Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

А-350 ПРОТИВОРАКЕТА

Постановлениями ЦК и Совмина от 10 декабря 1959 года "О системе А-35" и 7 января 1960 года "О создании системы ПРО Московского промышленного района" была определена кооперация исполнителей и приняты конкретные графики работ. Головным разработчиком утверждено КБ-1 , главным конструктором - Г.В. Кисунько .

П.Д.Грушину поручена разработка противоракеты А-350, стартовой и технической позиций. На 4-й НИИ МО возложены работы по созданию и вводу в эксплуатацию полигонного комплекса внешнетраекторных и радиотелеметрических измерений баллистических ракет и противоракет для отработки системы А-35. 1 июля 1960 года для проведения испытаний, оценки характеристик и моделирования системы А-35 в структуре 4-го ГУ МО образован СВЦ-4 (будущий 45-й СНИИ МО ) и начато формирование его войсковой части. 1 августа 1960 года постановлением ЦК и Совмина на Министерство обороны возложены обязанности по строительству объектов системы А-35. Намечено сдать систему в эксплуатацию в 1964 году. Проект Кисунько все еще вызывал ожесточенные споры и дорабатывался. Участники кооперации приступили к выполнению постановления. Новая противоракета П.Д.Грушина должна была обладать высокими и стабильными летными характеристиками, в несколько раз превышающими характеристики В-1000. Для обеспечения обороны Москвы и для самообороны самих объектов системы требовалось достичь высокой скорости и дальности полета противоракеты - необходимо было не только перехватить баллистические цели, но и создать безопасную зону перед стартовой позицией и другими наземными средствами. При этом на выполнение боевой задачи отводился ограниченный баланс времени.

Рассказывает В.А. Ермоленко .

"Бортовой аппаратурой и электросистемами противоракет в нашем конструкторском бюро занимался Евгений Иванович Афанасьев , наземным оборудованием - Федор Степанович Кулешов , теоретические расчеты вел Борис Дмитриевич Пупков . После назначения заместителем главного конструктора, общее техническое руководство вместе с Петром Дмитриевичем Грушиным осуществлял Владимир Васильевич Коляскин . До 1973 года ведущим конструктором А-350Ж был я. С 1974 года ведущим по модернизированной А- 350Р был Игорь Николаевич Сметский .

По первоначальному замыслу, система А-35 должна была защитить Москву от баллистических ракет, летящих по оптимальным траекториям и снижающихся под углом порядка 40-45 градусов к горизонту. Однако представители заказчика в лице руководителей 2-го НИИ и 4-го НИИ Министерства обороны настаивали на обеспечении возможности перехвата глобальных ракет, имеющих траекторию низко летящих искусственных спутников Земли, а также баллистических ракет, летящих по неоптимальным пологим (настильным) траекториям с углами подлета к объекту 15 - 20 градусов. Это значительно усложнило построение системы обороны. Для сохранения заданной зоны обороны и минимально допустимой высоты поражения 50 километров нам необходимо было обеспечить перехват баллистических ракет на очень большой дальности. При этом из-за низкой траектории баллистические ракеты обнаруживаются позже, и баланс времени для их перехвата сокращается. Создать универсальную систему ПРО, защищающую объект от всех возможных типов баллистических целей, невероятно сложно. Однако в какой-то степени, требования заказчика были нами учтены.

При разработке противоракеты, получившей проектный индекс А-350Ж и индекс заказчика 5В61, пришлось столкнуться с рядом совершенно новых технических проблем. В 1963 году был завершен выпуск технической документации, однако именно в это время началась разработка челомеевской системы "Таран" и П.Д.Грушин несколько охладел к противоракете. Он не препятствовал нам, но и не поощрял нас. Приходилось с трудом пробивать включение в план работ, связанных с выпуском документации, наземными испытаниями и изготовлением противоракет.

