Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ГРУШИН Петр Дмитриевич 1906-1993

Родился 15 января 1906 года в городе Вольске Саратовской области. В 1928 году по путевке Вольского райкома комсомола приехал в Ленинград и поступил на отделение гидроавиации кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института . В сентябре 1930 года вместе с курсом переведен для продолжения учебы в только что образованный Московский авиационный институт . После окончания в 1932 году МАИ работал в Бюро новых конструкций Всесоюзного авиационного объединения. Затем - в ЦКБ завода * 39 . С июля 1933 года работал в КБ МАИ , где, под руководством авиаконструктора Д.П.Григоровича , занимался строительством самолетов. С 1934 по 1940 год, будучи главным конструктором КБ МАИ, руководил разработкой и постройкой самолетов оригинальной конструкции.

В 1940-1941 годах работал главным конструктором Харьковского авиазавода * 135 , который в начале войны был эвакуирован на Пермский моторостроительный завод * 19 . С 1942 года работал на Горьковском авиазаводе * 21 . С мая 1943 года по октябрь 1946 года - главный инженер Московского авиазавода * 381 .

В 1946-1948 годах П.Д.Грушин находился на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности . С сентября 1949-го по 1951 год был деканом самолетостроительного факультета и проректором по научной работе МАИ .

В июле 1951 года назначен первым заместителем С.А. Лавочкина . В начале 1953 года переведен в КБ-1 . 20 ноября 1953 года П.Д.Грушин назначен начальником и главным конструктором ОКБ-2 Минсредмаша и приступил к созданию авиационной ракеты системы К-5 и зенитной управляемой ракеты В-750 системы С-75 .

В 1959 году назначен генеральным конструктором - ответственным руководителем ОКБ-2 ГКАТ . В дальнейшем под руководством П.Д.Грушина разработаны ракеты комплексов Войск ПВО страны "Ангара" , "Вега" , "Дубна" , С-300П , комплексов Сухопутных войск "Оса" , "Тор" , комплексов ВМФ "Волхов" , "Волна" , "Шторм" , "Оса-М" , "Клинок" , "Форт" их модификации, а также противоракеты экспериментальной системы "А" , систем ПРО С-225 , А-35 , А-35М и А-135 . С 1991 года работал советником МКБ "Факел". Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик П.Д.Грушин скончался 29 ноября 1993 года.

Он также родился в бедной многодетной семье в 1906 году, где борьба за выживание была одним из самых главных направлений в жизни. И какого-либо просвета в этой жизни не виделось. Скудные и крайне нерегулярные заработки отца позволяли семье лишь едва сводить концы с концами, поддерживая полуголодную жизнь.

Для того чтобы выжить в холодную и снежную зиму, Грушины по осени покупали на базаре воз тыквы, воз картошки, мешок муки... Тем и жили до весны. А летом выручала, конечно же, рыбалка.

Но скоро для Петра такое "безоблачное" детство закончилось. Однажды отец взял его с собой на очередную стройку: где гвоздь подать, где стружку убрать. Так и началась его не по-детски настоящая трудовая жизнь, ежедневно приносившая новые впечатления.

"Мне часто доводилось видеть в детстве, - вспоминал Грушин, - как артели бурлаков, плотовщиков и грузчиков работали на погрузке, кантовали бревна, тянули расшивы бечевой. Это были до крайности бедные люди, одетые в отрепье, но очень сильные физически. Помню, как однажды, перегнувшись через перила, я со своими одногодками наблюдал за ними, когда они расселись обедать. Сидя на бревнах, спокойно, не торопясь, они ели хлеб, воблу и арбузы. И хотя я был совсем мальчишкой, подобные картины заставляли меня задумываться о разных сторонах жизни, о ее справедливости".

Дальше церковно-приходская школа и профтехшкола. Очень интересно воспоминание Петра Дмитриевича об этом периоде его жизни. "Преподавали в профтехшколе не обремененные премудростями педагогики люди, может быть, именно поэтому та непростая наука столь естественно нами постигалась. Рассказывает, например, преподаватель об обычном токарном станке, но как рассказывает!.. Самое заветное желание после этого рассказа - немедленно бежать в мастерскую и лично увидеть, во всем убедиться. Во мне на всю жизнь осталось то чувство восторга перед работающей машиной, целесообразность ее конструкции".

Жизнь в Вольске (Родина П. Грушина. - Прим. автора) в послереволюционные годы менялась быстро. Но далеко не сразу решились извечные проблемы этих мест.

