|
|||
|
Транспортное освоение северного края
Транспортное освоение богатого сырьевыми ресурсами и малоизвестного северного края давно занимало умы государственных деятелей. Вопрос о соединении Балтийского и Белого морей водным путем возник еще при Петре I . В 1702 г. на яхте с военным отрядом он прошел от Белого моря через Ладожское и Онежское озера, реки и волоки в устье Невы, доказав тем самым возможность водного пути. Именно Петром I было задумано строительство Беломорско- Балтийского канала, и лишь ранняя смерть помешала ему осуществить эту идею. Создание первого проекта соединения Белого моря с путями сообщения России относится к 70-м годам прошлого века. В 1872 г. житель Архангельской губернии Василий Воробьев выполнил предварительные изыскания для строительства Вытегорско-Онежской железной дороги длиной 357 км, которая должна была связать Белое море с Мариинской водной системой . Несколько позднее статский советник Больман представил проект железной дороги на конной тяге от г. Повенца на Онежском озере до Кеми с продолжением на Мурман (побережье Кольского полуострова). Идея сооружения железной дороги от Петербурга к незамерзающему Кольскому заливу возникла в 1894 г., в связи с чем министр финансов С.Ю. Витте посетил Мурманское побережье и представил подробный доклад по вопросу строительства здесь порта. В докладе также содержалось мнение о необходимости постройки железной дороги. В том же году Министерство путей сообщения организовало изыскания трассы от Сороки до Кандалакши. Одновременно инж. Б. А. Риппас произвел предварительные обследования района севернее Кандалакши до Екатерининской гавани в Кольском заливе. В 1895 г. проводились изыскания в направлении Петербург- Петрозаводск-Кемь через Старую Ладогу и Лодейное Поле с пересечением р. Свири у села Важины. Однако эти изыскания не в полной мере учитывали местные экономические интересы и носили предварительный характер. Ссылки:
|