нужно вопросы решать не в отрыве от реальной обстановки. "Алмаз" появится раньше, чем ДОС-А. Предпочтительный вариант: ДОСы N 1, N 2, N 3, N 4, ДОС-А - МКБС. Константин Петрович Феоктистов , как кулик из своего болота, заранее вынес приговор "Алмазу". А под "Алмаз" на 92-й площадке мы уже заканчиваем строительство роскошного трехэтажного бункера. Такого и у Гитлера не было. Если ДОС-А более перспективный, чем "Алмаз", здесь есть вопрос. И его надо рассмотреть серьезно.

"Алмаз" состоит из двух кораблей. Надо сравнить две идеологические цепочки: одна - только из ДОСов, вторая - из ДОСов и "Алмазов".

-Я - не кулик, - возмутился Феоктистов, - а вы не забывайте, что на МКБС можно возложить все задачи "Алмаза".

- А что Министерство обороны думает? - спросил Устинов.

Ответил Карась :

- Докладываю, что КИК и полигон для работы по ДОСу готовы. Однако необходимо учесть, что по требованиям конструкторов мы непрерывно переоборудуем старты. По ДОС-А у нас нет никаких материалов и оценку дать мы не можем. Ясно, что "Алмаз" и ДОС-А тянуть в параллель нельзя. "Алмаз" по срокам, безусловно, будет раньше. Надо сосредоточить все усилия на МКБС, сразу брать быка за рога. Пока нет МКБС, "Алмаз" должен летать: там все задумано под наши военные требования.

МКБС хороша во время войны, "Алмаз" нам нужен раньше. Все должно быть разведано и исследовано. На "Алмазе" мы проверим роль человека. Ее нельзя умалять. Непосредственный доклад из космоса, отсев избыточной информации, оценка ситуации - это работа для человека.

Царев из аппарата ВПК тоже высказался против ДОС-А:

- В одном корпусе "Алмаза" нам предлагают пять модификаций, пять систем управления! Это разврат! Нашей генеральной линией должна быть МКБС.

Тюлин : - ДОСы N 3 и N 4 надо доводить до конца, есть задел, иначе будет провал. ДОСы N 5 и N 6 или ДОС-А - этот вопрос проработан недостаточно. Материалы будут только в мае, а МКБС вообще глубоко не проработана. Там много фантастики. Думаю, что когда появятся сопоставимые материалы, то мы решим вопрос в пользу МКБС.

В американских материалах вопрос о МКБС спорен. Надо прежде всего очертить круг задач и посмотреть, во что выливается их решение.

Мы должны решить вопрос о транспортных кораблях . До сих пор никто ничего не делает по многоразовым транспортным кораблям. Надо быстро организовать научно-исследовательские работы во главе с ЦНИИМашем, заставить работать ЦАГИ и НИИАП. Без МАПа мы эту проблему не решим.

Келдыш слушал всех не перебивая и как будто дремал. Наконец он решил, что пора заканчивать споры, и говорил так долго, что стало ясно: он в "полудреме" выслушал, запомнил и проработал все выступления.

- С орбитальными станциями у нас сложилось критическое положение. "Алмаз" "зарядили" лет пять назад. Потом потребовалось разделить его на первый и второй этапы. Сегодня мы имеем шесть разных орбитальных станций: "Алмаз" первого этапа, "Алмаз" второго этапа, ДОСы N 1 и N 2, N 3 и N 4, - ДОС-А и МКБС. Нереально пропустить через разработку, завод и летные испытания такое количество разных станций. ДОС-А выплыл неожиданно. Мы договорились с Леонидом Васильевичем ДОСы N 5 и N 6 вообще не делать. Теперь этот вопрос снова пересматривается.

Хватит нам ДОСов N 3 и N 4 в 1973 году. Зачем нужен ДОС-А?

Если вы хотите заменить "Алмаз", тогда давайте делать ДОС-А. Полна противоречий наша жизнь. Было сказано, что МКБС будет в 1973 году. Но систему управления в эти сроки сделать нельзя. Теперь аргументируют чем- то другим, что сделать якобы можно. Говорят, что ДОС-А имеет ту же систему. Сроки ДОС-А и МКБС очень близки. Мы мыслим МКБС как экспериментальную станцию. Черток мне говорил, что хотел отработать ее системы на ДОС-А. Наши позиции должны быть ясно очерчены.

На все служебные системы американцы создают автоматы. Орбитальная станция - это экспериментальная лаборатория. В этом смысле она должна быть очень гибкой и большой. Мы можем сделать упор на МКБС, если это будет в 1973 году. Давайте сделаем этот рывок. Но мне кажется, что это нереально. Я не отрицаю "Алмаза", но два этапа "Алмаза" мне не понятны.