В то время в Поволжье из-за неурожаев каждый третий год выдавался голодным, но тот, глубоко врезавшийся в память, 1921-й год оказался на редкость особенным. (См. Голод в Поволжье в 1921 г )

"Пережить тот голодный год было непросто, вспоминает Грушин, в ту зиму мы, учащиеся профтехшколы, с нетерпением ждали каждого нашего дежурства по кухне. Только в эти, становившиеся для нас невероятно счастливыми дни, нам удавалось вдоволь наесться очисток от картошки и хлебных крошек. И, конечно, самым главным результатом того года были не оценки или полученные знания, а то, что нам просто удалось выжить".

"Даешь крылья!" - этот лозунг стал самым популярным у молодежи Советской России в 1923 году. Авиация притягивала молодежь , в нее шли и добивались успеха наиболее увлеченные, наиболее способные и, что не менее важно, глубоко преданные своему выбору молодые люди. Именно в эти дни авиация стала страстью Петра Грушина. Вот как вспоминает он первую встречу с настоящим самолетом.

"Однажды возвращаюсь с занятий вечером, солнце еще не скрылось. И вдруг ... гремит что-то в воздухе. Низко, над самыми крышами домов, пролетели три самолета и сели за городом. Не я один, все юные горожане напрямик через заборы и огороды рванулись к месту посадки.

Прибежали, подошли к машинам, никто не ругает. Летчикам было забавно видеть наше волнение, разрешили, что называется, потрогать".

Затем у юного Петра была тяжелая трудовая жизнь. Сначала на цементном заводе, затем на заводе двухтактных дизельных двигателей для тракторов и небольших речных судов в городе Марксштадте .

Сам Петр Дмитриевич так охарактеризовал это время.

"Вставал я тогда, - вспоминает Грушин, - часов в пять-шесть. Спали мы братья-сестры на полу. Негде было больше. Себе я на пол стелил войлочную подстилку, клал подушку, под подушку пальто, в котором ходил... На всю жизнь врезалось в память, как в пять утра подходила ко мне мать и чуть коснувшись, тихо говорила: "Петя, пора". И вот каждый день я слышал мягкий тихий голос. Ей было очень жаль будить меня. А я спал так, как будто бы только лег... Вставал, если оставалось первое, то тарелку съедал, потом чай. А потом брал сумочку и семь километров шел пешком до своего верстака. Случалось по дороге и вьюга, и дождь, и ветер. Но не роптал я, ни на кого не ворчал. Работал, каждый день работал".

Интересны подробности в воспоминаниях о жизни в Марксштадте:

"В Марксштадте я тогда снимал комнату в большой избе. Чтобы попасть из нее на улицу, надо было пройти через две горницы и сени. И вот как-то однажды глубокая ночь, вставать еще рано, а сон никак не идет. Да и не дает покоя новая модель, которую я никак не доделаю. Поднимаюсь, зажигаю лампу и за работу... Час, другой, третий - все, модель, наконец, готова. Так, кажется, и рвется в воздух, поблескивая в свете керосиновой лампы своими крыльями. Ну, как ее оставить до утра? Потихоньку на ощупь пробираюсь с ней в кромешной тьме, все в избе спали. И тут, уже перед дверью на улицу, я случайно за что-то задел, опрокинул пустое ведро. Грохот поднялся... Пришлось успокоить разбуженных хозяев, что никакие здесь не воры. Вышел с моделью на улицу. Привычными движениями закрутил резину и пустил свой аэроплан в ночное небо. Красотища - луна на крыльях блеснула, винт стрекочет... Ну вот, думаю, еще одна удалась. Оставшиеся до подъема два часа я спал, не чувствуя под собой ног".

Тяга к авиации неумолимо требовала пополнения багажа знаний. Летом 1928-го года Петр Грушин едет в Ленинградский политехнический институт . "Райком комсомола, вспоминал Грушин, послал меня тогда на курсы подготовки в институт. У меня ведь за плечами была только семилетка. Пришлось всерьез попотеть с наукой. Прихожу я, бывало, на занятия, а там задачи на синусы-косинусы, а я про них до той поры и не слыхивал. На слух записать не могу, все срисовываю с доски".

