|
|||
|
СКОРОСТНАЯ ПРОТИВОРАКЕТА В-825
В ноябре 1965 года П.Д.Грушин приступил к новой противоракете, предназначенной для перехвата баллистических целей как на малых, так и на больших высотах. Ей присвоили конструкторский индекс В-825 и индекс заказчика 5Я27 . Противоракета была выполнена по классической двухступенчатой схеме с твердотопливным ускорителем, жидкостным маршевым двигателем, аэродинамическими и газодинамическими рулями управления и стабилизации. Впервые создавался моноблочный твердотопливный ускоритель. Для поражения целей предлагалось использовать специальный боезаряд малой мощности, так как точность командного метода наведения не обеспечивала надежного поражения целей осколочными элементами. В соответствии с заданием, противоракета должна была находиться в боевом состоянии, снаряженной и заправленной, в течение 10 лет. Большая скорость и высокий аэродинамический нагрев потребовали применения новых материалов и теплозащитных покрытий из стеклоткани и жаростойких сплавов с напылением двуокиси циркония. Большинство деталей противоракеты были выполнены из титановых сплавов, отсеки - из магния, баки - из алюминиевого сплава. Институт твердых сплавов разработал сплавы на основе вольфрама и молибдена для изготовления рулей управления, которым предстояло работать при температуре свыше 3000 градусов. Применялось значительное количество пластмассовых деталей. Рассказывает ведущий конструктор МКБ "Факел" В.Е.Слобода . "Ведущим конструктором противоракеты с 1965 года был Федулов , который вел тему несколько лет. 4 марта 1969 года ведущим конструктором назначили меня. Маршевый двигатель был разработан на Ленинградском заводе имени В.Я.Климова под руководством С.П.Изотова , твердотопливный двигатель - в Казанском ОКБ под руководством П.Ф.Зубца , блок управления и автопилот созданы в ЦКБ "Алмаз" под руководством В.М.Шабанова и П.М.Кириллова . Транспортно-пусковой контейнер и пусковую установку наклонного старта разрабатывал главный конструктор Ленинградского завода "Большевик" Т.Д. Вылкост ". Рассказывает начальник отдела МКБ "Факел" И.А. Карамышев . "Для ЖРД мы создали уникальную вытеснительную сильфонную систему подачи топлива. Она безотказно действовала при любых условиях полета. Прямо в топливный бак мы установили алюминиевый "мешок" с гофрами. В нужный момент в "мешок" подавался воздух, он раздувался и вытеснял топливо. Сильфонная система позволила сделать двигательную установку, а, вместе с ней, и всю ракету более легкой". Отработка и межведомственные испытания твердотопливного двигателя 5С24 были завершены к началу 1970-х годов. Двигатель позволил существенно повысить ускорение при разгоне противоракеты. 27 июля 1967 года был проведен первый бросковый пуск противоракеты, собранной в МКБ "Факел". Этот и второй пуск были неудачными, однако все последующие прошли нормально. После отработки, в 1969 году началось освоение серии на Долгопрудненском машиностроительном заводе . Серия продолжалась по 1973 год. Всего на заводе было изготовлено около 20 изделий. 29 октября 1976 года этой противоракетой был впервые в СССР осуществлен перехват головной части баллистической ракеты средней дальности в заатмосферном пространстве. 28 июля 1977 года В-825 впервые поразила скоростную сложную баллистическую цель. В этом же году испытания были прекращены. Противоракета имела стартовый вес 16,6 т, вес второй ступени - 3,9 т, длину -18,5 м, диаметр корпуса ускорителя - 1,3 м. Диапазон высот ее боевого применения со специальной боевой частью был от 10 км до 185 км, средняя скорость полета на дальность 40 км - 1100 м/с, средняя скорость полета на дальность 115 км - 1550 м/с. Ссылки:
|