Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ИСАЕВ Алексей Михайлович 1908-1971

Родился 24 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. После окончания в 1931 году Московского горного института работал на строительстве Магнитогорского металлургического комбината , комбината "Запорожсталь" , Нижнетагильского металлургического завода . С 1934 по 1944 год его деятельность была связана с Конструкторским бюро В.Ф.Болховитинова .

С 1934 года работал в КБ В.Ф.Болховитинова на авиазаводе * 22 в Филях, с 1937 года - на авиазаводе * 124 в Казани , с 1938 года - на авиазаводе * 84 в Химках , с 1940 года - на авиазаводе * 293 в Химках .

В октябре 1941 года вместе с КБ В.Ф.Болховитинова эвакуирован в пос. Билимбай Свердловской области . 4 февраля 1943 года назначен заместителем технического руководителя КБ-Д в составе КБ В.Ф.Болховитинова. В мае 1943 года вернулся на завод * 293 и назначен начальником отдела двигателей.

В 1945 году А.М.Исаев находился в командировке в Германии . После командировки возвратился в Химки и приступил к работе над стартовыми самолетными ускорителями. В октябре 1946 года А.М.Исаев был переведен в НИИ-1 МАП , где приступил к разработке двигателей зенитных управляемых ракет .

30 августа 1947 года назначен главным конструктором реактивных двигателей. В 1948 году отдел А.М.Исаева переводится в НИИ-88 MB , в составе которого позже образовано ОКБ-2 . Ведется разработка двигателей для зенитных, баллистических, крылатых ракет, космических ракет- носителей и аппаратов. В 1958 году Исаев начинает разработку двигателя для баллистической ракеты подводных лодок. Морская тематика становится главным направлением работы КБ. Впоследствии под руководством А.М.Исаева были созданы ЖРД для всех отечественных жидкостных БРПЛ .

С 1959 года - главный конструктор ОКБ-2 ГКОТ, с 1967 года - главный конструктор КБ химического машиностроения Минобщемаша. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий А.М.Исаев скончался 25 июня 1971 года.

До поступления в КБ Болховитинова Исаев никакого отношения к авиации не имел. Перепробовав профессии горного инженера на угольных шахтах, строителя Магнитогорска и Запорожстали , он решил, что его будущее - только в авиационной технике. Заявление о приеме на завод он подал на имя директора - О.А. Миткевич. Знаменитый в будущем главный конструктор ракетных двигателей был ею направлен для переговоров в КБ Болховитинова.

Болховитинов в него поверил и под контролем Шишмарева поручил разработку шасси для ДБ-А .

На одном из подлетов на заводе 22 у ДБ-А подломилось шасси. Это было ЧП, по поводу которого мы впервые услышали от Исаева:

"Мне надо пустить пулю в лоб!" В зависимости от обстановки восклицание "Пуля в лоб!" для Исаева было выражением крайнего разочарования, восторга, возмущения и гнева. Все определялось тональностью.

В 1940 году мы с ним вместе отдыхали в Коктебеле. Играя в крокет, Исаев в ожесточенном споре с противником грозил пустить ему "пулю в лоб". В ноябре 1941 года, замерзая на платформе эшелона, который вез нас из Москвы на Урал, Исаев давал очереди из авиационного пулемета в черное небо, мечтая всадить "пулю в лоб" "мессершмиттам". Когда 15 мая 1942 года после первого полета Бахчиванджи на самолете БИ при посадке подломилась стойка шасси, он восклицал: "Пуля в лоб! Совсем как у "Аннушки" лет пять назад". Даже став вторым после Глушко главным конструктором ракетных двигателей, он продолжал "пускать пули в лоб" по поводу каждой серьезной ошибки в десятках систем жидкостных ракетных двигателей, созданных в его знаменитом КБ.

После возвращения из Германии в семейной жизни Исаева был трагический период. Татьяна начала пить. Лечение не помогало. Через несколько лет страсть к алкоголю закончилась летальным исходом. Исаев выдержал - товарищи и работа его спасли. Но это было уже после 1947 года. Алексей Исаев был главным конструктором двигателей ЗУРов , новых противоракет, наших баллистических ракет малой дальности Р-11 и стратегических баллистических ракет подводных лодок.

В 1962 году мы с ним встретились в очередной раз, отмечая 20-летие первого полета Бахчиванджи на БИ-1 .

