|
|||
|
Предпологаемый Доклад Чертока на ВПК по Е-6
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди "Первой задачей являлось достижение Луны с доставкой вымпела СССР. Это было осуществлено с помощью трехступенчатой ракеты-носителя 8К72. Первые две ступени были штатные ракеты Р-7, а третья ступень - блок "Е" с двигателем Косберга. Капсула с вымпелом, которую мы гордо называли "автоматическая межпланетная станция", весом 360 килограммов разбилась при достижении Луны. Прочный вымпел сохранился. Доказательством попадания в Луну служило мгновенное прекращение радиоконтакта с АМСом . На выполнение задачи было затрачено шесть пусков. Из них в двух случаях имели место аварии на участке полета первой ступени, две аварии второй ступени, пролет на расстоянии 5000 километров от Луны по вине наземного пункта управления и, наконец, в сентябре 1959 года - выполнение задачи. Затратив шесть пусков, мы решили следующие основные проблемы: отработали трехступенчатую ракету-носитель, впервые научились запускать третью ступень; повысили надежность первых ступеней, изучив явление продольных колебаний; впервые осуществили радиосвязь на лунных расстояниях. Эти шесть пусков оказались очень полезными для развития техники, но не принесли науке новых сведений о самой Луне. Второй задачей было фотографирование и передача на Землю изображения обратной стороны Луны. Эту задачу мы выполнили в два этапа. На первом этапе на той же ракете-носителе 8К72 выводились к Луне АЛСы типа Е-2 . Первый пуск Е-2 был удачным. Затем два пуска с более совершенной аппаратурой АЛСа, который назывался Е- 3, были аварийными по вине ракет- носителей. Высококачественные фотографии обратной стороны удалось получить только в 1965 году. Для этого была использована ракета-носитель типа 8К78 с блоками "И" и "Л" такого же типа, что и для АМСов программы Марса и Венеры. Для фотографирования использовался марсианский АМС типа 3МВ-4 , который назвали "Зонд-3" . Итого на получение изображения обратной стороны Луны затрачено четыре пуска, из которых два удачных. Были получены уникальные научные результаты. Надо признать, что третья задача, которая и рассматривается сегодня, - мягкая посадка ( программа Е-6 ) - по своим трудностям превзошла наши ожидания. Реализацию этой программы мы начали в 1963 году. Параллельно с пусками АЛСов Е-6 по Луне выполняется программа полетов на Марс и Венеру. Для этих программ используется ракета-носитель 8К78. Однако венеро-марсианский вариант ракеты-носителя для мягкой посадки мы вынуждены были доработать, и в лунном варианте она фактически имеет не четыре, а пять ступеней. Роль пятой ступени выполняет космическая ракета, имеющая трехрежимную КТДУ с системой стабилизации и торможения. До начала программы Е-6 уже было произведено десять пусков ракеты- носителя 8К78, был получен богатый опыт по четвертой ступени - блоку "Л", поэтому нас вправе спросить: зачем понадобилось создавать другой вариант? Для мягкой посадки необходимо было увеличить вес полезного груза, в данном случае это 500 килограммов топлива для торможения. Вот почему мы попросили Пилюгина создать единую систему управления для блоков "И", "Л" и самой космической ракеты, несущей АЛС для мягкой посадки. Вместе с новой системой астронавигации и радиоуправления такая система создана, но она потребовала другой кооперации и значительного времени на отработку. По программе мягкой посадки проведено десять пусков. При этом на первой и второй ступени мы не имели ни одного отказа. По причинам, связанным с системой питания двигателя блока "И", было два отказа. По вине новой аппаратуры управления блока "Л" и космического аппарата мы получили семь отказов и еще один вследствие ошибки в методике радиоуправления. В связи с недостаточной точностью измерений в системе астронавигации мы дополнительно установили на борт радиоаппаратуру "Маяк". Сигналы "Маяка" принимают Евпатория, Уссурийск и Москва. Результаты измерений обрабатываются в трех баллистических центрах - у Мстислава Всеволодовича Келдыша в ОПМ , в НИИ-4 и в НИИ-88 . Практически в реальных условиях полета испытаны все системы и все режимы. Реализовано более сотни мероприятий по доработкам с целью повышения надежности аппаратуры. Получен колоссальный опыт управления полетом. В настоящее время благодаря нашим программам в Крыму действуют два центра управления космическими полетами: симферопольский НИП-10 для лунных программ и евпаторийский для управления полетами к планетам Венере, Марсу и дальше. Через десять-двенадцать дней мы заканчиваем сборку и заводские испытания следующего Е-6 N 12 . Его пуск предлагается осуществить в первых числах декабря. В качестве резерва изготавливается совместно с товарищем Бабакиным еще один комплект Е-6. У нас есть полная уверенность, что ближайшим пуском мы решим труднейшую задачу мягкой посадки. Считаю нужным отметить, что мы не имели ни одного серьезного замечания по новой системе КТДУ главного конструктора Исаева . Что касается системы астронавигации Министерства авиационной промышленности, системы аварийного управления главного конструктора Пилюгина, радиокомплекса главного конструктора Рязанского и преобразователей Министерства электропромышленности, то по всем замечаниям приняты меры, дающие уверенность в их надежной работе при очередном пуске. По поручению технического руководства прошу комиссию разрешить провести пуск по программе Е-6 в период с 25 ноября по 5 декабря ". Ссылки:
|