Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Витте Сергей Юльевич (1849-1915)

Источник-Википедия

Русский государственный деятель. С февраля 1892 г. - министр путей сообщения, с августа 1892 г. - министр финансов. Ввел винную монополию , ставшую одним из основных устоев бюджета России. Санкционировал сооружение Сибирской железнодорожной магистрали , провел денежные реформы на основе золотого обращения. С октября 1905 по апрель 1906 г. возглавлял совет министров. Организатор подавления Московского вооруженного восстания, карательных экспедиций для ликвидации революционных движений в Сибири, Прибалтике, Польше, для чего добился получения у иностранных держав предоставления займа в 2,25 млрд рублей. Получив отставку, сохранил звание члена Государственного совета.

С.Ю. Витте родился 17 (29) июня 1849 года на Кавказе, в Тифлисе. Его предки по  отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику - лишь в  1856 году получили потомственное дворянство. Отец Витте - лютеранин, принявший  православие, был крупным царским чиновником, служил директором департамента  государственных имуществ на Кавказе. Мать была дочерью члена главного управления  наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора А.М. Фадеева и княжны  Е.П. Долгорукой и имела много влиятельных родственников. Двоюродная сестра Витте  - основатель теософии Е.П. Блаватская (1831-1891). Сам Витте охотно подчеркивал  свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что  происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. "Вообще вся моя семья, -  писал он в своих "Воспоминаниях", - была в высокой степени монархической семьей,  - и эта сторона характера осталась и у меня по наследству".     Детские годы Сергей провел в семье своего деда, где получил обычное для  дворянских семей воспитание. В Тифлисской гимназии, куда он затем был отдан,  Сергей учился "очень плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием,  верховой ездой. В результате, в 16 лет он получил аттестат зрелости с  посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это,  будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в  университет. Но юный возраст (в университет принимали людей не моложе семнадцати  лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось  снова поступить в гимназию - сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И только после  усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат  зрелости.     В 1866 году он поступил на физико-математический факультет Новороссийского  университета (в Одессе), в течение всего времени обучения был лучшим студентом,  мало интересовался политикой и окончил университет в 1870 году со степенью  кандидата физико-математических наук. Одаренный юноша мечтал о карьере  профессора, но родные - мать и дядя (отец Витте умер в 1867 году) - сочли эту  стезю недостойной его дворянского происхождения. Его заставили избрать более  престижную карьеру чиновника и Витте был зачислен в канцелярию новороссийского  генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Это  была новая и перспективная отрасль хозяйства. В железнодорожное строительство  вкладывались суммы, превышавшие капиталовложения в крупную промышленность.  Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и  Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил  Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных  дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.  Вскоре он перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, и сделался  одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и  торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого была и Одесская железная дорога.  Однако после многообещающего начала карьера С.Ю. Витте чуть было не оборвалась  совсем. В конце 1875 года недалеко от Одессы произошло крушение поезда,  повлекшее за собой много человеческих жертв. Начальник дороги Чихачев и Витте  были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось  расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к  театру военных действий (шла русско-турецкая война 1877-1878 гг.), чем обратил  на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма  для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой. Одновременно, как  практик, Витте был приглашен в Петербург, в комиссию графа Э.Т. Баранова,  изучавшую состояние железных дорог в России. В ее рамках Витте подготовил проект  "Общего устава российских железных дорог", а в 1883 году опубликовал книгу  "Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов". В 1877 году С.Ю. Витте  становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а в 1879 году,  после окончания войны, - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных  железных дорог. Тогда же, в 1879 году, Витте женился на Н.А. Спиридоновой,  дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого  С.Витте, он "знал всех более-менее выдающихся актрис" в Одессе.     К началу 1880-х годов имя С.Ю. Витте было уже хорошо известно среди  железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с  крупнейшими "железнодорожными королями" - 

И.С. Блиохом, П.И. Губониным, В.А. Кокоревым, С.С. Поляковым