- Ты помнишь, - сказал он, - как мы с Сашей Березняком уговаривали тебя еще в 41-м году разработать систему поиска и наведения нашего фанерного БИ на немецкие бомбардировщики. Какие же мы все были наивные лопухи! Тогда система наведения нам представлялась ерундовой задачей - главной был двигатель. Теперь, когда собираются совещания по этой новой системе "А", меня даже не вспоминают. Мой двигатель да и сама грушинская ракета - это, оказывается, малая деталь. Весь гвоздь в огромной системе наведения. Исаев очень эмоционально, со свойственным ему артистическим чувством юмора рассказывал об участии в различных совещаниях и научных советах по проблеме ПРО:

- Всегда страсти кипят вокруг системы наведения, управления -одним словом, всей этой вечной задачи перехвата. Иногда мне кажется, что сама антиракета им только мешает. Главное - это загоризонтная радиолокация, вычисление траектории ракеты противника, пролонгация траектории своей ракеты. Видел бы ты, какое строительство задумали у Сарышагана!

Интуиция и инженерный здравый смысл, мужество, заменяющие математические теории, признание ошибок и неутомимость в проведении сотен испытаний, которые должны были заменить расчеты, являлись обязательными для двигателистов в значительно большей мере, чем для инженеров других специальностей. Этими качествами, как даром божьим, был наделен Алексей Исаев. Он перепробовал много профессий и специальностей, пока не влюбился в ЖРД , и это осталось его увлечением до конца дней. Я познакомился с ним в КБ Болховитинова еще задолго до войны. Вместе работали над самолетом ДБ-А , вместе участвовали в подготовке перелета Леваневского в США , отдыхали в Коктебеле . Здесь, в прогулках по каменистым пляжам и скалистому побережью Кара-Дага, Исаев рассказывал мне и моей жене Кате Голубкиной детективную историю его попытки побега из Коктебеля на Гавайские острова вместе с другом юности будущим писателем Юрием Крымовым . В 1941 году при наступлении немцев на Москву мы вместе работали на заводе * 293 . Исаев и Березняк в это время, не уходя с завода, разрабатывали свою идею ракетного перехватчика, получившего впоследствии наименование БИ-1 .

В один из октябрьских дней Алексей под честное слово - молчать и не выдавать его тайну - завел меня в одну из подвальных комнат нашего завода и показал целый арсенал авиационного оружия. Тут были скорострельные авиационные пулеметы "Шкасы", 20-миллиметровые пушки "Шваки", с десяток пороховых ракетных снарядов и много кассет с боеприпасами.

- Вот, Борис, я не собираюсь сматываться куда-то на восток в эвакуацию. Давай отправим туда свои семьи, а сами создадим партизанский отряд. Вот оружие, которое мы должны сберечь. Ты должен помочь мне набрать в отряд верных людей. Мы потратили какое-то время на разработку операции по защите моста через Москва-реку, через который немцы могли ворваться в Москву, наступая по Ленинградскому шоссе. Но наша авантюра была быстро разоблачена, как только мы попытались начать вербовку добровольцев в партизаны. Все оружие было изъято и под руководством настоящих специалистов по вооружению (в числе которых был и молодой инженер Василий Мишин - будущий первый заместитель Королева, будущий главный конструктор и академик) установлено на открытых железнодорожных платформах. Эти платформы были включены в состав эшелона, в котором мы эвакуировались в последних числах октября 1941 года из Химок на Урал . Во время движения эшелона мы посменно дежурили у самодельных установок "противовоздушной обороны".

Исаев непрерывно генерировал всяческие идеи. Не только технические. Иногда он высказывал рискованные по тем временам мысли о необходимости политического переустройства. Особенно интересные для того времени проекты мы обсуждали во время совместного пребывания на вилле Франка в Бляйхероде . У нас часто разгорались споры - размышления: почему в самом деле в "логове фашистского зверя" так неплохо? Ведь вся эта роскошь и комфорт, видимо, создавались еще до войны. Откуда такие возможности в Германии, проигравшей первую мировую войну? Теперь она проиграла и вторую мировую войну... Масса проклятых вопросов требовала обсуждения.

Но мы боялись углубляться в недра политики и истории, ибо создавалась опасность "потрясения основ". Сходились на том, что, в конечном счете, править миром должны инженеры и ученые. Тогда не будет национал- социализма, шовинизма, антисемитизма, не будет расизма и вообще никакой национальной вражды. Мы прыгали в своих беседах от лагеря "Дора" до российских лагерей, о которых знали гораздо меньше, и приходили к твердому выводу: так дальше продолжаться не может. Власть должна быть в руках у умных, талантливых и честных ученых. Ученые и инженеры - праведные интеллектуалы и энтузиасты, преданные своему делу, им наплевать, какой ты национальности, им не нужны концентрационные лагеря, спецтюрьмы и крематории. Ученые, инженеры всех стран, соединяйтесь! См. Исаев о том, как он попал к Болховитинову

Исаев 1947

Разговор с Исаевым в неслужебное время

Кончина Исаева

Похороны Исаева

Ссылки:

