Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПРН. СТАНЦИЯ "ДАУГАВА"

18 января 1972 года постановлением ЦК и Совмина Радиотехническому институту была задана разработка вынесенной приемной позиции в составе радиолокационного узла РО-1 в Мурманске со сроком завершения работ в 1975 году. К концу года в РТИ и 2-м НИИ МО были выполнены "Технический проект изделия 5У83" и "Технический проект по вычислительным средствам и алгоритмам изделия 5У83". Станция, получившая название "Даугава", предназначалась для обеспечения совместно с РЛС "Днестр-М" (в перспективе - "Днепр") более надежного прикрытия северного ракетоопасного направления и повышения достоверности информации в неблагоприятной помеховой обстановке, вызванной, в частности, влиянием полярной ионосферы.

В 1974 году в окрестностях Клина был построен стенд антенны РЛС для отработки будущей станции. РТИ выпустил проект "Даугавы", на объекте 4570 в Мурманске завершились строительные работы и к октябрю 1975 года было смонтировано антенное полотно. Головным предприятием по монтажу, настройке и вводу в эксплуатацию станции было назначено ГПТП .

Рассказывает генерал Ю.В.Вотинцев.

"Еще в 1968 году, при проведении государственных испытаний РЛС "Днестр-М" на Мурманском узле , первый заместитель начальника главного штаба Войск ПВО Валентин Васильевич Дружинин сделал вывод о том, что технические характеристики станции соответствуют заданным, но боевая программа в условиях авроральных помех нередко формирует ложную информацию об обнаружении баллистических ракет.

Мы знали об этой проблеме и внимательно следили, как Юрий Владимирович Поляк с группой своих специалистов ведет доработки. Все же решено было обсудить вопрос создания на узле в Мурманске дополнительных радиолокационных средств, менее подверженных помехам.

11 февраля 1969 года на командный пункт 1-й отдельной дивизии ПРН особого назначения прибыли министр обороны А.А.Гречко , министр радиопромышленности В.Д.Калмыков , председатель ВПК Л.В.Смирнов , главнокомандующий Войсками ПВО страны П.Ф.Батицкий , главнокомандующий РВСН Н.И.Крылов , начальник строительства и расквартирования войск А.Н.Комаровский , заместитель начальника Генерального штаба В.В.Дружинин и другие.

Докладывали и давали пояснения директор РТИ А.Л.Минц , начальник 4-го ГУ МО Г.Ф.Байдуков , командир дивизии В.К.Стрельников и я. Для повышения достоверности информации и снижения влияния неблагоприятной помеховой обстановки на узле в Мурманске решено было построить дополнительную станцию".

Рассказывает заместитель генерального конструктора РТИ А.М.Скосырев .

"В 1971 году коллектив Л.М.Кузовкова предложил на базе технических решений приемной позиции разрабатываемой РЛС "Дарьял" создать несколько вынесенных приемных позиций на Мурманском узле, работающих совместно с РЛС "Днепр" . При этом центральная вынесенная приемная позиция (ЦВПП) должна была размещаться непосредственно на объекте, а две другие - на расстоянии 50-100 километров, что было необходимо для увеличения времени предупреждения. Так как в РТИ отсутствовал опыт создания больших антенных решеток с фазо-фазовым управлением лучом, часть технических решений новой станции "Дарьял" предполагалось отработать на центральной вынесенной приемной позиции "Даугава" . С этой целью ЦВПП "Даугава" создавалась опережающими темпами, хотя и меньшим числом конструкторов РТИ. Реально разработка документации на аппаратуру "Дарьяла" проводилась в 1972-1976 годах силами 500-800 разработчиков, проектировщиков и конструкторов нашего института, а разработка документации на "Даугаву" - в 1972-1975 годах силами 50-100 разработчиков, проектировщиков и конструкторов. Главным конструктором Мурманского узла РО-1 оставался Ю.В.Поляк . Приказом директора института Б.П.Мурина 24 марта 1972 года были назначены заместители главного конструктора узла: А.А.Васильев - по ВПП "Даугава", О.В.Ошанин -по комплексу "Даугава" - "Днепр", Ю.С.Саврасов - по алгоритмическому и программному комплексу "Даугава" - "Днепр", В.Н.Николаев - по конструированию ВПП "Даугава".

