Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)

ЧКАЛОВ Валерий Павлович (1904-1938). Летчик-испытатель, комбриг. Герой Советского Союза (1937). Родился в семье рабочего-котельщика Павла Григорьевича Чкалова (ум. 1931 г.) и его жены Арины Ивановны (ум. 1910 г.) в с. Василево-Слобода Нижегородской губернии. В 1919 г. вступил в Красную Армию. Окончил Борисоглебскую авиашколу и Московскую школу высшего пилотажа. В 1924 г. стал военным летчиком, в 1930 г. - летчиком-испытателем. Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа.
В 1936-1937 гг. Чкалов (с Г. Байдуковым и А. Беляковым) совершил беспосадочные перелеты по маршрутам "Москва - остров Удд (Дальний Восток)" и "Москва - Северный Полюс - Ванкувер (США)".-"Слава сталинским соколам!" - так была озаглавлена передовая статья в газете "Правда" от 24 июня 1936 г., посвященная перелету "Москва - Дальний Восток" Чкалова и его экипажа.
Чкалов стал народным героем. На многочисленных кино-фотодокументах той эпохи он запечатлен рядом со Сталиным. В сознании советских людей Сталин и Чкалов считались друзьями. Чкалов лично познакомился со Сталиным в мае 1935 г. По свидетельству Игоря Чкалова (сына летчика), Сталин даже предлагал Чкалову занять пост наркома внутренних дел.
"Сталин очень любил русских, - рассказывал маршал авиации Голованов. - Сколько раз Чкалов напивался у него до безобразия, а он все ему прощал - в его понимании русский человек должен быть таким, как Чкалов" (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 229).
С 1936 г. Чкалов - член ВКП(б). С 1937 г.- депутат Верховного Совета СССР. Кавалер ордена Ленина (1935). В статье В. Чкалова "Сталинская авиация" есть такие слова: "Сталин - наш, и мы безраздельно принадлежим ему" (Правда. 1937. 18 авг.).
Чкалов погиб при испытании нового истребителя И-180 конструкции Поликарпова.
 Похоронен в Москве у Кремлевской стены.
Обстоятельства гибели Чкалова долгое время не вызывали сомнений. Все придерживались официальной версии: это была случайность. Но затем начались публикации множества противоречивых версий. Например, американские историки авиации откровенно говорили об убийстве русского пилота с мировым именем. Заявляли об этом и наши летчики - Г. Байдуков и А. Серов. 
"Столь ли радостна и безоблачна была жизнь Чкалова, как сегодня представляется многим? - размышляет журналист Г. Максимович. -И когда мы поинтересуемся этим, то узнаем, что с 1925-го и по 1933 год. т. е. меньше, чем за десять лет, Чкалов трижды подвергался заключению и, попросту говоря, его выгоняли из армии". В работе "Дело И-180, или Тайна гибели Валерия Чкалова" журналист досконально расследует все версии, связанные с трагедией декабря 1938 г. По одной из этих версий (впервые выдвинутой Ю. Семеновым), Чкалова "убрал" Сталин с помощью Л. Берии.
Максимович пишет: "Могут возразить, что Чкалов был любимцем всего народа и потому никто бы не осмелился поднять на него руку. Но разве не были "любимцами партии" Н. Бухарин, С. Киров и С. Орджоникидзе? Однако это не помешало Сталину расправиться с ними, когда это потребовалось. Так что в тот период быть любимцем становилось даже опасным.
   ...И если мы будем помнить об этом, то станет понятно очень многое. В первую очередь - почему Валерий Чкалов был вызван из отпуска в ноябре 1938 года, всего через несколько дней после того, как отпуск начался. Я сам видел эту телеграмму. И для чего? Для испытания самолета, еще не готового к первому вылету! Почему на И-180 было обнаружено около ста дефектов во время предъявления его летчику на первый испытательный полет? А ведь полет этот переносился с 8 декабря на десятое, затем на двенадцатое число...
Тогда становится ясно, почему неизвестно куда исчезли ранее установленные жалюзи. И то, почему шасси были законтрены намертво. И то, почему полет состоялся 15 декабря, несмотря на то, что разрешения Н. Поликарпова, да и не только его - на это не было. Ведь на этом полете настаивал именно М. Усачев - директор завода, который, как мы выяснили, был сотрудником НКВД, что в данном случае очень важно!" (Максимович Г. Дело И-180, или Тайна гибели Валерия Чкалова //Люди-загадки. М., 1998. С. 130-218).
Чкалов был женат на Ольге Эразмовне Ореховой, учительнице из Ленинграда, где они и познакомились. Дети: две дочери - Ольга (р. 1939 г.) и Валерия (р. 1935 г.) (обе - кандидаты технических наук) и сын Игорь (р. 1928 г., полковник).
Именем Чкалова в 1937 г. названо село, где он родился (г. Чкаловск) и дальневосточный остров, где он приземлился после беспосадочного перелета в 1936 г. В 1975 г. в США на аэродроме Пирсон Филд в Ванкувере, где в 1937 г. совершил посадку АНТ-25, установлен памятный обелиск. В честь Чкалова названы улица и парк в Ванкувере, в 1976 г. там же открыт музей Чкалова.
В 1941 г. на экраны страны вышел фильм кинорежиссера М. Калатозова "Валерий Чкалов".
В 1939 г. была издана книга Г. Байдукова "О Чкалове". Книга открывалась эпиграфом: "И.В. Сталину, вырастившему бесстрашное чкаловское поколение советских летчиков".
Примечания
1) После того как 15 декабря 1938 г. Чкалов погиб в катастрофе, Беляйкин, возглавлявший Главное управление авиационной промышленности, Усачев, директор завода, построившего самолет Чкалова, и конструктор Томашевич были репрессированы за саботаж (Яковлев А.С. Цель жизни. Москва, 1966. С. 77). Н. Поликарпова не тронули.
2) А.К. Серов (1910-1939) - летчик-истребитель, комбриг (1939). Герой Советского Союза (1938). Погиб в авиационной катастрофе.
Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 

