День рождения: 29.07.1918 года
Место рождения: Купянск, Россия
Дата смерти: 22.07.1998 года
Отец Дудинцева, царский офицер, был
расстрелян красными. После окончания в 1940 Московского юридического
института был призван в армию. После ранения под Ленинградом работал в
военной прокуратуре в Сибири (1942-1945). В 1946-1951 - очеркист
"Комсомольской правды".
Начал печататься в 1933. В 1952 издал сб. рассказов У семи богатырей, в
1953 - повесть На своем месте. Потрясающий успех имел опубликованный в 1956
в журнале "Новый мир"
роман Дудинцева Не хлебом единым,
рассказывающий о тщетных попытках провинциального инженера Лопаткина,
честного и мужественного человека, пробить со своим изобретением,
ускоряющим и удешевляющим жилищное строительство в послевоенной разрушенной
стране, стену безразличия чиновников, из корыстных и карьерных побуждений
поддерживающих альтернативный, заведомо негодный проект столичного
профессора. Узнаваемый по точно выписанным деталям и психологическим
характеристикам сюжет прочитывался не только как одно из первых правдивых и
ярких обращений, в лучших традициях русской реалистической прозы, к
наболевшим проблемам современности, но и как обобщающая метафора обличения
паразитической и всевластной советской номенклатуры, единственной целью
которой было "удержаться в кресле и продолжать обогащаться", как вызов
системе и требование противостоять ей - хотя бы инакомыслием, хотя бы
единичным противостоянием несломленной воли и совести. Официоз обвинил
писателя в "клевете", а после журнального издания философско-аллегорической
Новогодней сказки (1960) о невозвратной ценности каждого мгновения, так
часто растрачиваемого впустую или убиваемого мелочами и стремлением к
ложным целям, и выхода в свет сборников Повести и рассказы (1959) и
Рассказы (1963), к фактическому запрету на публикации произведений
Дудинцева.
Только в 1987, с началом "перестройки", появился в печати и сразу стал
вехой в истории современной русской литературы второй многолетний труд
Дудинцева -
роман Белые одежды (Государственная
премия СССР, 1988), основанный на документальном повествовании о
противоборстве в советской науке 1940-1950-х годов истинных
ученых-генетиков с невежественными конъюнктурщиками - сторонниками
"академика-агронома" Т.Д.Лысенко, уверявшего, что при должном уходе из ржи
может вырасти пшеница; о том, как первые (в романе - Иван Стригалев, Федор
Дежкин и их соратники) в атмосфере полного господства вторых ("народный
академик" Рядно) и с неожиданной поддержкой отдельных представителей разных
социальных слоев (вплоть до полковника госбезопасности) продолжают тайком
свои опыты, надев вынужденную личину конформизма (как это делали реальные
ученые, Н.А. и А.А.Лебедевы - адресаты авторского посвящения книги) и тем
самым объяснив феномен тотального лицемерия, "двойного" бытия людей
советского социума. Не случайно актуальное в отечественной литературе
1960-1990-х годов соотнесение современности с историей, мифологией и
религией воплощено в этом романе темой Святого Себастьяна - реального
исторического лица, начальника телохранителей жестокого гонителя христиан
римского императора Диоклетиана, тайно крестившего полторы тысячи человек и
за это расстрелянного тысячью стрел. Так, по мысли Дудинцева, не боясь
мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор
- и тем заслуживает право на "белые одежды", чистым светом сияющие в
Откровении Иоанна Богослова, эпиграфом из которого предваряется роман.
Звучащий мотив страдания как важного и даже необходимого условия
самопознания и самосовершенствования личности, отчетливый в творчестве
Дудинцева, сам писатель объясняет так: "Я убежден, что только в
по-настоящему суровых условиях проявляются наши лучшие и худшие стороны.
Мне кажется, что в обществе, где "не доносятся жизни проклятья в этот сад
за высокой стеной", я и писателем не стал бы". С другой стороны, именно в
ученых - изобретателях, "поисковиках", экспериментаторах, пролагателях
новых путей, страстных и увлеченных людях, Дудинцев видел хранителей
животворящего творческого начала.