С 1886 по 1888 год Витте состоял управляющим  Юго-Западных железных дорог. Как управляющий Витте получал больше любого  министра - свыше 50 тысяч рублей в год. Поднявшись по служебной лестнице до  управляющего Юго-Западными железными дорогами, Витте стал высокооплачиваемым  менеджером, пользовался весом в деловом мире Киева, где располагалось управление  дороги, ему был предоставлен роскошный особняк в самом аристократическом районе  Киева напротив дворца генерал-губернатора. Его будущее казалось раз и навсегда  определенным.  Резкий поворот в карьере Витте в 1888 году во многом произошел благодаря  случайности. В качестве управляющего Юго-Западной железной дорогой он имел  дерзость ограничить скорость движения царского поезда, вызвав возмущение  придворных. На глазах Александра III Витте вступил в конфликт с царскими  адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с  целью разгона царского поезда до высоких скоростей. На других дорогах  управляющие были менее строптивыми, и поезд гоняли с бешеной скоростью до тех  пор, пока 17 октября близ станции Борки не произошло крушение. Александра III  спасла только его колоссальная сила, позволившая ему удержать на плечах крышу  вагона. Тогда-то и вспомнили о предупреждении Витте.  В марте 1889 года Витте был назначен начальником только что образованного  Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов и вопреки всем  канонам Табели о рангах сразу произведен в чин действительного статского  советника (т.е. получил генеральский чин). И хотя это означало сокращение  жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и  положением преуспевающего дельца ради государственной карьеры. А доплату к  жалованью с целью компенсировать потери перехода на государственную службу Витте  получал из личных денег императора. Петербургская бюрократия настороженно  встретила провинциального выскочку. Его манеры, поведение, речь, вызывали  раздражение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов.  Его быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со  стороны чиновников. Провинциал, пользуясь благосклонностью императора, быстро  потеснил соперников. Не проходит и года, как 15 февраля 1892 года его назначают  министром путей сообщения.  Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 году тяжело заболел  министр финансов И.А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась  закулисная борьба за влиятельный пост, в которой Витте принял самое активное  участие. Не слишком щепетильный и не особенно разборчивый в средствах для  достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве  своего покровителя И.А. Вышнеградского (который совсем не собирался оставлять  свой пост), 30 августа 1892 года Витте добился места управляющего Министерством  финансов. А 1 января 1893 года Александр III назначил его министром финансов с  одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте  достигла своей сияющей вершины.  В 1892 году произошли изменения и в личной жизни С.Ю. Витте. После  скоропостижной смерти осенью 1890 года его первой жены, Витте женился на  Матильде Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе  предшествовал скандал, так как С. Витте начал встречаться с Матильдой до её  развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С. Витте карьеры, так  как сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в  результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов "поставить крест"  на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот  брак только увеличивает его уважение к Витте. Новый брак принес Витте семейное  счастье, Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе. В  результате и без того не самые тёплые отношения С. Витте с высшим светом ещё  более ухудшились. Наряду с этим император Александр III к нему явно благоволил.  "Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "очень любил",  "верил мне до последнего дня своей жизни". Да и для Витте Александр III остался  до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный сын  православной церкви", "простой, твердый и честный человек", "выдающийся  император", "человек своего слова", "царски благородный", - так характеризует  Витте Александра III.  В 1893 году Витте был уже министром в чине тайного советника и Почетным членом  Академии наук. По сути дела, он возглавил второе по значимости после МВД  ведомство дореволюционной России, поскольку Минфину подчинялись Госбанк, Корпус  пограничной стражи, фабрично-заводская инспекция. Осуществление ускоренной  индустриализации министр считал возможным за счет активного привлечения  иностранных капиталов и государственных инвестиций. С этой целью в 1894 году по  инициативе Витте вводится государственная винная монополия на торговлю крепкими  спиртными напитками, дававшая до четверти всех поступлений в казну.  