|
|||
|
ИСАЕВ Алексей Михайлович 1908-1971
Родился 24 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. После окончания в 1931 году Московского горного института работал на строительстве Магнитогорского металлургического комбината , комбината "Запорожсталь" , Нижнетагильского металлургического завода . С 1934 по 1944 год его деятельность была связана с Конструкторским бюро В.Ф.Болховитинова . С 1934 года работал в КБ В.Ф.Болховитинова на авиазаводе * 22 в Филях, с 1937 года - на авиазаводе * 124 в Казани , с 1938 года - на авиазаводе * 84 в Химках , с 1940 года - на авиазаводе * 293 в Химках . В октябре 1941 года вместе с КБ В.Ф.Болховитинова эвакуирован в пос. Билимбай Свердловской области . 4 февраля 1943 года назначен заместителем технического руководителя КБ-Д в составе КБ В.Ф.Болховитинова. В мае 1943 года вернулся на завод * 293 и назначен начальником отдела двигателей. В 1945 году А.М.Исаев находился в командировке в Германии . После командировки возвратился в Химки и приступил к работе над стартовыми самолетными ускорителями. В октябре 1946 года А.М.Исаев был переведен в НИИ-1 МАП , где приступил к разработке двигателей зенитных управляемых ракет . 30 августа 1947 года назначен главным конструктором реактивных двигателей. В 1948 году отдел А.М.Исаева переводится в НИИ-88 MB , в составе которого позже образовано ОКБ-2 . Ведется разработка двигателей для зенитных, баллистических, крылатых ракет, космических ракет- носителей и аппаратов. В 1958 году Исаев начинает разработку двигателя для баллистической ракеты подводных лодок. Морская тематика становится главным направлением работы КБ. Впоследствии под руководством А.М.Исаева были созданы ЖРД для всех отечественных жидкостных БРПЛ . С 1959 года - главный конструктор ОКБ-2 ГКОТ, с 1967 года - главный конструктор КБ химического машиностроения Минобщемаша. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий А.М.Исаев скончался 25 июня 1971 года.
До поступления в КБ Болховитинова Исаев никакого отношения к авиации не имел. Перепробовав профессии горного инженера на угольных шахтах, строителя Магнитогорска и Запорожстали , он решил, что его будущее - только в авиационной технике. Заявление о приеме на завод он подал на имя директора - О.А. Миткевич. Знаменитый в будущем главный конструктор ракетных двигателей был ею направлен для переговоров в КБ Болховитинова. Болховитинов в него поверил и под контролем Шишмарева поручил разработку шасси для ДБ-А . На одном из подлетов на заводе 22 у ДБ-А подломилось шасси. Это было ЧП, по поводу которого мы впервые услышали от Исаева: "Мне надо пустить пулю в лоб!" В зависимости от обстановки восклицание "Пуля в лоб!" для Исаева было выражением крайнего разочарования, восторга, возмущения и гнева. Все определялось тональностью. В 1940 году мы с ним вместе отдыхали в Коктебеле. Играя в крокет, Исаев в ожесточенном споре с противником грозил пустить ему "пулю в лоб". В ноябре 1941 года, замерзая на платформе эшелона, который вез нас из Москвы на Урал, Исаев давал очереди из авиационного пулемета в черное небо, мечтая всадить "пулю в лоб" "мессершмиттам". Когда 15 мая 1942 года после первого полета Бахчиванджи на самолете БИ при посадке подломилась стойка шасси, он восклицал: "Пуля в лоб! Совсем как у "Аннушки" лет пять назад". Даже став вторым после Глушко главным конструктором ракетных двигателей, он продолжал "пускать пули в лоб" по поводу каждой серьезной ошибки в десятках систем жидкостных ракетных двигателей, созданных в его знаменитом КБ. После возвращения из Германии в семейной жизни Исаева был трагический период. Татьяна начала пить. Лечение не помогало. Через несколько лет страсть к алкоголю закончилась летальным исходом. Исаев выдержал - товарищи и работа его спасли. Но это было уже после 1947 года. Алексей Исаев был главным конструктором двигателей ЗУРов , новых противоракет, наших баллистических ракет малой дальности Р-11 и стратегических баллистических ракет подводных лодок. В 1962 году мы с ним встретились в очередной раз, отмечая 20-летие первого полета Бахчиванджи на БИ-1 . - Ты помнишь, - сказал он, - как мы с Сашей Березняком уговаривали тебя еще в 41-м году разработать систему поиска и наведения нашего фанерного БИ на немецкие бомбардировщики. Какие же мы все были наивные лопухи! Тогда система наведения нам представлялась ерундовой задачей - главной был двигатель. Теперь, когда собираются совещания по этой новой системе "А", меня даже не вспоминают. Мой двигатель да и сама грушинская ракета - это, оказывается, малая