Рассказывает В.Г.Баистов .

"Главная особенность ВПП "Даугава" - возможность одновременного формирования одним антенным полотном нескольких десятков независимых диаграмм направленности (лучей). При этом они обеспечивали многоканальность станции в части одновременного выполнения функций обнаружения, точного определения угловых координат и сопровождения определенного количества целей и помехоносителей, подавления мешающего воздействия помех по боковым лепесткам, работы системы автокомпенсации помех. Скомпонованные определенным образом, эти лучи образовывали так называемые "розочки". Как оказалось, самым сложным в то время было объяснить многим руководителям, как одна антенна может не только одновременно формировать несколько многолучевых "розочек", но и обеспечивать независимое управление ими во всей зоне обзора РЛС. А без этого разобраться в особенностях построения и функционирования станции и эффективно организовать ее эксплуатацию не представлялось возможным.

С учетом широкого развертывания работ по созданию РЛС с фазированными антенными решетками, было принято решение об организации в 1975 году разового набора слушателей академических курсов при Военной инженерной радиотехнической академии имени Л.А.Говорова для переподготовки руководящего инженерного состава Войск ПВО по перспективным РЛС с ФАР. По решению командования, от управления 1 отдельной дивизии ПРН на эти курсы был отправлен и я. Академия блестяще выполнила задачу. К началу развертывания работ по созданию новых типов РЛС войска получили подготовленный руководящий инженерный состав".

Рассказывает главный конструктор РЛС Радиотехнического института А.А.Васильев .

"Выбранные в то время для "Даугавы" технические решения были далеко не очевидными. Они конкурировали с другими освоенными, например, оптическими схемами, что вызывало острые дискуссии и споры. "Даугава" включила в свой состав крупноапертурную ФАР метрового диапазона. При этом впервые в стране и в мире были разработаны новые методы расчета, разработки и массового изготовления СВЧ устройств. Фазированная антенная решетка станции была выполнена по крупномодульной схеме. В ней имелись 2560 вибраторов с независимым приемом сигналов вертикальной и горизонтальной поляризаций. Антенное полотно площадью около 5000 квадратных метров было изготовлено на Гомельском радиозаводе . Производство теплоизолирующего радиопрозрачного укрытия освоено на Сызранском заводе . Все устройства ФАР "Даугавы" были построены на основе СВЧ гибридных схем метрового диапазона волн, разработанных специально для этой цели. В качестве активных элементов использовались бескорпусные полупроводниковые диоды и триоды. Для крупносерийного производства СВЧ гибридных микросхем потребовалось практически полностью перестроить и специализировать Южный радиозавод в городе Желтые Воды ".

Рассказывает ветеран РТИ О.К.Славинский . "Желтые Воды - чистый городок. Спокойные доброжелательные люди с мягким певучим говором, хорошие столовые, прекрасная гостиница "Юбилейная", расположенная в двухэтажном особняке, окруженном садом, все это в первый приезд произвело на меня прекрасное впечатление. Стояла ранняя осень. В отличие от уже пожелтевшей и частично голой растительности и хмурого неба Москвы, здесь были зеленая листва, синева сверху, цветы на клумбах, фрукты на прилавках. На заводе, не в лучшем цехе, а на отшибе - на старой территории за подъездными путями горнообогатительного комбината с длинными составами открытых платформ, груженных желтоватыми и коричневатыми кусками руды, - в старом здании образца поздних сороковых годов располагался тридцать первый цех, которому предстояло стать самым большим в стране производителем СВЧ плат.

Южный радиозавод изначально был подсобным производством Днепровского машиностроительного завода и предназначался для создания ячеек на печатных платах, изготовления собственно плат, установки на них комплектующих и сдачи их заказчику. Это было чисто радиотехническое производство в соответствии с принятым отраслевым разделением. Производству предстояло стать комплексным. По существу, внутри радиотехнического завода рождалось электронное производство со всеми вытекающими отсюда сложностями.