В конце 1964 года ситуация изменилась. Проект "Таран" был прекращен и противоракетная тематика в нашем ОКБ обрела второе дыхание. Первые бросковые пуски прототипа 5ТЯ с временной стартовой позиции Балхашского полигона начались в апреле 1962 года. По май 1963 года было проведено шесть пусков. С сентября 1963 по октябрь 1964 года также с временной стартовой позиции было проведено пять пусков усовершенствованного изделия, получившего индекс 6ТЯ. С декабря 1965 по май 1967 года провели семь пусков.

В сентябре 1967 года начались испытания противоракеты А-350Ж в полной штатной комплектации со стартовой позиции комплекса "Алдан" . Первые образцы были собраны на опытном производстве МКБ "Факел". 4 апреля 1963 года решением ВПК изготовление противоракет было поручено Долгопрудненскому машиностроительному заводу . Однако после выпуска нескольких опытных образцов возникла заминка. Затем производство боевых противоракет было передано на М о сковский машиностроительный завод"Авангард".

Около десяти изделий было собрано также на Жулянском механическом заводе (филиал Киевского машиностроительного завода имени Артема).

Летные испытания начались с отработки старта, механизмов транспортно- пускового контейнера (ТПК) и пускового устройства, смонтированного на площадке * 6. Для этих испытаний использовались ракеты со штатным двигателем первой ступени и габаритно-весовым имитатором второй ступени. Пуски прошли успешно. ТПК выдержал стартовые перегрузки, подтвердилась возможность его многократного использования.

Следующим этапом стала проверка процесса расцепки. Для этого были изготовлены две противоракеты со штатным двигателем первой ступени и пороховым двигателем вместо ЖРД второй ступени. При первом пуске двигатель ускорителя отработал нормально и расцепка произошла. Но двигатель второй ступени не запустился. Анализ не дал ответа на вопрос о причине отказа, и решено было считать его случайным. Однако во время второго пуска ситуация повторилась. После тщательного анализа определили причины: технологическая заглушка двигателя не обеспечивала герметичности, по мере подъема противоракеты на большую высоту в двигателе создавалось разряжение и для запуска ему не хватало начального давления.

Вскоре было принято решение о начале автономных испытаний противоракет в полной комплектации. Комиссию по испытаниям возглавил начальник 9-го управления Минавиапрома Николай Николаевич Власов . Большой объем предварительно проведенных наземных испытаний позволил избежать многих аварийных пусков, но при одном из первых пусков все же произошло ЧП.

После подачи команды на старт взорвался заряд твердого топлива, разрушились противоракета, ТПК и пусковое устройство".

По сложившейся кооперации, бортовая радиоаппаратура была разработана в ОКБ-30 КБ-1 под руководством главного конструктора Вячеслава Ивановича Низимова и заместителя главного конструктора Николая Федоровича Шатского , автопилот - в ОКБ-36 КБ-1 под руководством Петра Михайловича Кириллова .

Противоракета А-350Ж имела максимальную дальность и высоту перехвата 350 км, нижнюю границу высоты перехвата 50 км. Длина противоракеты - 17,9 м, длина второй ступени - 10 м, диаметр корпуса - 2,6 м, стартовый вес - 32 т. 7 ноября 1964 года противоракеты А-350 были впервые продемонстрированы во время парада на Красной площади.

Ссылки:

  • Челомей отобрал у Грушина стенд испытаний противоракеты А-350
  • ИЗОТОВ Сергей Петрович 1917-1983
  • А-925 противоракета дальнего перехвата
  • СОЗДАНИЕ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ А-35, ИС, ОС, РО, УС-К И ЗГРЛС, 1961-1964
  • ЗАЛПА "АВРОРЫ" НЕ БУДЕТ
  • СИСТЕМА А-35М ПОСТАВЛЕНА НА БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО
  • РЕАНИМАЦИЯ СИСТЕМЫ А-35
  • ВЫЛКОСТ Теодор Доминикович 1910-1990
  • НАЧАЛО СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПРО И ПКО
  • ПОЛИГОННЫЙ КОМПЛЕКС "АЛДАН"
  • Попытки объединения "Тарана" и Системы С-35
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»