|
|||
|
Губайдуллин Масгуд Габдулгалеевич (по автобиографии Губайдуллина А.М)
(По автобиографии Губайдуллина А.М ) Мой отец Масгуд Габдулгалеевич родился 11 октября 1874 года. Он получил высшее мусульманское образование в Бухаре, затем был призван в армию и служил в качестве переводчика в Самарканде. (см. фото) В 1902 году после смерти его отца Габдулгали его вызвали для занятия должности имама. Приехав домой, он стал имамом соборной мечети (см. фото), женился, включился в хозяйственную жизнь семьи и начал свою активную общественную деятельность . Жизнь требовала коренной реформы народного просвещения (См. Просвещение татар в 1900-е годы: адимисты и джадидисты ) Отец Асгата Масгудовича возглавил такую работу в нашем регионе. Начал он с поездки в Петербург , где был принят министром внутренних дел Витте . Я видел написанную каллиграфическим почерком обширную записку, поданную министру, в которой давался анализ тогдашнего состояния татарской деревни и план предполагаемых мероприятий, сожалению, этот документ не сохранился. Министр дал добро на организацию " Общества мусульман-прогрессистов ". Такое общество было создано и под председательством отца существовало до революции 1917 года. Членами общества являлись состоятельные люди региона. На ежегодных собраниях общества его члены вносили свои пожертвования и обсуждали широкий круг проблем, связанных с развитием просвещения и культуры. Так была создана материальная база для просветительных мероприятий. В те времена на эти цели казенные средства выделялись только для русских школ. В мактабах и медресе было введено новометодное обучение - Джадид ; в учебных классах появилась классная доска, начали пользоваться букварем и учебниками, в программу включалось изучение математики, географии и татарского языка, начали пользоваться появившейся новой художественной литературой. По инициативе отца и при его непосредственном участии в короткий срок были построены новое каменное здание медресе, новое просторное деревянное здание для вновь открытой русско-татарской школы, ремесленной школы, построено новое здание для вновь открытой женской школы. В русско-татарской школе учились воспитанники медресе. Днем они занимались в школе, а вечером в медресе. Такая школа содержалась на средства земства, школьное оборудование и учебные пособия были такие же, как и в русских сельских школах. В ремесленную школу был приглашен столяр высокой квалификации Карл Андреевич Томингас , - эстонец, проживавший в Бугульме . Под его руководством было закуплено оборудование очень высокого качества. Ученики обучались столярному мастерству и выполняли много заказных изделий, сожалению, после нескольких лет успешной работы случился пожар и здание сгорело, Карл Андреевич был уже в возрасте, и он умер. Но ремесленная школа была восстановлена в одном из каменных зданий медресе. Женская школа в те времена была новшеством. В ней обучались в первые годы не девочки, а девушки в возрасте 15-17 лет, они учились грамоте и рукоделию. Все это было ново. Было задумано и строительство народного дома со зрительным залом и библиотекой. Однажды отец поделился со мной своими мыслями, он рассчитывал, что я помогу ему вычертить план и фасад будущего здания, но мои практические навыки и знания тогда были недостаточны, поэтому помочь ему я не смог. Отец не ограничивался духовной и просветительской деятельностью, он был еще представителем американской " Международной компании жатвенных машин в России ". Из Самарского отделения компании привозили жатки, косилки, сеялки, бороны для продажи населению. Машины поступали в разобранном виде и при появлении покупателя кто-либо из медресе производил их сборку. Оплата труда сборщика, очевидно, входила в стоимость машины. Наибольшим спросом пользовались жатки и бороны "зиг-заг". Февральскую революцию отец принял нормально, участвовал в съездах, состоявшихся тогда в Москве, Казани и Уфе. После Октября он отошел от олитической деятельности. В 1921 году он умер от сыпного тифа в возрасте 47 лет. В 1921 году пришло письмо из Уфы от религиозных деятелей - друзей отца. Они сообщали, что скончался муфтий, и на его место выдвигается кандидатура отца. Но в это время отец был болен тифом и не мог даже ознакомиться с содержанием этого письма. Нам, составителям этой семейной хроники, кажется уместным дополнить повествование о Масгуде запомнившимися сведениями о нем полученными в процессе работы над книгой одной из его внучек - Намуны Кашафовны Губайдуллиной - и рассказом жительницы Байряков - Фазылы апы Давлетшиной , о том как у Губайдуллиных жили дети Ханиповых в трудное время . "Наш дед Масгуд, - пишет в письме Намуна Кашафовна со слов своего отца, - учился в Бухаре. Это образование интересно тем, что дало ему основы для понимания тюркских языков. Служа в царской армии, он быстро освоил русский язык и был переводчиком с любого местного языка в Средней Азии. В армии же он научился играть на гитаре. Может быть, это особенность нашего деда, что он освоил не только религиозные догмы, но был и в курсе развития естественных наук. Видя способности старшего сына, он собирался отправить его учиться в Германию, - это уже со слов Сагдуны апы , но она в то время была еще ребенком. Она рассказывала, что для этой поездки в семье сушили сухари, которыми она потом долго лакомилась. Во время эпидемии тифа все в семье, кроме Зулейхи аби и Сагдуны апы, переболели тифом. И наш дед сам, не допуская к уходу за больными Зулейху аби (нашу бабушку), их выходил. Но заболел сам и не выжил. Ссылки:
|