  • На реактивной тяге
  • 1960 ГОД, 1 МАЯ. Сбит самолет У-2
  • Челомей Владимир Николаевич (1914-1984)
  • В-1000 противоракета
  • КБ-1 - награды, Кисунько присвоено звание Героя социалистического труда
  • Система ПВО Москвы "Беркут": первоначальная структура
  • Проблемы осуществления мягкой посадки на Луну, 1966
  • "Буря" - межконтинентальная крылатая ракета с ядерным зарядом
  • Исаева Катя
  • Черток Борис Евсеевич
  • Система управления первым космическим аппаратом, летящим к Марсу
  • Г-1 (Р-10): немецкий проект ракеты на дальность 600 км.
  • Эвакуация завода 293 и КБ Болховитинова в Билимбай на Урал
  • Трагическая поездка на огневые испытания в Леестен
  • Завод "Миттельверк"
  • Филиал N 2 ОКБ-1 - ОКБ-10 - НПО ПМ (г. Красноярск-26)
  • В 1945 в ракетчики в Бляйхероде
  • КБ Болховитинова ничего не поставило для серийного производства до войны
  • "И"- проект самолета Болховитинова
  • Впервые было разработано катапультируемое сиденье летчика
  • Нордхаузен город
  • Мобильные ракетные комплексы приходят на вооружение
  • Зенитные ракеты (ЗУР): ночные проблемы
  • Завод 293 принимает СКБ-1 Архипа Люлька, поездка в "шарашку" к Глушко
  • Черток Б.Е.: путешествие из Берлина в Тюрингию, 1945 г.
  • Возвращение к Болховитинову, завод N 293
  • Истребитель "И"
  • Пуск корабля-спутника 1К N 5 с собаками на борту: корабль взорван АПО
  • Реорганизация оборонных предприятий 1966
  • ОКБ-2 (КБ Химмаш им. A.M. Исаева)
  • Черток Б.Е.: первое знакомство с немецким ракетным полигоном Пенемюнде
  • Пенемюнде разбомбили, но ракеты продолжают испытывать в Дебице
  • Немецкий проект ракетного самолета-бомбардировщика
  • Сделать Р-1 - "копию" немецкой А-4, оказалось очень не просто
  • "Союзы" известны всем, но предназначались для облета Луны
  • НИИ-88: СКБ
  • 12-й пуск Е-6 к Луне: отказ во время торможения у Луны 1965
  • Первое ракетное десятилетие: введение
  • Авральная доводка ДБ-А до арктического варианта
  • Черток Б.Е. и бригада Исаева: отдых в Коктебеле 1939 г.
  • Исаева Алевтина Дмитриевна
  • Идея создания ДОС: орбитальной станции на базе "Союза" и "Алмаза"
  • НИИ-3 переходит в НИИ-1, взрыв интереса к ракетам, 1944 г.
  • Возвращение завода N 293, подходы к проблеме наведения перехватчика
  • Черток Б.Е.: первая встреча с Глушко в Германии
  • Королев собрал Совет главных: Р-9, Глобальная ракета 8К713
  • Р-11: испытания, 1953 г, тайна нарушения стабилизации
  • Десант ракетчиков-двигателистов в Германию
  • Давление ЦК на ОКБ-1: ускорить запуск "Союзов" и вперед к Луне 1966
  • Гибель Бахчиванджи при испытании ракетного истребителя БИ
  • Р-7 Проблема N 1. Графитовые рули заменяются управляющими двигателями
  • В Москве было плохо в 1945 г.
  • Гайдуков находит хозяина ракетам - Устинова Д.Ф.
  • Институт "Рабе": структура и деятельность, 1945 г.1
  • Система ПВО должна быть дополнена системой ПРО - противоракетной обороны
  • Разработка ракетного оружия в СССР
  • КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
  • Проблемы с пуском и управлением "морских" ракет
  • Черток Б.Е. в НИИ-3 смотрит ЖРД для самолета БИ
  • Принятие решения о полете Гагарина и подготовка на полигоне
  • Пуск Союза-2 и Союза-3, пилотируемого Береговым
  • Богомолов Владислав Николаевич
  • В Германию за ракетными и авиационными секретами
  • Твердотопливные ракеты: отношение к ним главных ракетчиков СССР
  • Распределение работ по системе управления четвертой ступенью 8К78 и КА
  • Предпологаемый Доклад Чертока на ВПК по Е-6
  • Королев ищет для космоса новую кооперацию
  • ЧЕРТОК Б.Е.: О ВРЕМЕНИ И СОВРЕМЕННИКАХ
  • ДВИГАТЕЛИ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
  • КБ химмаш (химического машиностроения) имени A.M. Исаева
  • "СКОЛЬКО ЖЕ НАДО ВЫНЕСТИ ЧЕЛОВЕКУ?"
  • Отношения Бартини с коллегами
  • Бартини достиг скорости на "Стали-6", которую ВВС получили только в 40-х г
  • Первый полет ракетоплана "РП-318-1"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»