Преодолев все трудности подготовительного периода, Петр был принят в Ленинградский политехнический институт. Началась непростая ленинградская жизнь. Но, несмотря на все трудности, этот период оставил в его памяти неизгладимое впечатление. Вспоминая о том времени спустя десятилетия, Грушин говорил:

"Я просто счастлив, что мои первые студенческие годы прошли в Ленинграде. Я, когда выдавалось время, без устали бродил по улицам города, площадям, набережным, Летнему саду. А красота белых ночей просто восхищала. Очень нравился мне Эрмитаж, здесь я впервые познакомился с настоящей живописью, не с журнальными картинками, а с настоящей... После многих часов, проведенных в залах Эрмитажа, я уже запросто мог водить своих друзей как экскурсовод. Часто ездил за город посмотреть на пригородные дворцы, на их удивительное сочетание с природой тех мест. Все это запомнилось на всю жизнь, и спустя десятилетия я с большой охотой вновь и вновь возвращался в эти места...".

В 1930 году на базе аэромеханического факультета МВТУ было создано Высшее аэромеханическое училище , вскоре переименованное в Московский авиационный институт . К 1 сентября 1930 года в него перевелись студенты, учившиеся на авиационных специальностях в других вузах. Вполне естественно, что Петр Грушин оказался в Москве в авиационном институте.

В Москве для Петра началось все самое интересное: аэродинамика, строительная механика, двигательные установки, материаловедение - все то, что отныне с полным основанием позволяло ему заняться проектированием самых настоящих самолетов. С этого момента жизнь Петра Дмитриевича Грушина была прочно связана с разработкой и проектированием самолетов и других летательных аппаратов. См. Грушин П.Д.: воспоминает автор

Ссылки:
1. Система ПВО должна быть дополнена системой ПРО - противоракетной обороны
2. Глушко назначают руководителем ОКБ Королева, Н1 закрывают?
3. Завод N 293 НКАП (Болховитинова)
4. Самолет-разведчик США У-2
5. ПРО система Челомея - "Таран"
6. Встреча с Королевым накануне нового, 1960-го, года
7. Расследование причин гибели экипажа "Союза-11"
8. А-925 противоракета дальнего перехвата
9. ИСТОКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
10. МЕККА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ КОНСТРУКТОРОВ ПВО - "КБ-1"
11. К читателю - начальник вооружения ВС РФ А.М. Московский
12. Что такое система "А"?
13. НАЧАЛО СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПРО И ПКО. Хроника 1956- 1961 гг
14. ПРОЕКТ "ТАРАН"
15. БОЕВАЯ ЧАСТЬ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
16. "ФАКЕЛ", МКБ Машиностроительное конструкторское бюро "Факел" им. академика П.Д.Грушина, г. Химки
17. СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ А-35
18. В-1000 противоракета
19. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ПРОЕКТА А-135
20. А-350Р Противоракета
21. А-350 ПРОТИВОРАКЕТА
22. ЗАЛПА "АВРОРЫ" НЕ БУДЕТ
23. Басистов Анатолий Георгиевич (1920-1998)
24. ОГРАНИЧИМСЯ СОКРАЩЕННЫМ СОСТАВОМ СИСТЕМЫ А-35
25. СКОРОСТНАЯ ПРОТИВОРАКЕТА В-825
26. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМЫ "А"
27. ОКБ-2 (Особое конструкторское бюро * 2, МКБ "Факел")
28. "СКОЛЬКО ЖЕ НАДО ВЫНЕСТИ ЧЕЛОВЕКУ?"
29. СИСТЕМА С-225
30. КРИЗИС В ПРО. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Г.БАСИСТОВА 1
31. ШАХТНЫЕ ПУСКОВЫЕ УСТАНОВКИ А-135
32. О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ВЗЯЛИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМ РКО
33. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПРН, ПРО, ПКО И ККП, ХРОНИКА 1964-1970
34. НА ПОДСТУПАХ К СОЗДАНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРО, Хроника, 1953 - 1956
35. Система С-25
36. ДВИГАТЕЛИ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
37. Ракетно-космическая оборона гарант стратегической стабильности
38. Создание первой системы ПРО
39. ПРОЕКТ "САТУРН"
40. 1960 ГОД, 1 МАЯ. Сбит самолет У-2
41. Челомей гребет под себя все главные КБ и давит ПРО проектом "Таран"
42. Иванов И.И.
43. Челомей отобрал у Грушина стенд испытаний противоракеты А-350
44. Попытки объединения "Тарана" и Системы С-35
45. Система А-35 успешно прошла госиспытания
46. Кооперация по ПРО, 1956
47. Полигон ПРО Сары-Шаган: начало
48. Последствия ареста Берии для КБ, которые он курировал
49. Полигон ПРО Сары-Шаган: начало строительства

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»