ЮРЗ не был готов к новой задаче. Не хватало оборудования, отсутствовали кадры и опыт крупносерийного выпуска совершенно новой техники. Главное, еще далеко было до психологического перелома руководителей и технологов, до настоящего интереса к сложной задаче, до азарта, необходимого для успеха в новом деле.

При заводе уже было организовано конструкторское бюро, где главным инженером стал Евгений Семенович Корзин . Несколько лет он проработал в нашем отделе и хорошо понимал специфику института. Кроме этого, он был просто хорошим человеком, близким нам по духу, "отравленным" атмосферой РТИ . За несколько лет КБ ЮРЗ превратилось в самостоятельную творческую силу, способную на передовые разработки.

В годы самого большого напряжения руководил ЮРЗом Валерий Андреевич Шумилин . Он был "продуктом" днепропетровского производства, выросшим в системе жесткой, эффективной, но лишенной демократизма и не очень-то учитывающей психологию и достоинство людей. Было в нем эдакое начальственное актерство отца-командира и неограниченного владыки. Начальника технологического бюро он мог за провинность "назначить мести двор". Тот, ожидая от директора милости в виде жилья, даже не оправдывался. Главной директорской угрозой было: "Уволю - пойдешь в шахту!". Своим же любимцам он прощал многие промахи. Потом эти люди с восхищением рассказывали о его доброте.

"Развращенные" высоким качеством опытных образцов плат, вышедших из рук нашего квалифицированнейшего специалиста Нины Марковны Мамоновой , разработчики 57-го отдела института морщились, глядя на "творчество" специалистов ЮРЗа. Технология на заводе то и дело нарушалась, а ответ исполнителей был прост: "А шо? Хиба не всэ ривно, як мы робым?" Они просто не понимали, что нельзя менять последовательность операций или пропускать что-либо мелкое из технологии. Подтверждался закон производства - необходимо время для отработки нового.

За платами навалилась проблема блоков. Однажды вышел из строя шкаф фазовращателей. После его доставки на Днепровский машзавод все было нормально, а спустя некоторое время блоки отказались работать. Их привезли в институт, начали проверять, и выяснили, что бескорпусные конденсаторы превратились в кусочки проводников.

Процесс монтажа разрабатывался Научно-производственным технологическим центром ЦНПО "Вымпел" в Химках. С трудом нам удалось получить описание технологического процесса - при специфическом разделении предприятий ЦНПО "Вымпел" запросить его официально было невозможно. Прочитав ТУ и ОСТы, мы сообщили начальству, что применять кислотный флюс нельзя.

Проникая в поры незащищенного диэлектрика, кислота приводит к замыканию слоев проводника. Процесс этот не мгновенный. Поэтому готовые блоки успевали довезти до Днепропетровска, где через некоторое время они и выходили из строя. Еще раз подтвердилась истина - к делу надо подходить комплексно.

Постепенно ситуация менялась. К 1975 году 31-й цех ЮРЗа довел выпуск до 1000 плат в сутки! Ситалла не хватало и завод начал работать "с колес": в Москве грузили в пассажирский поезд коробки с подложками, в Днепропетровске к поезду подкатывал "газик" и через три часа груз был в цехе. Общие усилия сказывались. Заводчане освоили новое производство. Квалификация работников повышалась на глазах. Но проблем еще было немало. К весне 1975 года выяснилось, что блоки контроля, созданные для системы контроля Виктора Васильевича Шеховцева , не "идут" на заводе. Блок разрабатывал мой сотрудник А.Е.Смирнов .

Оказалось, что направленные ответвители (а их в блоке было четыре) имели большой разброс по ширине зазора между микрополосками. Зазор же не должен был превышать 100 микрон. При разбросе из двух ответвителей на плате один обязательно не попадал в жестко требуемый диапазон величин переходного затухания. Готовой продукции не было. Очередное: "Нэ идэ!" Завод "ударил" по нам, тут же доведя информацию до генерального директора ЦНПО В.И.Маркова . Л.М.Кузовков и я были вызваны "на ковер". Не обратив внимания на объяснения о том, что у нас все правильно, генеральный директор потребовал на чужом предприятии и аппаратуре сделать партию из ста плат и доказать, что мы правы. Кузовков договорился с руководством завода "Эра", и вскоре мы почти в полном составе "высадились" на Часовой улице. В короткий срок освоили "чужое" оборудование, приноровились к участку золочения, куда поставили добытые с помощью В.Л.Кораблева большие платиновые электроды и сработались с коллективом цеха. Меньше чем за месяц опытная партия была выпущена.