Литература:
Байдуков Г.Ф. Чкалов. М., 1991.

Из Белякова

Есть люди, у которых на всю жизнь сохраняются лучшие черты детской психики: радость бытия, непосредственность переживаний, свежесть впечатлений, искренность и наивность душевного выражения. Конечно, эти черты у них не в своем первоначальном, подлинно детском состоянии, а в перерожденном или преобразованном виде, но при всем том самая-то суть психологии детства остается в сохранности. Такие натуры в большинстве случаев бывают чрезвычайно привлекательны. Преимущества детской души сочетаются у них с преимуществами зрелого возраста. Опыт лет, налагающий на душу печать серьезности, деловой озабоченности, скрашивается у них незаглохшим предрасположением к очарованию сказок жизни. Мироотношение у них, соответственно возрасту, зрелое, умудренное, а мироощущение - детское, то есть неувядшее, непоблекшее. В их любознательности есть нечто уподобляющееся наивному любопытству ребенка. В напряженной работе мысли просвечивают черты, напоминающие детскую задумчивость. Вот именно к числу таких натур принадлежал и Чкалов . Свежестью и цельностью души веяло от его обаятельной личности. Детское выражалось у него, так сказать, походя, непроизвольно и очаровательно - в житейском обиходе, в отношениях к людям, к делам, к идеям, в некоторых чертах характера, в навыках и приемах мысли. Он мог по-детски радоваться удачному для него полету и столь же по-детски огорчаться при неудаче. Люди такого уклада духа всегда в высшей степени ценны, а в особенности в такое время, когда сгущается мгла грядущего...

Валерий, я уже знал, коренной волжанин. Родился в семье котельщика волжских пароходов Павла Григорьевича Чкалова в селе Василево . В этом селе издавна существовал затон - зимняя стоянка речных судов, на которой между навигациями ремонтировались пароходы. Павел Григорьевич и работал здесь мастером по ремонту судовых котлов. Валерий оказался на редкость крепким парнем. Пудовой гирей он забавлялся шутя. Но хотелось испробовать силы в настоящем деле, самостоятельной работе, и он перешел кочегаром на землечерпалку. Землечерпалка расчищала русло реки Волги на мелях и перекатах, и Валерий видел пользу, которую работа их приносила судоходству, людям.

- Да, без нас ни одному пароходу не обойтись, на мель сядет,- соглашался с ним его друг, тоже кочегар, Анфимов. И вот землечерпалка поплыла в Казань. Парни получили новое задание: расчистить дно около пристани, сожженной белыми, и поискать на дне оружие. А в голове молодого Чкалова уже роились дерзкие мысли: податься к красным, в какую-нибудь часть, и вместе с красноармейцами сражаться с врагами. Вот почему, вернувшись в Василево, Валерий все чаще подумывал переменить профессию, чтобы быть поближе к делам Красной Армии. Как- то встретил его дальний родич, сосед по слободке Володя Фролищев .