Если военные считают, что им нужен "Алмаз" как разведчик, то зачем нужна какая-то половинчатая система?

Надо делать один обитаемый разведчик. Мы не координируем работы конструкторов, и каждый делает свое, хочет протащить любой ценой только свое. Бьет это нас страшно. Я не хочу высказывать окончательную точку зрения. Не скрою, что склоняюсь к точке зрения Феоктистова : ДОСы N 1 и N 2, N 3 и N 4 и сразу МКБС. Только не надо думать, что из МКБС мы должны делать чудо.

Надо выработать единый доклад ЦК и ВПК по обитаемым станциям, иначе каждые две недели будут появляться новые точки зрения.

От выступления Леонида Смирнова после Устинова и Келдыша трудно было ожидать чего-либо им противоречащего. Формально именно ВПК являлась первым ответчиком за формирование космических планов страны.

Смирнов сказал:

- Непонятно, почему возникли такие споры. Мы линию определили при составлении пятилетнего плана. Работы по ДОСам N 1 и N 2, N 3 и N 4 должны вестись без всяких колебаний и сомнений в полную силу. В пятилетке записаны по два ДОСа в каждом году. Надо на базе ДОСов N 3 и N 4 налаживать серийное производство. Давайте проводить эту четкую линию по ДОСам до конца.

Совсем новый вопрос, по-моему, это МКБС. Стоит ли делать эскизный проект? Ранее было уже сказано, что МКБС - это главная линия пятилетки. Сейчас мы подвергаем это ревизии. ДОС-А не следует делать ни вместо, ни взамен. Какая дорожка к МКБС короче? Дорожка через ДОС-А к МКБС неблизкая. Пока твердо решаем делать ДОСы N 1 и N 2, N 3 и N 4.

Может быть, в середине года, когда мы получим опыт полета ДОСа N 1, ситуация будет яснее. Тогда снова соберемся и, если потребуется, будем пересматривать решения.

Сербин имел возможность отмалчаться. Он был горячим сторонником "Алмаза", и выступать на таком явно "досовском" совещании ему было невыгодно. Тем не менее он выступил, правда, кроме обычной критики по поводу невыполнения прежних решений ЦК КПСС, ничего нового не сказал.

- Надо наконец навести порядок в этой мешанине. Есть решения ЦК, а МОМ допускает самовольство. ОКБ-1 и товарищ Мишин несут всякую мешанину, чтобы прикрыть свою бездеятельность. Совершенно сырой, совершенно неподготовленный вопрос выносится на уровень ЦК, чтобы объяснить срыв сроков по ДОСам N 3 и N 4. Такой метод недопустим. За два-три дня родили новые идеи и примчались сюда, чтобы внести смуту. Этим наносится большой ущерб нашей работе. Надо серьезно разобраться с "Алмазом". Нужны ли там два этапа? По ДОСам нам предлагают уже три этапа: N 1 и N 2, затем N 3 и N 4 и на закуску ДОС-А. Все это сваливают на ЗИХ. Когда же министр наведет порядок с загрузкой ЗИХа? "Алмаз" и ДОС там будут мешать друг другу. От МОМа до сих пор нет предложений. Надо дать небольшой срок для наведения порядка и доложить в ЦК. От Мишина надо потребовать, чтобы были документы, а не слова.

Мишину выступать после обвинений в бездеятельности и "всякой мешанине" было непросто. Тем более, что большинство участников знали о его отрицательном отношении к нашей инициативе по ДОСам.

- Я вынужден не согласиться с тем, что нас обвиняют в бездеятельности. Фактически первая орбитальная станция создана в исключительно короткие сроки. Это сложнейший космический аппарат, в котором установлено 980 приборов, проложено свыше 1000 кабелей, соединенных между собой и с приборами 4000 разъемами. Общая длина проводов, если их вытянуть в одну нитку, превышает 350 километров.

Только бортовая кабельная сеть имеет массу 1300 килограммов. Все это построить, собрать, отладить и испытать за известный всем вам срок - невероятно трудная задача. Но люди работали и продолжают работать с исключительным энтузиазмом, и к ним никаких претензий предъявить нельзя.

Создавать космические аппараты такой сложности в такие сроки - это задача исключительная еще и потому, что надо обеспечить их надежность. Вот поэтому я считаю, что создавать параллельно два серийных потока "Алмаза" и ДОСа не следует. Количество ДОСов надо ограничить первыми четырьмя и на этом их дальнейшее производство прекратить. Все задачи, которые мы ставим перед ДОСами, возложить на "Алмаз" .

Он должен решать и военные, и народнохозяйственные задачи. Мы со своей стороны готовы для "Алмаза" предоставить транспортные корабли 7К-Т с последующей их заменой на 7К-С, разрабатываемые по тактике-техническим требованиям Минобороны.

