Карта Транссиба.
Красной линией на карте обозначена Транссибирская магистраль (исторический
маршрут), зелёной — Байкало-Амурская магистраль, синей — северный маршрут,
чёрной — промежуток южного пути в Сибири
Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), Великий Сибирский
Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая
Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими
восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина
магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Высшая
точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году
завершена её полная электрификация.
Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от
Миасса (Южный Урал, Челябинская
область) до
Владивостока. Её длина — около 7 тыс.
км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы.
В настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и
Дальний Восток России, а говоря уже — российские западные, северные и южные
порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск,
Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными
выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).
Технические возможности Транссиба позволяют перевозить по нему до 100 млн
тонн грузов в год. Осенью 2010 года министр транспорта Российской Федерации
Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали
полностью исчерпаны.
Строительство железных дорог в азиатской части Российской империи.
Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ
Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич
Николай Александрович, будущий император
Николай II. Фактически же
строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось
строительство участка Миасс — Челябинск.
Одним из видных руководителей строительства одного из участков был инженер
Николай Сергеевич Свиягин, в честь
которого названа станция Свиягино.
Часть необходимых грузов для строительства магистрали были доставлены
Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из
Мурманска к устью Енисея.
Рабочее движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901
года, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке
строительства
Китайско-Восточной железной
дороги.
Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и
тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром по железной
дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная
дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную
(«правильную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой
также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя в
рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на
специальном
пароме.
Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился
после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18
сентября (1 октября) 1904 года; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года,
Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята
в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в
истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования
паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до
берегов Тихого океана (до Владивостока).
После поражения России в русско-японской
войне 1904—1905 годов возникла угроза того, что Россия будет вынуждена
уйти из Манчжурии и таким образом лишиться контроля над Китайско-Восточной
железной дорогой, тем самым потеряв восточную часть Транссиба. Необходимо
было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по
территории Российской империи.
Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916
года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов
по этому мосту.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413
000 рублей (в ценах 1913 года). Все строительство было осуществлено за счет
казны, без каких-либо иностранных заимствований. В основу схемы
финансирования легла модель «Мнимого капитала», разработанная русским
ученым-экономистом С. Ф. Шараповым.
В 1990-х — 2000-х годах был проведён ряд мероприятий по
модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность
магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через
Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный
участок Транссиба. С 1990-х годов ведется реконструкция Хинганских
тоннелей.
Тогда же были выведен из эксплуатации и заменён на новый знаменитый
"Царский мост" в Красноярске[9].
В 2002 году завершена полная электрификация магистрали.
Предполагается дальнейшая модернизация дороги из-за устаревания
инфраструктуры и подвижного состава.
11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия
заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения
Пекин—Гамбург.
Линиями Западно-Сибирской железной дороги от Омска и Татарска (через
Карасук и Кулунду) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном. Из
Новосибирска на юг, через Барнаул, в Среднюю Азию ведёт Турксиб. В конце XX
века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена Байкало-Амурская
магистраль.
Населённые пункты
Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года
(через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не
совпадает с названием соответствующего населённого пункта):
Москва-Ярославская — Ярославль-Главный — Данилов — Буй — Шарья — Киров —
Балезино — Верещагино — Пермь-2 — Екатеринбург-Пассажирский — Тюмень —
Называевск/Называевская — Омск-Пассажирский — Барабинск —
Новосибирск-Главный — Юрга-I — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск
— Боготол — Ачинск-1 — Красноярск-Пассажирский — Иланский/Иланская — Тайшет
— Нижнеудинск — Зима — Иркутск-пассажирский — Слюдянка-1 — Улан-Удэ —
Петровск-Забайкальский/Петровский Завод — Чита-2 — Карымское/Карымская —
Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск —
Архара — Биробиджан-1 — Хабаровск-1 — Вяземский/Вяземская —
Лесозаводск/Ружино — Уссурийск — Владивосток/Владивосток
Транссибирская магистраль в искусстве
Мажит Гафури путь в литературе начал с книги Себер тимер юлы й?ки ?х??ле
милл?т («Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург,
1904).
Александр Розенбаум в 1999 году выпустил альбом "Транссибирская
магистраль", который открывает одноимённая песня.
Факты
Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку
есть более удалённые от Москвы станции — мыс Астафьева и Восточный
порт.
По Транссибу до недавнего времени курсировал самый дальний в мире поезд №
53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 174 часа 10
минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа, однако
курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года
этот поезд окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном
беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток,
расстояние 10259 км, время проезда 187 часов 50 минут. С ноября 2011 года
он также отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2011 года
самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и
Москва — Пекин.
Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва —
Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа (средняя скорость 64
км/ч).
Поезд № 3/4 Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок
Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд № 1/2 «Россия»,
сообщением Москва — Владивосток.
На Ярославском вокзале Москвы, а также во Владивостоке установлены
специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали — «0
км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Владивостоке) на
другой грани.