Выход годных плат оказался равным 80 процентам, что для такой схемы было совсем даже неплохо".

Продолжает А.А.Васильев .

"Вычислительный комплекс "Даугавы" состоял из трех комплектов по две ЭВМ 5Э73 разработки М.А.Карцева . При этом один комплект был рабочим, а остальные образовывали, так называемые, горячий и холодный резерв. В комплекте ЭВМ первая машина решала задачи обработки сигналов и управления всеми режимами работы, и называлась станционной машиной, а вторая выполняла функции обработки информации узла и связи с КП СПРН, и называлась командной. Проектная документация узла была разработана в РТИ (И.В.Тарковский, В.И.Макаров) совместно с филиалом проектного института ЦПИ-20 в Ленинграде (главный инженер проекта А.В.Петров). Строители смогли построить и сдать под монтаж технологическое здание станции в предельно короткие сроки. Прогрессивные инженерные решения и усилия коллектива монтажников Гомельского радиозавода, позволили смонтировать полотно ФАР всего за три месяца короткого полярного лета".

Рассказывает генерал В.П.Панченко .

"При испытаниях "Даугавы" были получены хорошие результаты, что открыло дорогу последующим поколениям мощных РЛС с фазированными решетками, разрабатываемых РТИ. На мой взгляд, решение уже этой одной задачи оправдывало строительство ПРЛС "Даугава".

Но, помимо этого, появилась прекрасная возможность существенно повысить боевые возможности Мурманского узла. Доработка алгоритмов комплекса "Днепр" - "Даугава" была выполнена специалистами РТИ под руководством Ю.Саврасова , доработка и отладка программ - специалистами ЛПТП под руководством В.Капенкина . Я был назначен председателем комиссии по приемке комплекса "Днепр" - "Даугава" в эксплуатацию. В состав комиссии входили А.Пронюшкин (2-й НИИ МО), Э.Пономарев (45-й СНИИ МО), Ю.Саврасов (РТИ), В.Капенкин (ЛПТП), В.Черетов (1-я дивизия ПРН), Б.Гришин (Мурманский РУП), а также ряд других представителей промышленных предприятий и войсковых частей.

Два месяца комиссия проводила испытания комплекса. Работа велась по реальному космическому фону, по специальным пускам баллистических ракет с акватории Баренцева моря при постановке активных и пассивных помех с самолетов - постановщиков помех, использовались также специальные имитационные программы, разработанные в 45-м СНИИ МО.

Испытания подтвердили, что пропускная способность Мурманского узла, точность и дальность обнаружения баллистических ракет, особенно, на малых углах места, а также устойчивость функционирования узла в условиях воздействия помех значительно возросли. Таким образом, на северном ракетоопасном направлении был создан уникальный радиолокационный комплекс, состоящий из передающего и двух приемных центров, что позволило существенно увеличить боевые возможности СПРН.

После принятия радиотехнических узлов в эксплуатацию и постановки их на боевое дежурство главным для войсковой части стало поддержание аппаратуры и оборудования в исправном и боеготовом состоянии. Это позволило обеспечить выполнение боевой задачи по обнаружению баллистических ракет.

Разработкой и производством вооружения войск ПРО и ПКО занимались многие НИИ, КБ, проектные, промышленные предприятия и военные строительные организации. При этом использовались различная элементная база, как специально разработанная аппаратура, так и серийно выпускаемое оборудование. Различные устройства и комплексы имели разные степени надежности, периодичность и объем технического обслуживания. При этом техническое обслуживание базировалось на календарном принципе проведения всех видов регламентных работ и планово-предупредительных ремонтов.