Для нас в ЦКБЭМ главной задачей должен быть МОК - многоцелевой орбитальный комплекс и его главная составная часть - МКБС. Вот на этом, на носителе для МКБС и на лунной задаче, и надо сосредоточить силы. Не надо забывать, что лунные корабли - это работа куда более ответственная, чем ДОСы. Нам предстоит летом этого года провести третий пуск H1 . Если все пройдет хорошо, то все силы бросим на Луну. Прошу это учесть. После выступления Мишина дискуссия грозила пойти по второму кругу.

Устинов решил, что пора перейти к выдаче установочных директив и заканчивать бессистемные разговоры.

- Надо подводить итоги, опираясь не только на благие пожелания, но исходя из сложившейся обстановки и чувствуя перспективу. "Алмазы" уже на два года опаздывают. Это очень плохо. ДОС , как бы мы ни критиковали создателей, пошел. ДОС идет! Это всем ясно. Четыре ДОСа расписаны, надо планировать и дальше, по два в год. Эти ДОСы многое могут дать. Мы не имеем права относиться к ДОСам, как к текущей работе. Должен быть составлен не план свертывания, а план развития и обеспечения этих работ.

Работа сложная, я согласен, но нельзя беспардонно относиться к срокам, как и не допустимо поверхностное отношение к отработке систем и подсистем. Я считаю, что мы обязаны и ДОСы делать, и "Алмаз", и МКБС.

Надо привлекать и другие организации, новые силы, но ни в коем случае не менять старые коллективы.

Не забывайте, что есть еще проблема. Это аппараты многоразового применения . Это сложнейшая проблема. Решать эту задачу в виде некоей дополнительной нагрузки нельзя. У нас такими машинами пока занимаются считанные люди. А ведь такую задачу за один-два года не решить. Тут мы можем и приоритет потерять. Мы пока еще разговоры разговариваем, а американцы уже действуют. Наши КБ скрывают друг от друга свои работы строже, чем от иностранных разведок. Должен быть организован живой обмен информацией. Больше споров и дискуссий. Обмен опытом должен проводиться по принципу "ты - мне, я - тебе". Если мы все считаем, что МКБС нужен, так почему тянем волынку?

Срочно готовьте постановление. Но только с условием: все должно быть конкретно и сверхконкретно. В этом же постановлении должны быть завязаны и многоразовые, челночные корабли. Только покажите перспективу МКБС. Мне кажется, что вы все много о ней говорите, но не все еще продумано. Раньше чем нас агитировать, вы сами должны ощутить перспективу.

Пора прекратить споры и оценить роль человека. Нельзя шарахаться в крайности: все решает человек или все решает автомат. Надо с максимальной степенью использовать возможности и человека, и автомата. Человека использовать не для соревнования с аппаратом по нажиманию кнопок, а для исследований, открытий, там, где нужны его эвристические способности, резервы мозга. Эти резервы мы в космосе пока не используем.

Первый ДОС мы пускаем в марте. Сразу надо приниматься за второй, вдохнуть жизнь в третий и четвертый. Это ясно, и по этому вопросу больше никаких дискуссий. За срыв сроков будет строжайший спрос.

Теперь по H1 . Сегодня уже нет времени для детального обсуждения. Кроме лунной экспедиции мы намечаем на этом носителе выводить и МКБС . У меня сложилось впечатление, что мы тут спорим, галдим, а Н1 идет стихийно, сама по себе. По H1 положение архиплохое, архитрудное. Но вместо того, чтобы в полную силу заниматься проблемами H1, вокруг нее создается какой-то вакуум.

Имейте в виду: по ДОСам и МКБС необходимо немедленно готовить постановление с развертыванием перспектив, а по H1 скоро будем строго наказывать за полный провал не только лунной программы, но и всех работ, завязанных на эту ракету-носитель. Я всех благодарю. Надеюсь, что последующие встречи будут у нас более результативными.

Совещание длилось четыре часа. Мы выходили на погрузившуюся в сумерки Старую площадь и разыскивали заждавшиеся нас машины. С Бушуевым и Охапкиным мы приехали на одной машине, собрались уже рассаживаться в ней, когда к нам подошел Мишин . Он обратился к Бушуеву и ко мне:

- Это все ваши штучки! Все смешать в одну кучу. Но подождите, скоро все разложим по полочкам! Слухи об историческом для ДОСов совещании в ЦК быстро распространились по всем КБ и заводам, МОМу и смежным министерствам.

Ссылки:

  • ДОС N 1: ПОДГОТОВКА
  • Совещание по ДОС в ЦКБЭМ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»