Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Распутин Григорий Ефимович (Новых)(1869-1916)

"Святой старец" Г.Распутин, уже несколько лет вертевшийся при дворе, приобрел значительное влияние на экзальтированную царицу. Скандальные похождения "старца" заставили Столыпина попросить царя выгнать Распутина из столицы. В ответ на это, тяжело вздохнув, Николай II ответил: "Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы". Узнавшая об этом разговоре Александра Федоровна возненавидела Столыпина и в связи с правительственным кризисом при утверждении штатов Морского генерального штаба настаивала на его отставке." ("П.А. Столыпин, Нам нужна великая Россия...". Вступительная статья К.Ф. Шацилло. Москва, "Молодая гвардия" 1991) 
    В ночь на 17 декабря 1916 года Пуришкевич вместе с остальными заговорщиками - великим князем Дмитрием Павловичем и князем Феликсом Юсуповым - в Юсуповском дворце ждали Распутина. По одной из версий именно Пуришкевич застрелил раненого Распутина, когда тот попытался убежать. Впоследствии Пуришкевич подробно описал все события той ночи.

См. в Википедии Григорий Ефимович Распутин (Новых)

Источник - Википедия

Григорий Ефимович Распутин (Новых) (9 (21) января 1869 — 16 (29) декабря 1916) — крестьянин села Покровское Тобольской губернии. 
Приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи 
последнего российского императора Николая II. В 1900-е среди определённых кругов 
петербургского общества имел репутацию «царского друга», «старца», прозорливца и целителя. 
Негативный образ Распутина использовался в революционной пропаганде, до сих пор ходит 
множество слухов о Распутине и его влиянии на судьбу Российской империи.

Родился 9 января (21 января) 1869 в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в 
семье ямщика Ефима Распутина и Анны Паршуковой.
Сведения о дате рождения Распутина крайне противоречивы. Источники сообщают различные 
даты рождения между 1864 и 1872 годом. БСЭ (3 издание) сообщает, что он родился в 1864—1865 году.
Сам Распутин в зрелые годы не добавлял ясности, сообщая противоречивые сведения о дате 
рождения. По мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы 
более соответствовать образу «старца».
В метрической книге Покровской слободы в части первой «О родившихся» записано: «Ефима 
Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны вероисповедания православного родился 
сын Григорий». Крещен он был 10 января. Восприемниками (крестными) были дядя Матфей 
Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. Имя младенец получил по 
существовавшей традиции нарекать ребёнка именем того святого, в день которого был рожден 
или крещен. День крещения Григория Распутина — 10 января, день празднования памяти 
святителя Григория Нисского.
   В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к 
религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в 
Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями 
духовенства, монахами, странниками.
В 1890 женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной, такой же паломнице-крестьянке, которая 
родила ему троих детей: Матрёну, Варвару и Димитрия.
В 1900 году отправился в новое странствие в Киев. На обратном пути достаточно долго жил 
в Казани, где познакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной 
академии, и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию (Страгородскому).
В 1903 году инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) знакомится 
с Распутиным, представив его также и епископу Гермогену (Долганову).
В 1904 году Распутин, видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где 
стяжал у части великосветского общества славу «„старца", „юродивого", „божьего человека"», что 
«закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого"». Именно отец Феофан рассказал о 
«страннике» дочерям черногорского князя (впоследствии короля) Николая Негоша — Милице и 
Анастасии. Сестры и поведали императрице о новой религиозной знаменитости. Прошло 
несколько лет, прежде чем он начал явно выделяться среди толпы «божьих людей».
В декабре 1906 года Распутин подает прошение на высочайшее имя об изменении своей фамилии 
на Распутин-Новый, ссылаясь на то, что многие его односельчане носят ту же фамилию, из-за 
чего могут быть недоразумения. Прошение было удовлетворено.
Распутин приобрел влияние на императорскую семью и прежде всего на Александру 
Федоровну тем, что помогал её сыну, наследнику престола Алексею бороться с гемофилией, 
болезнью, перед которой оказывалась бессильной медицина.



Более поздние жизнеописатели Распутина (O. Платонов) склонны видеть в официальных 
расследованиях, проводившихся церковной властью в связи с деятельностью Распутина, некий 
более широкий политический смысл.

В 1903 году начинается его первое преследование со стороны церкви: в Тобольскую консисторию 
поступает донесение от местного священника Петра Остроумова, что Распутин странно ведёт 
себя с женщинами, приезжающими к нему «из самого Петербурга», об их «страстях, от которых он 
избавляет их… в бане»…, о том что в молодости Распутин «из своей жизни на заводах Пермской 
губернии вынес знакомство с учением ереси хлыстовской». В Покровское был отправлен 
следователь, но ничего порочащего он не обнаружил, и дело было сдано в архив.