- И долго ты еще, Волька, кочегарить собираешься? - полюбопытствовал Владимир. - А вот я в Нижнем авиационным механиком работаю. И рассказал он Валерию о том, что в Канавине, пригороде Нижнего Новгорода , стоит 4-й военный авиационный парк, где ремонтируют и восстанавливают аэропланы. Валерий решил твердо: еду с Владимиром в Нижний, поступаю в авиапарк, но тут же вкралось сомнение: примут ли? Ведь ему было всего лишь 15 лет... Шел 1919 год. По стране гремела гражданская война. Наши авиационные отряды на фронте остро нуждались в исправных боевых самолетах. Вот почему, когда Валерий вместе с Фролищевым явились в 4-й авиационный парк, командир охотно согласился принять парня учеником слесаря-сборщика и зачислил его молодым красноармейцем. Валерию выдали обмундирование и поставили "на довольствие с котла". Так Чкалов сделал в своей жизни важный и решительный шаг. Он приобщился к авиации, которой затем посвятит без остатка всю свою жизнь. Для начала - ремонт и сборка "фарманов" , "ньюпоров" , "вуазенов" , пока малоизвестных ему самолетов. Нетрудно было постичь искусство заплетать тросы для расчалок, обтягивать поверхность крыльев перкалем, покрывать его защитной краской и лаком. Занимаясь ремонтом самолетов, Валерий изучал их устройство. В его обиход по-хозяйски входили новые, ранее незнакомые ему слова: фюзеляж, плоскости, стабилизатор, хвостовое оперение, рули поворота и высоты, элероны, лонжероны, шасси, амортизаторы... Перед Чкаловым раскрывалась внутренняя силовая конструкция аэроплана - этой доселе незнакомой машины, обретающей подъемную силу при движении в воздухе. Аэропланы улетали в боевые отряды, и Валерий, провожая их взглядом, горел желанием поскорее научиться летать.

Он все настойчивее осаждал командира авиапарка просьбами перевести его в учлеты. И в 1921 году мечта сбылась: за отличную работу на производстве Чкалов был направлен в город Егорьевск в Теоретическую школу авиации . Это была старейшая русская авиационная школа, основанная еще до революции в городе Гатчина под Петроградом. Во время гражданской войны она была эвакуирована в Егорьевск. Валерий, обладая отличной памятью и способностями к учебе, схватывал и усваивал все легко и быстро, чем удивлял своих учителей. Пригодились знания по устройству самолета, полученные еще в авиационном парке. Сдавая зачеты и экзамены, Чкалов никогда не получал оценки ниже 10 по существующей тогда двенадцатибалльной системе. И вот в начале 1923 года Теоретическая школа окончена. Всем ученикам присвоили звание "красного командира".

В то время в Теоретической школе никаких полетов не производилось. Для обучения полетам все выпускники направлялись в другие школы летчиков . Школ летчиков у нас было тогда всего две, и обе в Севастополе: одна для сухопутных самолетов, другая - для гидро. Но к 1923 году в городе Борисоглебске организовалась еще одна школа летчиков, для размещения которой были предоставлены кавалерийские казармы. Учебное поле конницы было превращено в аэродром, а конюшни и манежи переделывались в ангары для хранения самолетов. В Борисоглебскую школу летчиков в 1923 году и был направлен весь выпуск из Егорьевска. Первая работа учлетов состояла в перестройке одного из манежей в ангар. В ожидании первых полетов Чкалов работал с энтузиазмом. Попутно изучил учебный самолет "авро" . Когда формировалась первая летная группа, в нее зачислили только десять человек, в том числе и Чкалова. Так заветное желание стать летчиком все более приближалось к реальности. Он был зачислен в группу инструктора Очнева в отряде Попова. Лето 1923 года прошло в учебных и тренировочных полетах. После соответствующего количества провозных Чкалов был допущен к первому самостоятельному полету. Он ждал этого дня с нетерпением, ожидали его и инструкторы: они видели, что Чкалов отличается от остальных учлетов особой реакцией, сильным и твердым характером. В октябре 1923 года, когда вся программа на учебном самолете была закончена, Чкалов в составе лучшей десятки, завершив обучение, был направлен в Москву, в Авиационную школу высшего пилотажа . Там ему предстояло освоить полеты на боевых самолетах. В аттестации Борисоглебской школы записали: "Чкалов являет пример осмысленного и внимательного летчика, который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован..." Прибыв в Ленинградскую истребительную эскадрилью, Чкалов продолжал отрабатывать технику пилотирования. Все летчики этого подразделения в совершенстве владели высшим пилотажем, а Валерий летал настолько мастерски, что с полным правом заявлял: "На самолете я чувствую себя гораздо устойчивее, чем на земле". И в самом деле, метрах в пятидесяти от земли он мог пройти в перевернутом полете - вверх шасси, выполнить при этом расчет на посадку, а затем, довернув машину в нормальное положение, точно приземлиться у посадочного знака. И все же не полет, как таковой, а воздушный бой считал Чкалов настоящим призванием летчика-истребителя. "Высокий воинский дух и желание драться одни только освещают назначение воздушного бойца", - говорил он и настойчиво вырабатывал в себе бойцовские качества.

