Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: Рядом с испытателем

"Мне посчастливилось (читаю в различных публикациях Е. Рябчикова - М. В.) видеть Валерия Павловича Чкалова в разных ситуациях - летать с ним и встречать после полетов, ездить на родную нам Волгу, рыбачить на Медвежьих озерах, наблюдать его в редакции "Комсомольской правды" и за кулисами МХАТа, в заводских цехах и у него дома, на испытательном аэродроме и в конструкторском бюро. Он учил меня, авиационного репортера "Комсомольской правды", премудростям тогдашней авиации. По всему, Чкалов выделялся и как летчик, и как яркий самобытный характер.

Год за годом я не спускал с него глаз: уж очень бурно рос он, широко расправляя свои крылья. А память. Она подсказыва

Из журналистских блокнотов Рябчикова.

"Как-то выбрался Чкалов с друзьями на Медвежьи озера порыбачить и захватил меня с собой. Помню, сев на весла, не спеша загребая, он замурлыкал старинную волжскую песню. Вскоре после той памятной рыбалки Чкалову поручили выехать в Горький , прибыть на авиационный завод имени С. Орджоникидзе и приступить к подготовке нового самолета и установлению рекорда скорости.

Мне привелось встретить Валерия Павловича в родном нам городе. Вышли мы на зеленый Откос, что вознесся над речной ширью вровень с седыми башнями древнего кремля. - Хорошо!.. Потом началась работа".

"Однажды Чкалов взял меня, авиационного журналиста, с собой на испытательный аэродром и перед тем, как уйти с конструктором самолетов Н. Н. Поликарповым к истребителю, сказал мне: "Стой здесь! Никуда не уходи!".

Набрав высоту, Чкалов перевел самолет в отвесное пикирование, да так, что нацелил его точно на то место, где с группой специалистов стоял и я. На наши головы обрушились и свист, и вой, и рев, и гул. В то мгновение, когда самолет должен был врезаться в землю, зарывая в нее всех нас, он, едва не повалив людей с ног хлынувшей с неба бурей, был уже в высоте.

Совершив посадку и доложив Николаю Николаевичу Поликарпову о поведении машины в небе, Чкалов сел на траву, закурил и, чуть щуря яростные глаза, спросил меня:

- Ну как?

- Страшно, - сознался я.

- Прямое пикирование уточняет бомбометание и обстрел наземной цели. Ясно? - пояснил Валерий Павлович.

Я смотрю на обветренное лицо пилота, который только что заставил всех на аэродроме содрогнуться, и не видел ни намека на лихачество, на озорство, тем более на самолюбование.

- Если, брат, делаем новые самолеты, нужна и новая техника. И новые инструкции. А старые - на свалку, - подытожил он.

Героизм! Отвага! Мужество! - восторженно писали мы тогда в газетах о летчиках-испытателях, и прежде всего, конечно, о Чкалове".

Июнь 1936-го. На совещании представителей летного состава ВВС и авиапромышленности в Кремле В. П. Чкалов попросил И. В. Сталина и Г. К. Орджоникидзе дать его экипажу возможность совершить перелет через Северный полюс. По воспоминаниям Г. Ф. Байдукова, Сталин отреагировал положительно: "Конечно, совершить такой перелет - большое дело, имеющее важный политический характер". И тут же продолжил: "Но сегодня нам нужен беспосадочный полет из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке". "Вот так нам нужен", - добавил он, касаясь мундштуком горла. Советское руководство намеревалось показать Японии , проявлявшей военно-политическую активность на Дальнем Востоке, возросшую мощь ВВС СССР .

Трассу наметили весьма экзотически - через Заполярье и Арктику: Москва-о. Виктория-Земля Франца-Иосифа-Северная Земля-бухта Тикси- Петропавловск-на-Камчатке-Хабаровск.

Кроме Чкалова, в экипаже второй пилот Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков .

Перелет по "сталинскому маршруту" - такая надпись появилась на фюзеляже РД-2 (АНТ-25) позже - начался рано утром (5 часов 45 минут) с бетонной дорожки Щелковского аэродрома 20 июля 1936 года .

Старт без Рябчикова? Такое не могло быть.

"Краснокрылый тяжело загруженный самолет был установлен на специально построенной бетонной горке - для ускорения разбега. Чкалов в летной куртке, унтах деловито прощался с провожающими. Он подмигнул мне: мол, договоренность есть, и я могу лететь на специальном штабном самолете напрямую в Хабаровск , где должен был закончиться рекордный полет".

Как известно, исключительно сложные метеоусловия вынудили прекратить полет. (В ответ на радиограмму с борта последовало приказание Г. К. Орджоникидзе: приземлиться при первой возможности). А до Хабаровска оставалось каких-то шестьсот с небольшим километров!.. 22 июля Чкалов с трудом посадил машину на острове Удд (ныне - о. Чкалов) в Сахалинском заливе. За 56 часов 20 минут РД-2 преодолел 9374 км. 24 июля всем членам экипажа присвоено звание Героев Советского Союза.

"Не теряя ни минуты, - вспоминал Евгений Иванович, - я помчался на Дальний Восток. Летел на "перекладных": в Свердловске, Красноярске, Чите меня ждали заранее подготовленные машины. Эта своеобразная эстафета требовала от меня огромной физической выдержки, стойкости и мужества. Последний "бросок" - из Хабаровска на остров Удд. И я примчался на этот песчаный клочок земли первым! Первым увидел самолет Чкалова, первым пожал ему руку, обнял всех героев. Первым отправил в Москву большую информацию".

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И. РАБОТА В "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ" 1934-1936
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»