В 1894 году Витте выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в  результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с  этой страной. В 1896 году он провёл успешные переговоры с китайским  представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Манчжурии  Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до  Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён  союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача  китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте хорошо знал  человеческие слабости и беззастенчиво подкупал нужных ему людей. В качестве  министра финансов он располагал широчайшими возможностями для раздачи денежных  субсидий, предоставления привилегий, концессий, назначения на доходные места. Он  одним из первых понял силу печатного слова и пользовался газетами для проведения  собственных планов. Заказные статьи практиковались и до него, но Витте стал  делать это с размахом. На него работали десятки российских и зарубежных  журналистов, по его заказу издавались брошюры и солидные труды. Через прессу  вели кампанию по дискредитации противников Витте и продвигали его собственные  планы.  В 1894-1895 годах С.Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 году сделал  то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение,  обеспечив вплоть до первой мировой войны стране твердую валюту и приток  иностранных капиталов. Одновременно ограничивается эмиссионная деятельность  Государственного банка, осуществляется серия конверсионных займов за границей,  что позволило перейти на золотое обращение. Введение золотого стандарта, то есть  свободного размена рубля на золото было смелым решением Витте. По его  собственным словам, "против этой реформы была почти вся мыслящая Россия", потому  что одним (прежде всего экспортерам сырья) был выгоден слабый рубль, других  страшила сложность этой финансовой операции. Витте убеждал своих оппонентов, что  бумажный рубль является главнейшим препятствием для нормального развития: "По  существу своему обращающиеся у нас вместо денег бумажные знаки являются  постоянным напоминанием о бессилии государственной казны". Когда были отчеканены  новые золотые империалы, знатоки предсказывали мгновенное вымывание их из  оборота. Но министр тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой  золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и  устойчивых в мире. Единственный раз в отечественной истории (в 1897-1914)  русский рубль был конвертируемой валютой, что облегчило приток в страну  иностранного капитала.  Система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество  железных дорог; к 1900 году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти;  облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.  Авторитет С.Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной  фигурой среди западных предпринимателей, привлек благосклонное внимание  иностранной прессы. Отечественная же печать резко критиковала Витте. Ни один  государственный деятель России не был предметом столь разнообразных и  противоречивых, но упорных и страстных нападок, как Витте. При дворе его  обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать  права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить  их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении обмануть крестьянство  в пользу помещиков. Обвиняли его даже в дружбе с А.Желябовым в попытке привести  к упадку сельское хозяйство России, чтобы доставить выгоды Германии. В  действительности же вся политика С.Ю. Витте была подчинена единственной цели:  осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не  затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.  Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал  "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем,  чтобы укрепить и сохранить самодержавие.  Одиннадцать лет, в течение которых Витте был министром финансов, ознаменованы  огромным увеличением бюджета, развитием государственного хозяйства и крупными  реформами в области финансового законодательства. Общий баланс госбюджета за  время Витте возрос на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период  - 10,5%, тогда как в предшествующие и последующие десятилетия эта цифра не  превышала 5%. Но события начала XX века поставили под сомнение грандиозные  начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие  промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось  бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила  русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией. Витте сделали  ответственным за мировой экономический спад, и вся его хозяйственная система  была подвергнута шквальной критике.  У Витте сложились непростые отношения с Николаем II, вступившим на престол в  1894 году, наверное, потому, что для него царь навсегда остался юным  наследником, которого надо было постоянно поучать и поправлять.  Самостоятельность и неуступчивость министра финансов, его постоянные ссылки на  великое царствование Александра III - все это не нравилось новому императору.  Николаю II со всех сторон нашептывали, что Витте превратился в великого визиря,  игнорирующего самодержца. 16 августа 1903 года Николай II, выслушав очередной  доклад Витте, обласкал его, а на прощание смущенно сказал, что лишает его поста  министра финансов. По словам придворных, после этой аудиенции император  облегченно выдохнул: "Уф!" Чтобы подсластить пилюлю, Витте назначили  председателем Комитета министров и членом Государственного совета. Несмотря на  пышное название, это был весьма скромный пост, и от занимавшего его сановника  реально ничего не зависело. Вместе с тем Николай II не собирался окончательно  удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и  брат царя великий князь Михаил. Кроме того, на всякий случай Николай II и сам  хотел иметь под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.  