6 сентября 1907 году по доносу от 1903 г. Тобольской консисторией заведено дело на Распутина, 
который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании 
общества последователей своего лжеучения.
По предположению Э. Радзинского, негласным инициатором дела была княгиня Милица 
Черногорская, имевшая благодаря могуществу при дворе прочные связи в Синоде, а инициатором 
поспешного закрытия дела по причине давления «сверху» была одна из петербургских поклонниц 
Распутина генеральша Ольга Лохтина. Тот же факт покровительства Лохтиной как научное 
открытие Радзинского приводит И. В. Смыслов. Испортившиеся вскоре отношения 
княгини Милицы и Анастасии с царицей Радзинский связывает именно с её попыткой 
инициировать данное дело (цит. «…они вместе негодовали на „черных женщин", посмевших 
организовать позорное расследование против „Божьего человека"»).
О. А. Платонов, стремящийся доказать надуманность обвинений против Распутина, считает, что 
дело появилось «на пустом месте», а «организовал» дело великий князь Николай 
Николаевич(муж Анастасии Черногорской), до Распутина занимавший место ближайшего друга и 
советника царской семьи. Особо О.А. Платонов выделяет принадлежность князя к масонству. С 
версией Платонова о вмешательстве Николая Николаевича не согласен А. Н. Варламов, не 
усматривающий у того мотива.
По мнению А. А. Амальрика, Распутина в этом деле спасли его друзья архимандрит Феофан 
(Быстров), епископ Гермоген (Долганев) и царь Николай Второй, приказавший «замять» дело.
О. А. Платонов в своей книге приводит подробно содержимое этого дела, считая ряд показаний 
против Распутина враждебными и/или сфабрикованными: опросы жителей села (священников, 
крестьян), опросы петербургских женщин, которые после 1905 года стали наведываться в 
Покровское. А. Н. Варламов считает тем не менее эти показания достаточно достоверными, и 
подвергает их анализу в соответствующей главе своей книги. А. Н. Варламов выделяет в деле три 
обвинения против Распутина:
1. Распутин выступал лекарем-самозванцем и занимался врачеванием человеческих душ без 
диплома; сам в иноки идти не хотел («Он говорил, что ему не по душе монастырская 
жизнь, что монахи не блюдут нравственности и что лучше спасаться в мире», — 
показывала Матрена на следствии), но и других отваживал; в результате чего скончались 
две девицы Дубровины, которые, по словам односельчан, умерли из-за «издевательств 
Григория» (по показаниям Распутина — умерли от чахотки);
2. тяга Распутина к поцелуям женщин, в частности, эпизод насильственного поцелуя 28-
летней просфорни Евдокии Корнеевой, по поводу которого следствие устроило между 
Распутиным и Корнеевой очную ставку; «обвиняемый отрицал это показание частью 
вполне, а частью отговариваясь запамятованном („6 лет тому назад")»;
3. показания священника Покровской церкви отца Федора Чемагина: «зашел (случайно) к 
обвиняемому и видел, как последний вернулся мокрый из бани, а вслед за ним оттуда же 
пришли и все жившие у него женщины – тоже мокрые и парные. Обвиняемый признавался, 
в частных разговорах, свидетелю в своей слабости ласкать и целовать „барынешек", 
сознавался, что был вместе с ними в бане, что стоит в церкви рассеянно». Распутин 
«возразил, что он в баню ходил задолго до женщин, а сильно угоревши, лежал в 
предбаннике, оттуда вышел действительно парный, – незадолго до (прихода туда) 
женщин».
В приложении к докладу митрополита Ювеналия (Пояркова) на архиерейском соборе, 
состоявшемся осенью 2004 года, говорится следующее: «Дело об обвинении Г. Распутина в 
хлыстовстве, хранящееся в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области, 
основательно не исследовалось, хотя пространные выдержки из него приведены в книге 
О. А. Платонова. Стремясь „реабилитировать" Г. Распутина, О. А. Платонов, не являющийся, 
кстати, специалистом по истории русского сектантства, характеризует это дело как 
„сфабрикованное". Между тем даже приведенные им выписки, в том числе показания священников 
слободы Покровской, свидетельствуют о том, что вопрос о близости Г. Распутина к сектантству 
гораздо сложнее, нежели кажется автору, и во всяком случае нуждается еще в специальном и 
компетентном анализе».

В 1909 году полиция собиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её 
и сам на некоторое время уехал на родину в село Покровское.
В 1910 году в Петербург к Распутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в 
гимназию. По указанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней было 
установлено наружное наблюдение.
В начале 1911 года епископ Феофан предложил Святейшему Синоду официально выразить 
неудовольствие императрице Александре Федоровне в связи с поведением Распутина, а член 
Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии 
Распутина.
16 декабря 1911 у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и 
иеромонахом Илиодором. Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором 
(Труфановым), пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове в присутствии 
Илиодора «обличал» его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязался спор, а потом и 
драка.
В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу и совершил паломничество в Иерусалим.
По распоряжению министра внутренних дел Макарова от 23 января 1912 года за Распутиным 
вновь было установлено наружное наблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.


Распутин был убит в ночь на 17 декабря 1916 года во дворце Юсуповых на Мойке. Заговорщики: 
Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской 
разведки МИ-6 Освальд Рейнер (официально следствие не причислило его убийству.)


Ссылки:
1. Керенский Александр Федорович (1881-1970)
2. Витте Сергей Юльевич (1849-1915)
3. Маяковский: поэма "ВОЙНА И МИР", начало Революции
4. 1916 год, лето, Россия в Мировой войне
5. Дезертир Осип Брик
6. Революция
7. Коммунистом Бартини стал 21 января 1921 года
8. Амбарная книга империи. Последняя запись. Николай II
9. Николай II Александрович, Император (1868-1918)
10. Путилов Алексей Иванович
11. Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870 - 1920)
12. Гарденина Мария Федоровна, по мужу Лесман (1880-)
13. Гучков Александр Иванович (1862-1936)
14. "Вожди", народ и история
15. Померанц Г.С. после войны в Каргопольлаге

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»