Системы автоматического резервирования аппаратуры и оборудования были также различными и не стыковались между собой, что, при обслуживании отдельных устройств, приводило к отказу всего комплекса или узла. В то же время требования к надежности и непрерывному функционированию узла предъявлялись высокие. В течение года допускалось выводить узел из режима боевого функционирования всего на несколько суток.

Так возникла необходимость создания качественно новой системы технического обслуживания вооружения . По согласованию с главными конструкторами Ю.В.Поляком, А.А.Васильевым, В.М.Иванцовым и М.А.Карцевым, при поддержке начальников управлений ГУВ ПВО М.И.Ненашева и А.В.Прохорова, а в последующем - Е.В.Гаврилина, служба вооружения 1-й дивизии ПРН разработала систему адаптивного технического обслуживания вооружения (АТО) .

Суть АТО заключалась в непрерывной оценке уровней технического состояния каждого устройства и комплекса. При снижении этих уровней до определенного порогового значения устройство или комплекс выводились на плановое техническое обслуживание. Объем и сроки технического обслуживания определялись по количественным и качественным характеристикам их боевого функционирования. После экспериментальной проверки на различных типах аппаратуры в различных условиях, директивами командующего 3-й отдельной армии ПРИ в 1977-1979 годах адаптивное техническое обслуживание было введено во всех частях СПРН.

В результате этого:

- надежность функционирования отдельных видов аппаратуры увеличилась в несколько раз. Время наработки на отказ приемных устройств РЛС, наиболее сложных в обслуживании и настройке, увеличилось в 2 - 3 раза, ЭВМ 5Э73 - возросло с 70 до 720 и более часов;

- время вывода радиотехнического узла с РЛС "Днепр" из режима боевого дежурства было сокращено со 160 до 48 часов в год, что привело к значительному увеличению коэффициента оперативной готовности узла. Кроме этого, значительно возросла профессиональная подготовка боевых расчетов, привлекаемых к техническому обслуживанию в ходе несения боевого дежурства, что обеспечивало более высокое качество выполнения боевой задачи, особенно в сложных условиях. Таким образом, внедрение в практику войск "Адаптивного технического обслуживания" позволило получить более высокие показатели надежности боевого функционирования всех узлов и командных пунктов СПРН по сравнению с заданными или полученными в ходе приемо-сдаточных испытаний. Значительный вклад в совершенствование методов технического обслуживания вооружения внесли главные инженеры радиотехнических узлов Ю.М.Климчук , Б.И.Гришин , О.М.Гусинский , Л.И.Гуторин , А.М.Семерков и другие офицеры.

По распоряжению главного инженера войск В.А.Едемского адаптивные методы обслуживания вооружения внедрялись и на других системах войск ПРО и ПКО. Помимо совершенствования технического обслуживания, в частях была развернута работа по расширению возможностей ремонтных органов, а также по анализу функционирования аппаратуры и выработке предложений конструкторам по ее совершенствованию. Объектовые ремонтные органы выявляли и проводили плановую замену ненадежных элементов и блоков. Главные конструкторы разработали сотни предложений по повышению надежности функционирования аппаратуры, которые были реализованы в перечнях доработок.

Для восстановления вооружения в аварийных ситуациях были накоплены запасы необходимых материалов и подменного фонда. Эксплуатационный персонал войсковых частей провел большую работу по селективности защит и повышению надежности автоматического включения резерва (АВР), по выявлению и замене наименее надежных элементов инженерных комплексов. Для внедрения адаптивного техобслуживания в частях были созданы алгоритмы и программы обработки информации о состоянии средств с использованием штатных ЭВМ, находящихся во втором резерве. Наиболее активное участие в разработке алгоритмов, программ и внедрении адаптивных методов обслуживания вооружения приняли офицеры управления вооружения армии В.Г.Баистов , С.В.Рекубратский , Н.А.Васин , В.И.Путятов , Г.А.Бушуев , В.К.Мендрик , В.П.Брынский .

Эти и другие мероприятия обеспечили длительное, в несколько раз превышающее установленный ресурс, надежное функционирование средств СПРН".

Рассказывает В.Г.Баистов .