Час Витте пробил, когда России потерпела унизительное поражение в  русско-японской войне 1904-1905 годов. С устранением его от государственной  деятельности усилилась его популярностью в русском обществе, и когда в июне 1905  года предстоял выбор уполномоченного для ведения мирных переговоров с Японией,  то общественное мнение выдвинуло кандидатуру Витте, как самого авторитетного и  выдающегося из официальных деятелей того времени. На назначение Витте  чрезвычайным послом Николай II пошел с большой неохотой. Но отправившись на  переговоры в американский Портсмут, Витте сумел в короткое время приобрести  сочувствие и уважение влиятельных кругов американского общества и народа; в  совещаниях с японскими делегатами в Портсмуте, как и в предшествующих беседах и  переговорах, Витте показал себя искусным и дальновидным дипломатом. Ему пришлось  проявить большое дипломатическое искусство, чтобы свести к минимуму потери  России. В сущности, за столом переговоров Витте даже вернул часть потерянного на  полях сражений. И тем не менее ему пришлось согласиться на уступку южной части  Сахалина, уже захваченной японцами. В ночь перед заключением мира Витте  размышлял об исходе переговоров: "С одной стороны, разум и совесть мне говорили:  "Какой будет счастливый день, если завтра я подпишу мир", а, с другой стороны,  мне внутренний голос подсказывал: "Но ты будешь гораздо счастливее, если судьба  отведет твою руку от Портсмутского мира, на тебя все свалят, ибо сознаться в  своих грехах, своих преступлениях перед отечеством и Богом никто не захочет, и  даже русский царь, а в особенности Николай II". Витте как в воду глядел.  Подписание договора 23 августа 1905 года доставило Витте всемирную славу.  Возложенная на него задача была признана исполненною блистательно, и рескриптом  Николая II от 25 сентября дарован ему титул графа, но недоброжелатели тут же  окрестили его "графом Полусахалинским", обвинив в уступке Японии южной части  Сахалина. По возвращении в Россию Витте сосредоточил на себе все надежды  правительства. В России стали видеть кандидата на пост руководящего  министра-распорядителя, призванного осуществить коренную реформу устарелого  государственного строя.  9 октября 1905 года Витте представил Николаю II записку, в которой указывалось  на опасность революционного развития событий: "Русский бунт, бессмысленный и  беспощадный, все сметет, все повергнет в прах. Какой выйдет Россия из  беспримерного испытания - ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта  могут превзойти все то, что было в истории". Витте видел выход в немедленных  реформах сверху, подчеркивая, что естественное развитие неизбежно приведет  Россию к конституционному устройству. Царь согласился с этими аргументами и  предложил подготовить соответствующий манифест. Обстановка в столице была  накалена до предела и при дворе уже обсуждался вопрос об эвакуации царской семьи  на немецком крейсере. Манифест готовился в условиях цейтнота, в глубокой тайне и  типично бюрократическими методами. К работе не привлекли ни одного из  общественных деятелей. Два помощника Витте - Н.И. Вуич и князь А.Д. Оболенский  подготовили несколько вариантов манифеста "Об усовершенствовании  государственного порядка". Николай II колебался до последней минуты, раздумывая  над тем, пойти ли на уступки или усилить репрессии. Однако ни один из сановников  не решился взять на себя ответственность за наведения порядка вооруженной рукой.  Министр императорского двора В.Ф. Фредерикс с горечью подвел итог: "Все от  диктаторства и власти уклоняются, боятся, все потеряли голову, поневоле  приходится сдаваться графу Витте". Вечером 17 октября Николай II подписал  манифест в редакции Витте. В своем дневнике он сделал запись: "После такого дня  голова стала тяжелой и мысли путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию!".  Манифест 17 октября оказал огромное влияние на внутреннюю политику. Основные  положения манифеста уже нельзя было отменить. Россия вступила в новую фазу  своего политического развития. Этот шаг спас тогда страну от хаоса гражданской  войны, а самодержавие от краха.  Это был кульминационный пункт политической карьеры Витте. Через два дня, 19  октября 1905 года, он назначается первым в истории России председателем Совета  Министров. Витте очутился меж двух огней. Для демократической части общества он  был душителем свободы, для консерваторов - чуть ли не вдохновителем революции.  На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к  лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным  охранителем, то искусным миротворцем. В качестве Премьера он, для стабилизации  внутреннего положения, добился получения от Франции и ряда других стран крупных  займов. Правительство под председательством Витте занималось самыми разными  вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное  положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов,  смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло  Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.  Однако возглавляемый С.