|
|||
|
БАЙДУКОВ Георгий Филиппович 1907-1994
Родился 26 мая 1907 года. В 1926 году окончил Военно-теоретическую школу, в 1928 году - Военную школу летчиков, в 1935 году - Военно- воздушную академию. В 1936 году вместе с В.П.Чкаловым и А.В.Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы на остров Удд, в 1937 году - беспосадочный перелет через Северный полюс в США . Участник Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. С 1946 по 1949 год - начальник управления Гражданского воздушного флота. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1952 года - заместитель начальника главного штаба Войск ПВО страны. С 1953 года - заместитель начальника штаба Войск ПВО страны по специальной (реактивной) технике. С 1954 года - первый заместитель начальника 4-го управления МО СССР, с 1955 года - первый заместитель начальника 4 ГУ МО, с 1962 по 1972 год - начальник 4 ГУ МО . Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков скончался 28 декабря 1994 года. Начать хотелось бы с легендарного человека - Георгия Филипповича Байдукова, национального героя, выдающейся личности, человека чести и настоящего патриота Родины. Георгий Филиппович настолько яркая личность и так широко известен у нас в стране и в мире, что, как мне представляется, нет особого смысла пытаться написать что-либо новое о нем (да, наверное, и не мне за это браться). Может быть, имеет смысл только привести некоторые запомнившиеся нам, сотрудникам, работавшим под его руководством, моменты, неизвестные широкой общественности. Вспоминает Ванцетти Петрович Куликов : "Не могу не сказать о нашем начальнике Г.Ф. Байдукове. Все, наверное, знают, что это был честный, принципиальный, смелый человек. Он, не имея инженерного образования, умело руководил главным заказывающим управлением, его уважали и начальники, и подчиненные, а также представители промышленности. И думаю, не только уважали, но и побаивались за его способность на любом уровне высказать правду. Вспоминаю такой случай. Он вызвал меня и попросил доложить ему материалы, связанные с разработкой осколочных боевых частей , их эффективности (я был тогда ведущим инженером отдела по этому направлению работ, а он предпочитал знакомиться с работами из "первоисточников"). Я начал докладывать материалы, и в это время раздался звонок "кремлевки". Георгий Филиппович поднял трубку и некоторое время слушал позвонившего, который пытался на повышенных тонах высказать ему свое неудовольствие по каким-то вопросам (это был первый заместитель главкома маршал Н.Д. Яковлев ) и, не дождавшись окончания затянувшейся тирады маршала, пытался его остановить, повторяя "товарищ маршал, товарищ маршал" и под конец жестко сказал: "Товарищ маршал, я тоже могу и даже "трехэтажным", - и положил трубку. Обращаясь ко мне, как ни в чем не бывало: "Так на чем мы остановились?" Я был восхищен его самообладанием и редкой способностью не распространять свои неприятности на подчиненных". Лично мне запомнилась история с подготовкой последнего документа, который мне повезло разрабатывать по указанию и под непосредственным руководством Георгия Филипповича Байдукова. Это, по всей вероятности, был последний его доклад в высшие партийно-государственные инстанции. А дело было так. Вызвал нас с Геннадием Андреевичем Косиным наш начальник управления Михаил Иванович Ненашев и весьма туманно поставил задачу подготовить проект доклада в ЦК и Правительство по проблематике противоракетной обороны за подписью Байдукова. Поскольку задача была поставлена не совсем четко, очевидно, и проект письма получился соответствующего качества. Михаил Иванович взял документ и пошел к Байдукову. Вышел довольно быстро и говорит: "Забраковал, говорит, не то. Иди к нему и лично получи указания" и показал на меня пальцем. Я напрягся, поскольку авторитет Георгия Филипповича приводил нас всех в трепетное состояние (а был я в то время в звании майора). Делать нечего, вошел в кабинет, доложил. "Садись, - говорит Байдуков,- и слушай, я передам свой разговор с Устиновым (В то время секретарь ЦК КПСС. - Прим. автора), а ты уже сам сообразишь, что и как написать". Привожу почти со стенографической точностью разговор, который услышал в кабинете Байдукова. Байдуков. "Дмитрий Федорович, хоть ты и считаешь меня старым дураком, но я все равно скажу все, что о тебе думаю". Устинов. "Нет, я так не считаю". Байдуков. "Считаешь, считаешь. Я-то знаю". Устинов. "Что там у тебя, Георгий Филиппович?" Байдуков. "Хочу написать тебе письмо о безобразном отношении к тематике противоракетной обороны и к главному конструктору Басистову со стороны Минрадиопрома ". Устинов. "Не возражаю, только напиши в адрес Леонида Ивановича Горшкова и Николая Николаевича Детинова ". (Первый представлял ВПК, второй ЦК. - Прим. автора). "На этом наш разговор окончился, - сказал Георгий Филлипович, - если тебе понятна суть, иди и пиши". Я заверил, что уловил идею обращения и пошел "ваять". Через час я принес Г.