деталь. Весь гвоздь в огромной системе наведения. Исаев очень эмоционально, со свойственным ему артистическим чувством юмора рассказывал об участии в различных совещаниях и научных советах по проблеме ПРО: - Всегда страсти кипят вокруг системы наведения, управления -одним словом, всей этой вечной задачи перехвата. Иногда мне кажется, что сама антиракета им только мешает. Главное - это загоризонтная радиолокация, вычисление траектории ракеты противника, пролонгация траектории своей ракеты. Видел бы ты, какое строительство задумали у Сарышагана! Интуиция и инженерный здравый смысл, мужество, заменяющие математические теории, признание ошибок и неутомимость в проведении сотен испытаний, которые должны были заменить расчеты, являлись обязательными для двигателистов в значительно большей мере, чем для инженеров других специальностей. Этими качествами, как даром божьим, был наделен Алексей Исаев. Он перепробовал много профессий и специальностей, пока не влюбился в ЖРД , и это осталось его увлечением до конца дней. Я познакомился с ним в КБ Болховитинова еще задолго до войны. Вместе работали над самолетом ДБ-А , вместе участвовали в подготовке перелета Леваневского в США , отдыхали в Коктебеле . Здесь, в прогулках по каменистым пляжам и скалистому побережью Кара-Дага, Исаев рассказывал мне и моей жене Кате Голубкиной детективную историю его попытки побега из Коктебеля на Гавайские острова вместе с другом юности будущим писателем Юрием Крымовым . В 1941 году при наступлении немцев на Москву мы вместе работали на заводе * 293 . Исаев и Березняк в это время, не уходя с завода, разрабатывали свою идею ракетного перехватчика, получившего впоследствии наименование БИ-1 . В один из октябрьских дней Алексей под честное слово - молчать и не выдавать его тайну - завел меня в одну из подвальных комнат нашего завода и показал целый арсенал авиационного оружия. Тут были скорострельные авиационные пулеметы "Шкасы", 20-миллиметровые пушки "Шваки", с десяток пороховых ракетных снарядов и много кассет с боеприпасами. - Вот, Борис, я не собираюсь сматываться куда-то на восток в эвакуацию. Давай отправим туда свои семьи, а сами создадим партизанский отряд. Вот оружие, которое мы должны сберечь. Ты должен помочь мне набрать в отряд верных людей. Мы потратили какое-то время на разработку операции по защите моста через Москва-реку, через который немцы могли ворваться в Москву, наступая по Ленинградскому шоссе. Но наша авантюра была быстро разоблачена, как только мы попытались начать вербовку добровольцев в партизаны. Все оружие было изъято и под руководством настоящих специалистов по вооружению (в числе которых был и молодой инженер Василий Мишин - будущий первый заместитель Королева, будущий главный конструктор и академик) установлено на открытых железнодорожных платформах. Эти платформы были включены в состав эшелона, в котором мы эвакуировались в последних числах октября 1941 года из Химок на Урал . Во время движения эшелона мы посменно дежурили у самодельных установок "противовоздушной обороны". Исаев непрерывно генерировал всяческие идеи. Не только технические. Иногда он высказывал рискованные по тем временам мысли о необходимости политического переустройства. Особенно интересные для того времени проекты мы обсуждали во время совместного пребывания на вилле Франка в Бляйхероде . У нас часто разгорались споры - размышления: почему в самом деле в "логове фашистского зверя" так неплохо? Ведь вся эта роскошь и комфорт, видимо, создавались еще до войны. Откуда такие возможности в Германии, проигравшей первую мировую войну? Теперь она проиграла и вторую мировую войну... Масса проклятых вопросов требовала обсуждения. Но мы боялись углубляться в недра политики и истории, ибо создавалась опасность "потрясения основ". Сходились на том, что, в конечном счете, править миром должны инженеры и ученые. Тогда не будет национал- социализма, шовинизма, антисемитизма, не будет расизма и вообще никакой национальной вражды. Мы прыгали в своих беседах от лагеря "Дора" до российских лагерей, о которых знали гораздо меньше, и приходили к твердому выводу: так дальше продолжаться не может. Власть должна быть в руках у умных, талантливых и честных ученых. Ученые и инженеры - праведные интеллектуалы и энтузиасты, преданные своему делу, им наплевать, какой ты национальности, им не нужны концентрационные лагеря, спецтюрьмы и крематории. Ученые, инженеры всех стран, соединяйтесь! См. Исаев о том, как он попал к Болховитинову Разговор с Исаевым в неслужебное время
Ссылки:
|