Как-то Чкалов участвовал в маневрах Балтийского флота. По условиям учений предполагалась высадка десанта, о чем надо было передать на флагманский корабль - линкор "Марат". Но оборвалась радиосвязь. Тогда командование решило доставить вымпел с донесением с помощью авиации. Дело это было нелегкое. Прежде всего, участвовавшие в учениях боевые машины не рассчитывались для полетов над морем. А тут еще и погода ухудшилась: не на шутку разыгрался сильный шторм, полил дождь - поиск корабля в открытом море в таких условиях казались почти невозможным. Но приказ есть приказ, и, выбирая для выполнения задания двух наиболее опытных летчиков, комэск предложил Валерия Чкалова. Едва взлетев, боевые машины тут же скрылись в непроглядной осенней мути. Аэродром напряженно замер, ожидая их возвращения. Но время тянулось мучительно медленно. Когда, по расчетам, горючее в баках должно было кончиться, с задания вернулся один летчик. Поиски корабля оказались бесплодными. А Чкалова все не было. Уже сгустились сумерки. Тяжелое предчувствие катастрофы обошло притихшую самолетную стоянку. Вдруг звонок!.. Это к телефону вызывали командира эскадрильи. Летчик Чкалов докладывал, что задание командования выполнено: вымпел с донесением сброшен па борт линкора "Марат" . Как потом выяснилось, Валерий летал метрах на двадцати над бушующим морем и читал надписи на бортах кораблей. Когда обнаружил "Марат", сбросил донесение и, на последних каплях бензина успев дотянуть до суши, благополучно приземлил машину на берегу. "Не мог же я вернуться, не выполнив задания..." - объяснял он свое решение. И в этом был весь его решительный бойцовский характер, который потом даст право назвать Валерия Чкалова великим летчиком нашего времени. Но прежде ему предстояло еще пройти немало суровых испытаний. "Так как мои полеты выделяются из других, то это нужно как-то отметить, - с горечью писал он жене Ольге Эразмовне. - И вот отмечают, как "воздушное хулиганство"... Конечно, неправильно было работу молодого пилота Чкалова окутывать этаким ореолом ухаря, которому все нипочем. Пролететь, мол, под мостом - пожалуйста. Разогнать с помощью самолета базар - пожалуйста. Да, случалось; что Валерий мастерски, с блеском выполнял рискованные полеты, но никогда не были они для него самоцелью, погоней за дешевой популярностью. У меня сохранился журнал "Вестник Воздушного Флота" тех лет, где есть любопытная мысль о требованиях, предъявляемых к военному летчику. "Летчик должен обладать:

1. высоким воинским духом, основанным на гражданской доблести,

2. решительным характером,

3. нервным и быстрым темпераментом,

4. умственным и физическим развитием,

5. виртуозностью в пилотаже,

6. виртуозностью в стрельбе,

7. отличным знанием свойств своей машины и оружия". Всеми этими качествами летчик-истребитель Валерий Чкалов обладал, можно сказать, в превосходной степени. Возможно, потому достаточно высоки были и предъявляемые к нему требования. Так, 15 августа 1928 года Чкалов летел по маршруту Гомель - Брянск и решил потренироваться в управлении машиной на малых высотах. Но пошел дождь, летчик снизился до бреющего полета и налетел на телеграфные провода. Машина рухнула, разлетелась на части. Валерий остался жив. Непомерно тяжелое наказание вынесли тогда пилоту за эту аварию - год тюремного заключения...

