Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бисноват Матус Рувимович

Авиаконструктор. Мотуз Рувимович Бисноват спроектировал и построил в 1940 году оригинальный истребитель СК-2 с малой площадью крыльев и малым удлинением (с мотором М-105 ).

Он пришел в авиацию еще до Великой Отечественной войны, начал работать в ЦАГИ . В то время основу советской истребительной авиации составляли машины Н. Н. Поликарпова И-15 , И-16 и ряд других. Во время войны с белофиннами , на стороне которых воевали немецкие "мессершмитты", стало ясно, что наши самолеты уступают им по многим тактико-техническим данным. Этот проигрыш подтолкнул Сталина к конкурсу на лучшую схему или проект нового истребителя .

И Бисноват, работая в ЦАГИ, создал коллектив конструкторов, который под его руководством начал проектировать такой истребитель. Им удалось сделать его так, что он превосходил "Me-109" , а также был лучше тех машин, что предлагали ОКБ Яковлева , ОКБ Микояна , ОКБ Лавочкина "

Он превосходил их в основном по высотности и скороподъемности. Этот самолет был построен в ЦАГИ, но слабым его местом было вооружение - требовалась доводка пушки. Сделать это не успели - началась война , приоритет отдали яковлевским Як-1 и Як-3 , микояновскому МиГ-3 , позже подключился Лавочкин со своим Ла-5 .

Но тем не менее Бисноват начал свою творческую жизнь очень ярко, как конструктор истребителя, а после войны сразу же подключился к решению проблем управляемых ракет . Для этого организовали коллектив ОКБ-4 , который приступил к созданию первой ракеты "воздух - воздух" и противокорабельной ракеты для береговых баз . По сути они были предтечами К-8 . Сложилась даже некая кооперация ряда организаций по созданию ракеты. В нее вошли двигателисты, проектировщики головки самонаведения - в то время, естественно, только тепловой,- главным конструктором которой был генерал Николаев , работавший на Красногорском оптико-механическом заводе" Но тогда еще не понимали динамики самонаведения, и до реальных пусков ракет дело не дошло, а закончилось лишь созданием отдельных экземпляров, которые не летали.

Образ мышления конструкторов того времени сводился в основном к созданию чертежей. Подразумевалось, что главное - это нарисовать, сконструировать на чертежной доске нечто, а потом остается только изготовить детали, собрать - и это нечто тут же заработает, как положено. То, что существует сложная динамика наведения ракеты ,- этого никто не понимал. Казалось, что она чуть ли не сама решит, как ей наводиться на цель. Кстати, этой же ошибкой "болело" и КБ-1 "Берлин" , о котором я рассказывал выше. Когда все будущие корифеи нашей ракетной техники находились после войны в Берлине в поисках документации по ФАУ- 2, то основное, к чему они стремились,- воспроизвести чертежи по готовым деталям, узлам или ракетам. Думали: "вот сделаем чертежи, и она полетит". Но даже такая относительно простая с точки зрения наведения баллистическая ракета, как А-4 или ФАУ-2 , показала, что без решения проблем динамики полета не обойдешься. В общем, увлечение чертежами и незнание динамики ракет класса "воздух - воздух" где-то в начале 50-х годов привели к тому, что по приказу Сталина был закрыт ряд КБ, которые, как считалось, не дают отдачи, в том числе и ОКБ Бисновата . Кстати, в их число попало и КБ Челомея , но об этом речь пойдет особо, поскольку он очень сложная личность и заслуживает отдельного разговора.

ОКБ Бисновата было возрождено в 1954 году, когда вышло специальное постановление правительства по созданию ракет класса "воздух - воздух" ,- К-6 , К-7 и К-8 , о чем я уже говорил выше.

Работу над К-6 поручили П. Д. Грушину , над К-7 - И. И. Торопову , над К-8 - М. Р. Бисновату . Он притащил сундук чертежей СНАРС-250 (цифра означала вес ракеты), которой когда-то занимался и сказал нам, что постарается вернуть к себе тех, с кем работал раньше. Кстати, когда разогнали ОКБ-4 , то его помещение отдали П. Д. Грушину , коллектив которого выделился как филиал из КБ-1 . Там же осталось и большинство сотрудников Бисновата. Многие из них сейчас стали корифеями зенитной техники - И. И. Архангельский , Е. С. Иоффинов и другие, но начинали они у Бисновата. Грушин же пришел на место ОКБ-4 с частью коллектива Л. Д. Томашевича .

Сам Петр Дмитриевич был профессором МАИ, в КБ-1 , по-моему, работал по совместительству, а потом решил уйти с преподавательской работы в конструкторы. Поэтому он начинал не "с нуля", а с коллективом, производственной базой, доставшимися ему в наследство от ОКБ-4 . А Бисноват , которого спустя два года пригласили к работе над К-8 , вынужден был снова все начинать на пустом месте. Он пригласил к себе Владимира Николаевича Елагина , человека с хорошей инженерной хваткой, который стал у него первым заместителем. Начальником теоретического отдела к Бисновату пришел И. И. Могилевский - вот, пожалуй, и вся "старая гвардия", которая вернулась к М. Р. Бисновату. Поэтому он начал набирать молодежь из МАИ и других вузов, и затем этот коллектив, созданный Бисноватом, стал основой ОКБ "Молния" , которое долго возглавлял генеральный конструктор Г. Е. Лозино-Лозинский . Начинали они с ракет класса "воздух - воздух", вершиной их творчества стал МКК "Буран" .

В общем, когда мы вплотную начали работать с Бисноватом, он делал третий в своей биографии большой "заход" в уникальную разработку: вначале истребитель, потом СНАРС и вот - К-8. Этот "заход", в отличие от первых двух, ему удался блестяще. Сделав К-8 , он записал в свой актив К-80 , К-40 , К-60 и К-73 , которые оставили заметный след в истории создания отечественных ракет класса "воздух - воздух" .

Бисноват производил приятное впечатление, как вежливый, интеллигентный, очень культурный человек. Но ничто человеческое ему не было чуждо, он был эмоционален, мог "заводиться", горячо спорить. Он был настоящий еврей, воплощавший в себе лучшие качества народа, к которому принадлежал. Он очень любил свою семью, но, на мой взгляд, она и ускорила его уход из жизни. Когда у Матуса Рувимовича трагически погибла уже взрослая дочь, он начал очень быстро стареть.

Бисноват был не администратор, а человек творческий, хорошо понимающий суть сложнейших физических и инженерных проблем, хотя и руководящие навыки ему не были чужды. Как конструктор, он был более сильным, чем И.И. Торопов или А. Л. Ляпин .

Шутки-шутками, но МиГ-23 на самом деле рождался очень драматично, люди получили награды абсолютно заслуженно, однако об этом - позже. А пока хочу сказать, что, к сожалению, об основных создателях ракет класса "воздух - воздух" написано очень мало, тогда как каждый из них оставил свой неповторимый след в истории этого вида вооружений.

Ссылки:
1. Федосов Е.А. руководит работами по ракетам "воздух - воздух",К-8 в НИИ-2
2. Федосов Е.А. - руководитель работ по управляемым ракетам
3. К-55 ракета ближнего маневренного боя
4. "Вымпел"
5. Могилевский И.И.
6. НИИ-2: Отработка систем самолета МиГ-25
7. Создание и отработка оружия класса "воздух-поверхность" с лазерным самонаведением
8. Конструкторы ракет класса "воздух - воздух"
9. Елагин Владимир Николаевич
10. Федосов Е.А.: Первые шаги в НИИ-2 и история создания НИИ-2
11. СК-2 самолет, истребитель
12. ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»