"Технические особенности вводимой на Мурманском узле приемной РЛС "Даугава" и последующих станций с фазированными антенными рещетками потребовали ускорить переход на новые методы организации и проведения технического обслуживания аппаратуры и оборудования. Прежде всего, это было связано с использованием структурного резервирования элементов (канальной аппаратуры) фазированных антенных решеток. Существовавший ранее календарный способ проведения всех видов технического обслуживания (для аппаратуры с традиционным способом резервирования замещением) оказался непригодным к аппаратуре со структурным резервированием. Кроме того, анализ эффективности проведения регламентных работ по календарному принципу (десятидневные, ежемесячные, квартальные, полугодовые, годовые работы) показывал, что необоснованное увеличение циклов "выключено- включено" зачастую сразу после завершения этих работ приводило к снижению показателей надежности, особенно высокочастотной аппаратуры и аппаратуры со значительным количеством контактных разъемов.

С другой стороны, отказ любого элемента боевого комплекта аппаратуры требовал немедленного его устранения силами дежурного боевого расчета для обеспечения установленного количества резервных комплектов. Допустимый же выход из строя определенного количества каналообразующей аппаратуры ФАР не приводил к снижению характеристик, позволяя организовать накопление и упорядочить ремонт вышедших из строя однотипных элементов специалистами в удобное время. Все это привело к выводу о необходимости внедрения новых принципов проведения техобслуживания по результатам оценки технического состояния вооружения.

Мне была поручена разработка методологических подходов к организации экспериментальной проверки адаптивной (к типу, состоянию вооружения и условиям его эксплуатации) системы техобслуживания. Для подготовки необходимых методических материалов была создана специальная группа из специалистов под руководством службы вооружения 1 отдельной дивизии ПРН (в последующем работа возглавлялась управлением вооружения 3 отдельной армии ПРН). В результате были разработаны и обоснованы обобщенные показатели для оценки надежности функционирования всех видов аппаратуры и оборудования, их пороговые уровни, подготовлен специальный математический аппарат для обеспечения непрерывного контроля изменения этих показателей, организована (по согласованию с главными конструкторами и заказывающим управлением) практическая апробация и отработка нового метода проведения технического обслуживания в реальных условиях эксплуатации. В мае 1977 года предварительные итоги экспериментальных исследований и пути дальнейшего совершенствования системы технического обслуживания вооружения и военной техники СПРН были обсуждены на специальной межведомственной научно-практической конференции на базе управления 1 отдельной дивизии ПРН.

В дальнейшем материалы были использованы разработчиками в инструкциях по эксплуатации аппаратуры и оборудования систем и средств ПРН".

В 1977 году была принята на вооружение РЛС "Днепр" в Мукачево . В этом же году ВПП "Даугава" прошла государственные испытания и 19 июля 1978 года была принята на вооружение. В августе 1978 года принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство система ПРН с новой боевой программой, новым комплексом вычислительных средств и более совершенной системой оповещения "Крокус" .

В итоге были обеспечены обзор и обработка информации о полете баллистических ракет от станций "Днепр" и "Днестр-М" на узлах РО-1 в Мурманске , РО-2 в Риге , ОС-1 в Иркутске , ОС-2 в Гулыпаде , РО-4 в Севастополе и РО-5 в Мукачево .

К КП СПРН были также подключены два узла дальнего обнаружения системы ПРО А-35М со станциями "Дунай-ЗМ" в Кубинке , "Дунай-ЗУ" в Чехове и ЦККП . Узлы в Кубинке и Чехове повышали достоверность информации предупреждения, а данные, поступавшие с ЦККП, позволяли системе ПРН учитывать при этом сложную космическую обстановку. Войска ПВО получили возможность решения в кратчайшие сроки задачи предупреждения о ракетном нападении на страну почти со всех ракетоопасных направлений, обеспечив организацию не только ответного, но и ответно-встречного удара стратегических ядерных сил .

Ссылки:
1. СПРН (Система предупреждения ракетного нападения)
2. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАКЕТНОГО НАПАДЕНИЯ СПРН
3. РАКЕТНАЯ ОБОРОНА: ЛЮДИ И СИСТЕМЫ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»