Ф. Байдукову отпечатанный текст его обращения в адрес Л.И. Горшкова и Н.Н. Детинова. Георгий Филиппович внимательно прочитал текст, не говоря ни слова, подписал его и приказал срочно отправить адресатам. Выйдя от него, я доложил М.И. Ненашеву, что обращение Байдуковым подписано. Михаил Иванович был поражен таким быстрым завершением работы, памятуя, что с первым вариантом мы под его руководством возились более половины рабочего дня. "Принеси, посмотрим, что ты там написал?" Посмотрел, покачал головой и велел срочно отправлять. Это было последнее обращение Георгия Филипповича Байдукова по делам нашего управления. Второй экземпляр с его подписью многие годы хранился в деле нашего управления. Сегодня, по всей вероятности, он перекочевал в архив Министерства обороны. Вот такой интересный эпизод, связанный с этим великим государственником был в моей жизни. Необходимо только отметить, что в создании нашего, в то время 5 управления , Георгий Филиппович Байдуков сыграл решающую роль. Это исторический факт. См. Михаил Григорьевич Мымрин
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди Байдуков в 1937 году был слушателем ВВА имени Н.Е. Жуковского и одновременно летчиком-испытателем нашего завода N 22 . Он не только испытывал серийные СБ , но вместе с Кастанаевым и Нюхтиковым участвовал в полетах на ДБ-А . В мае 1937 года Байдуков и Кастанаев установили на ДБ-А два рекорда скорости с грузом 5 тонн на дальность 1000 и 2000 км. Ни у Болховитинова, ни у других специалистов, работавших с ним в Москве и Казани, мыслей о полете через полюс на еще не доведенном до нужной надежности самолете не возникало. Я не могу с полной достоверностью ответить на вопрос, кто первым подал такую идею. По рассказам Байдукова, он первый предложил полярному летчику Сигизмунду Леваневскому ознакомиться с машиной Болховитинова .
Источник - Википедия Старейший летчик -испытатель, волевой, опытный командир, он сумел исключительно четко, я бы сказал, на глубоко научной основе организовать многогранную испытательную работу в новой для мировой авиационной практики реактивной области, где каждый самолет, каждый двигатель таил в себе столько совершенно неизвестных, чаще всего опасных загадок. Мне особенно приятно писать эти строки. Они - о нашей молодости... Нам с Георгием Филипповичем почти одновременно довелось приступить к испытаниям самолетов. Первыми нашими машинами были новые четырехмоторные тяжелые бомбардировщики ТБ-3 . Байдуков, как и многие из нас, вначале увлекался не тяжелой авиацией, а легкими маневренными истребителями. Ведя учебные бои с мастером воздушного боя В. П. Чкаловым, он не раз и Валерия Павловича ставил в тупик своими совершенно необычными маневрами. Но командование решило бросить все лучшие летные кадры на освоение тяжелых самолетов. Георгий Филиппович стал, как и я, испытателем-бомбовозом. Участник знаменитого перелета по Северному, тогда еще совершенно не освоенному, маршруту на остров Удд, всемирно прославленного перелета из Москвы через Северный полюс в Америку , Г. Ф. Байдуков был правой рукой Валерия Павловича. Имея лучшую тренировку в слепом полете, Георгий Филиппович во время пилотирования в облаках неизменно находился за штурвалом. В перелетах он подменял не только командира экипажа, но являлся одновременно и вторым штурманом-радистом. И когда только отдыхал этот славный человек, бесподобный летчик - испытатель... Став всемирно известным, Георгий Филиппович остался самим собой, хватким, жадным до работы и на удивление скромным человеком. Впоследствии Г. Ф. Байдуков занимал многие ответственные посты, в том числе начальника Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. И сейчас генерал-полковник авиации Георгий Филиппович Байдуков продолжает плодотворно трудиться в кадрах Советских Вооруженных Сил.
Ссылки:
|