|
|||
|
ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ТРАНСПОРТЕ
Революционные события в Западной Европе и затянувшееся крепостное право в России нашли отражение в формировании демократических настроений, стремлении к свободе и справедливости в различных слоях общества, в том числе у транспортников, студентов и выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Огромное значение имел вызванный Отечественной войной 1812 г. патриотический подъем, охвативший всю страну, поднявшуюся на борьбу с войсками Наполеона. Отсюда берут начало патриотические традиции на транспорте. Более половины учащихся путейского института отправились в действующую армию, многие из них участвовали в Бородинском сражении, проявив при этом мужество и отвагу, в их числе - будущие декабристы Сергей Иванович и Матвей Иванович Муравьевы-Апостолы . См. Декабристы После Декабрьского восстания режим в Институте Корпуса инженеров путей сообщения ужесточился. На каждого воспитанника составлялись кондуитные списки, где отмечались поведение, нравственные качества, отношение к старшим и другие данные. Все преподаватели и воспитанники давали подписку, что они не принадлежат ни к каким тайным обществам. Однако даже самые жесткие меры не могли остановить демократических идей, распространявшихся в институте. В те годы институт не только воспитывал крупных ученых и инженеров путей сообщения, но и формировал у них прогрессивные взгляды на общественное развитие страны. В первую очередь это относилось к отстаиванию приоритета отечественной науки, которая в ряде случаев опережала зарубежную, и к необходимости усиления строительства путей сообщения как важного фактора развития экономики и цивилизации в стране. Против засилья иностранных специалистов и предпринимателей выступали и декабристы. П. Г. Каховский 24 февраля 1826 г., незадолго до казни, писал Николаю I из каземата Петропавловской крепости негодующие строки про "явное предпочтение, делаемое правительством всем иностранцам без разбора". Идеи уменьшения зависимости от иностранных государств находили отражение как в высказываниях, так и в деятельности прогрессивно настроенных представителей дворянства и предпринимателей. Крупный землевладелец Н. Н. Муравьев считал, что пути сообщения должны быть "всевозможно свободны, независимы от частных замыслов" и, конечно, собственностью народа, государства: "надобно начать дома приготовлять и шины, и паровозы" . Прогрессивные взгляды на дорожное строительство высказывал и А. С. Пушкин . В письме к Вяземскому от 27 мая 1826 г. он противопоставлял царящему вокруг бездорожью "чугунные дороги" и "паровые корабли" . Следует отметить, что некоторые декабристы внесли непосредственный вклад в развитие путей сообщения. Так, Г. С. Батеньков на протяжении многих лет работал на строительстве дорог в Сибири. Основателем целой династии инженеров путей сообщения был декабрист В. П. Ивашев . Его внук В. П. Ивашев выдвинул и осуществил смелую идею фильтрующей насыпи при строительстве железной дороги Петроград-Мурман. Выше уже отмечались многие именитые инженеры, вошедшие в историю как патриоты России, отдавшие свой талант, знания и силы развитию путей сообщения своей Родины. Необходимо также упомянуть имена прогрессивных государственных деятелей и предпринимателей, которые в различные периоды времени в противоборстве мнений решительно отстаивали необходимость развития путей сообщения в стране и склоняли свой выбор в пользу железных дорог. В их числе Н. П. Румянцев - глава Департамента водяных коммуникаций в 1801- 1809 гг., граф С. Ю. Витте - министр финансов, а позднее министр путей сообщения и премьер-министр, один из инициаторов строительства Мурманской железной дороги, С. И. Мальцев - предприниматель, генерал- адъютант. Ссылки:
|