И вот, полный сил, энергии, дерзновенных планов, Чкалов оказался в камере- одиночке. "Как истребитель, я был прав и буду впоследствии еще больше прав", - пишет Валерий Ольге Эразмовне. Однако вернуться в свою эскадрилью Чкалову не довелось. Вскоре его освободили, но уволили из рядов Воздушного Флота. С трудом Валерию удалось устроиться в Осоавиахим . "Бывший военный летчик. Истребитель. Когда-то летал. Сейчас подлетывает на "юнкерсе". Скучно и грустно смотреть на вас, Валерий Павлович. Самолет вам не подходит по духу. Ну, а в общем - катайте пассажиров. И то хлеб!" Такую вот надпись сделал Чкалов в то время на своей фотографии. И как бы друзья ни просили начальство перевести его в боевую авиацию, ответ был один: недисциплинированные не нужны... Тогда Громов , только что совершивший перелет на самолете "Крылья Советов" но европейским столицам, и Юмашев обратились к Алкснису :

- Мы ведь тоже повинны в тех нарушениях, за которые поплатился Чкалов, но мы похитрее, делаем все, что диктует нам наш молодой темперамент, не на глазах, а поодаль. А Чкалову скучно в части, он полон энергии и во знает, во что ее вылить. Дайте ему настоящую работу летчика-испытателя. Там ему придется голову поломать...

- Вот это, пожалуй, аргумент убедительный, - согласился тогда Алкснис, и Чкалов получил работу испытателя в НИИ ВВС. Мелкие стычки с отдельными лицами в прошлом, приносившие Валерию много неприятностей, тонули в общем подъеме жизни страны, нашей первой пятилетки, в той динамичной работе летчика- испытателя, в которую Чкалов окунулся с головой. Подробно ознакомился он вскоре со всеми данными самолета АНТ-25 , получил разрешение опробовать его в воздухе и машиной остался очень доволен. Больше всего ему понравилась отменная устойчивость самолета в полете, легкость управления, богатое оборудование.

Ссылки:

  • Сухой Павел Осипович (1895-1975)
  • Истребители Поликарпова
  • Томашевич Дмитрий Людвигович
  • Бабушкин М.С.: Полюс завоеван
  • Отделение Кб Туполева от ЦАГИ
  • Усачев Михаил Александрович
  • В чем обвинялись зеки ЦКБ-29 НКВД?
  • Кербер Леонид Львович (1903 - 1993)
  • Берия Л.П. и репрессии
  • Чкалов Игорь
  • Семья, детство и юность А. Аджубея
  • Раскова Марина Михайловна (1912-1943)
  • Неудавшийся трансполярный перелет на АНТ-25 в августе 1935 года
  • КБ-1, отдел N 32, конструкторский
  • СБ-1: начало организации КБ-1
  • Беспосадочный первый трансарктический перелет Москва - Северный полюс - США (Чкалов 1937)
  • "Востоки" или "Союзы? Проблемы сближения и стыковки
  • Долгов Александр Кузьмич
  • Неудачный полет Леваневского на АНТ-25 в Америку
  • Чкалова Ольга Эразмовна
  • Развитие авиации в советской России
  • Перелет Москва-Петропавловск-камчатский разрешен
  • книга Беляков Александр Васильевич "В полет сквозь годы"
  • Рябчиков Е.И: Помнил об авиации
  • Введение: О Е.И. Рябчикове Владимир Бонч-Бруевич
  • Рябчиков Евгений Иванович (1909-1996) краткая биография
  • Рябчиков Е.И.: Рядом с испытателем
  • Гибель Чкалова В.П., 1938 г
  • Гагарина А.Т.: предвоенные годы
  • Встреча Гагарина после полета (Родители Ю.А. Гагарина)
  • Гагарин Ю.А. в Саратовском аэроклубе
  • Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи
  • Пономарев А.Н. в Борисоглебской 2-й военной школе летчиков
  • Пономарев А.Н. докторант Сорбонны
  • К 100-летию журналиста Е.И.Рябчикова
  • Стефановский П.М. и Чкалов В.П.
  • Арцеулов Константин Константинович (1891-1980)
  • Демонстрация наших самолетов итальянцам перед войной
  • Испытания самолета на пикирование
  • ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)
  • "Цирк Вахмистрова"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»