Ю. Витте Совет Министров так и не стал подобным  европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего  полгода.  Все более усиливавшийся конфликт с царем вынудил его подать 14 апреля 1906 года  в отставку. Почти сразу, 22 апреля 1906 года, отставка была принята. В тот же  день специальным рескриптом император отметил заслуги Витте в искоренении  "крамолы", наградил его одним из высших российских орденов - Александра Невского  с бриллиантами и солидным денежным вознаграждением. С.Ю. Витте пребывал в полной  уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую  устойчивость режима. Уход Витте вызвал бурю восторга справа и слева. Для правых  отставка премьер-министра символизировала долгожданный отказ от реформаторского  курса, левые, наоборот, видели в этом признак слабости царского самодержавия.  Таков был финал шестимесячного премьерства Витте, пытавшегося примирить  политические крайности. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и  не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом  Государственного совета, часто выступал в печати. Сергей Юльевич ожидал нового  назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу сначала против  Столыпина, занявшего пост председателя Совета Министров, затем против В.Н.  Коковцова. Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных  противников позволит ему вернуться к активной политической деятельности. Он не  терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни. Карьера Витте была  закончена, но сам он долго этого не осознавал, продолжал устраивать разные  комбинации, интриговал, даже пытался использовать Г.Е. Распутина, чтобы  вернуться к власти. Но в этом ему не смог помочь даже фаворит царской четы,  сетовавший на то, что "папаша и мамаша" на дух не переносят "Витю". Отставной  сановник вплоть до своей смерти оставался членом Государственного Совета и  председателем его комитета финансов (в 1911-1915). Витте был почетным  гражданином множества городов России - от Екатеринбурга до Сарапула и Великих  Лук.  В начале первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для  самодержавия, С.Ю. Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию  и попытаться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен. 28  февраля (13 марта) 1915 года Сергей Юльевич Витте, немного не дожив до 65-летия,  умер в своем доме на Каменноостровском проспекте, и в ту же ночь его кабинет и  бумаги были опечатаны. Полиция искала его воспоминания, державшие в трепете всю  правящую верхушку. Однако Витте принял меры предосторожности. Рукописи хранились  за границей в сейфе одного из банков. Воспоминания Витте впервые были  опубликованы уже после революции в 1921-1923 годах. Они до сих пор остаются,  наверное, самым популярным, многократно переиздававшимся и наиболее часто  используемым историческим источником. Парадокс заключается в том, что трехтомные  мемуары Витте дают весьма искаженное представление и о нем самом и  государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Они крайне  субъективны и подчинены его политическим интересам.  Хоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры скромно, "по  третьему разряду". Это было одним из самых последних захоронений на Лазаревском  кладбище. Никаких официальных церемоний не было. Смерть Витте вызвала довольно  широкий резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа: "Памяти  большого человека", "Великий реформатор", "Исполин мысли"... Многие из тех, кто  близко знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.  После смерти Витте его политическая деятельность была оценена крайне  противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине "великую услугу",  другие утверждали, что "граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него  надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и даже,  напротив, деятельность его "скорее должна считаться вредной". Политическая  деятельность С.Ю. Витте была действительно крайне противоречива. Но как бы ни  оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей  деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как  его единомышленники, так и оппоненты. Интенсивное развитие капитализма Витте  связывал с опережающим развитием транспортных коммуникаций, науки и образования.  Именно он был инициатором строительства Сибирской железной дороги, а затем  изыскивал значительные суммы на ее быстрейший ввод в эксплуатацию. Для  организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке  был построен ледокол "Ермак". Именно Витте пригласил Д.И. Менделеева заведовать  Палатой мер и весов и за короткий срок великий ученый сумел упорядочить дела в  этом ведомстве. Он "продавил" открытие трех политехнических институтов, 73  коммерческих училищ и множество других учебных заведений, без которых  быстроразвивающаяся экономика страны захлебнулась бы из-за отсутствия  квалифицированных кадров. Наконец, именно при Минфине в 1902 году создается  первое в России Государственное агентство печати, получившее наименование  Торгово-телеграфное (позднее - Петроградское телеграфное агентство). И поныне  его противоречивая личность вызывает споры, и, быть может, этот интерес является  лучшей оценкой дел Сергея Юльевича Витте. 

Действительно, Сергей Витте - русский с примесью голландской крови - был в годы правления Александра III и Николая II (наряду, естественно, с Петром Столыпиным ) одним из самых сильных государственных деятелей России. Недаром многие в те времена как дома, так и за рубежом считали, что именно Витте может стать первым российским президентом в случае падения самодержавия. Эти разговоры, кстати, сыграли немалую роль в его отставке - держать рядом с собой потенциального президента России Николай II не захотел.

Александр III и Витте в должности министра финансов представляли собой едва ли не идеальную пару. Царь и министр умели считать деньги, не давая им утекать сквозь пальцы.

Ссылки:
1. Дурново Петр Николаевич (1844 -1915)
2. Гапон Георгий Аполлонович (1870 -1906)
3. Савинков Б.: Убийство предателя Гапона
4. Нансен Фритьоф (1861-1930)
5. Поляков Лазарь Соломонович
6. Царский манифест 17 октября 1905 г.
7. Столыпин Петр Аркадьевич (1862 - 1911)
8. Кирпичев В.Л. (1845-1913)
9. Спиридонова Н.А.
10. Русско-японская война 1904-1905 годов
11. Государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками
12. Блаватская Елена Петровна (1831-1891)
13. СРН (Союз русского народа)
14. Кадеты (конституционно-демократическая партия Народной Свободы)
15. Общество мусульман-прогрессистов
16. Губайдуллин Масгуд Габдулгалеевич (по автобиографии Губайдуллина А.М)
17. Горький и Первая русская революция
18. Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905)
19. Первая русская революция 1905-1907 гг
20. Кровавое воскресенье
21. Тимофеев Виктор Владимирович (1904-1974)
22. Тимофеев-Ресовский Н.В. в Практическом институте
23. Александр III, император
24. Амбарная книга империи. Последняя запись. Николай II
25. Русское родео. Александр III в роли ковбоя
26. Шателен Михаил Андреевич (1866-1957)
27. Новицкий Иосиф Иосифович -1917
28. Николай II Александрович, Император (1868-1918)
29. "Первый Распутин"
30. Вайнштейн Г.М.: мысли о необходимости порвать с еврейством и начать "новую жизнь"
31. черносотенцы начали погромы, 1905 г
32. Подрядчики на строительстве железных дорог
33. В отпуске в Староконстантинове, смерть матери (Вайнштейн Г.М.)
34. Всероссийская Нижегородская выставка
35. Железнодорожная забастовка 1905 г
36. Ледокол Ермак
37. Лисаневич Матильда
38. Легенда об изобретении водки Д.И. Менделеевым
39. Менделеев Д.И. в Педагогике и просвещении
40. Лопухин Алексей Александрович (1864 - 1928)
41. Менделеев Д.И.: экономика и футурология
42. Менделеев Д.И.:Кораблестроение
43. Меринг
44. Мотовилова С.Н.- встречи с революционерами1
45. Крымская война 1853-1856 годов
46. Учреждение в России "Общества "Электрическая сила""
47. Фадеева Екатерина Андреевна
48. Государственная Дума Первая
49. Фадеев Андрей Михайлович
50. Мотовилова Алина Антоновна (ур. Фон Эрн)
51. Мотовилова Алина Антоновна, урожд. фон Эрн (1857 - 1943) краткая биография
52. Гучков Александр Иванович (1862-1936)
53. ЭКОНОМИКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
54. ВЛИЯНИЕ ТРАНССИБА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ
55. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ. РАЗВЕРТЫВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
56. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ТРАНСПОРТЕ
57. Транспортное освоение северного края
58. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК (1851)
59. КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»