Андрей Тарковский
Имя при рождении: Андрей Арсеньевич Тарковский
Дата рождения: 4 апреля 1932
Место рождения: село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская
Промышленная область, РСФСР, СССР
Дата смерти: 29 декабря 1986 (54 года)
Место смерти: Париж, Франция
Гражданство: СССР
Профессия: кинорежиссёр,
сценарист
Карьера: 1958—1986
Награды: BAFTA (1988)
Ленинская премия Народный артист РСФСР
Андрей Арсеньевич Тарковский (4 апреля 1932, село Завражье, Юрьевецкий
район, Ивановская Промышленная область (ныне — Кадыйский район Костромской
области) — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — советский кинорежиссёр и
сценарист, после 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист
РСФСР.
Детство и юность
Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области
(ныне — сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области),
на Волге, где жили родственники матери. Спустя несколько месяцев, в
сентябре 1932 года, Мария Ивановна с ребенком вернулись домой, в Москву.
Отец,
Арсений Александрович Тарковский
был поэтом и переводчиком, уроженцем Елисаветграда (в 1907 году этот город
входил в состав Херсонской губернии Российской империи, в настоящее время —
территория Украины). Мать,
Мария Ивановна Вишнякова,
принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых, закончила
московский
Литературный институт,
выпускником которого был и Арсений Александрович Тарковский.
В 1935 году Арсений Александрович оставил семью, а в 1941 году ушел
добровольцем на фронт, где после ранения потерял ногу. Мария Ивановна
устроилась корректором в Первую образцовую типографию в Москве и
проработала там до пенсии.
В 1939 году Андрей поступил в московскую школу № 554 (ныне — Школа № 1060).
В начале войны мать увезла Андрея и его младшую сестру
Марину (род. в 1934) в эвакуацию в
Юрьевец, к родным.
Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из
нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех
смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в
жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери.
В 1943 году Тарковские вернулись в Москву, а Андрей — в свою старую школу,
где он учится в одном классе с
Андреем Вознесенским. Детские годы
он провел с бабушкой, матерью и сестрой в деревянном доме в 1-м Щипковском
переулке в Замоскворечье. И хотя свою жизнь Андрей прожил в основном в
Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где
сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким он предстал в фильме «Зеркало»,
где были отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта,
эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.
Судя по аттестату, который хранится в архиве ВГИКа, в школе Андрей не
отличался прилежанием и не проявлял интереса ни к естественным, ни к
гуманитарным наукам. Его воспитание было традиционно художественным. С семи
лет он посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в
седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где
занимался рисованием.
В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении
Московского института
востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на
занятиях по физкультуре. В автобиографии для поступления во ВГИК, Андрей
писал:
Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор
профессии. Я недостаточно знал ещё жизнь.
В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую
экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского
края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком сотни
километров по тайге. Свой альбом зарисовок он сдал потом в архив
Нигризолота.
В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную
компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она
устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти
рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в
моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Всё это укрепило меня в решении стать
кинорежиссёром. ВГИК
По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во
ВГИК и был принят на режиссёрское
отделение в мастерскую
Михаила Ромма. «Выбор этот был
скорее случайным, чем осознанным», — признался он позднее.
Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с хрущёвским периодом обновления в
искусстве. В 1953 году было принято решение об увеличении производства
фильмов. В 1954 году, когда Тарковский поступил во ВГИК, было снято 45
фильмов, а через год уже
66. Важную роль в становлении Тарковского сыграло и то обстоятельство, что
незадолго до него в институт пришло военное поколение, которому предстояло
обновить в кино как темы, так и образные средства выразительности. В
1955—1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов. В этот период
также дебютировали многие молодые сценаристы, операторы, актёры.
Лучшие фильмы в истории кино по мнению Тарковского
«Дневник сельского священника»
«Причастие»
«Назарин»
«Земляничная поляна»
«Огни большого города»
«Сказки туманной луны после дождя»
«Семь самураев»
«Персона»
«Мушетт»
«Женщина в песках»
Это было время «оттепели», начало которой положило разоблачение культа
личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году. Веяние «оттепели» принесло
в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский
кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». В
западной кинокритике появился термин «оте?р» (от французского auteur),
обозначавший единого автора фильма, под контролем которого находились все
аспекты кинопроизводства, от сценария до монтажа. Все это подтолкнуло
Тарковского на идею авторского кино. В эти годы большое влияние на него
оказали Бунюэль и Бергман, а позже к этому списку прибавились Куросава и
Феллини.
Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал
Михаил Ромм, воспитавший целую
плеяду талантливых кинорежиссёров. Будучи представителем повествовательного
и жанрового кино 1930-х годов, которое многие его ученики отрицали и
критически переосмыслили, Ромм тем не менее развивал в них творческую
индивидуальность и верность своей правде. Он выручал их в случае
неприятностей, давал им взаймы деньги, покровительствовал им на
киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.
Первой режиссёрской курсовой работой Тарковского был короткометражный фильм
«Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и
Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку
Ромма. За ней последовал среднеметражный фильм «Сегодня увольнения не
будет» (1957) и «Концентрат» (1958), отразивший опыт работы Тарковского в
геологической партии, визуально насыщенный сценарный этюд, сохранившийся
только на бумаге. На третьем курсе Тарковский встретил в монтажной
Андрея Кончаловского, в то время
первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента началась их
творческая дружба и соавторство. Они обнаружили много общего во взглядах на
кинематограф. А. Кончаловский вспоминал:
Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в
кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино.
Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень,
песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей
живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестиранные. Мы не
признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику.
Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под
силу одолеть.
Вместе они написали сценарий «Антарктида — далёкая страна» (1959), отрывки
из которого были опубликованы в «Московском комсомольце». Тарковский
попытался предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получил
отказ. После этого они работали над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и
успешно продали его только что созданному объединению «Юность» на
«Мосфильме». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика,
играющего на скрипке, и водителя катка.
Получив разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломного
фильма, Тарковский предложил работу молодому оператору Вадиму Юсову.
Концепция сложилась под воздействием короткометражного фильма французского
режиссёра Альбера Ламориса «Красный шар», удостоенного в 1956 году Гран-при
Каннского кинофестиваля и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского
и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью,
получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961
году. По поводу этого фильма
Майя Туровская писала:
Никогда Андрей Тарковский не будет относиться к искусству как к ремеслу,
развлечению или источнику дохода. Всегда оно будет для него не только делом
собственной жизни, но и вообще делом для всей жизни, деянием. Это высокое
уважение к искусству впервые он выразил в короткометражном детском
сюжете.
В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.
Карьера в Советском Союзе
В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв», который
требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной
постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа
Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка
(Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным
реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был
удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в
Венеции (1962) и многих многих других кинопремий. При очевидном тяготении к
стилистике Брессона и Куросавы молодой советский режиссёр показал
самостоятельный талант оригинально мыслящего художника.
Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублеве. В
сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала
двойственность костюмно-исторического эпоса и авторского фильма-проповеди.
Съемки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время в
стране наметился переход от либеральной оттепели к консервативному застою.
Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от
искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной
действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма.
«Андрей Рублев» подвергся проработкам и цензурным поправкам.
В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат
«Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где
он был удостоен приза ФИПРЕССИ. 19 октября 1971 года фильм был выпущен в
отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически
не сходил с экрана. Майя Туровская писала:
Фильмы Тарковского всегда ошеломляли трудной для среднестатистического
восприятия новизной. Их не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и
зрители. На самом деле у Тарковского был всегда «свой», верный ему и
преданный зритель, как бывает «свой» читатель у поэзии.
В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съемкам
фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по
одноименному роману Станислава Лема — представители технократической
цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции.
Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной»
духовности человека, вывев её за пределы национальных и культурных границ
(рублевская Троица равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П.
Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой
«Возвращения блудного сына» Рембрандта). В 1972 году «Солярис» был показан
на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также
Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.
В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», в
котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил
богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и
героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной —
наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался
антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном
заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов
«Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.
Тарковский высказал на этот счёт своё мнение:
Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем
все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился
какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью
своеобразной невозможно без дифференциации зрителя.
Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое
противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский
писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола
поставил спектакль «Гамлет» (1977). Об этой работе режиссёр так рассказывал
на встрече с казанскими кинолюбителями:
Ставил я «Гамлета» не из-за того, чтобы освоить профессию театрального
режиссёра, а из-за самой пьесы, так как очень её люблю. И ещё хотел увидеть
в роли Гамлета своего любимого актера А. Солоницына. Мечтаю поставить
«Гамлета» в кино, но пока этому не время, так как из памяти не изгладилась
постановка Г. Козинцева, режиссёра, которого я уважаю. Но когда-нибудь я
надеюсь поставить «Гамлета» в кино. Работа в театре была для меня полезной,
так как дала мне понять специфику работы театрального режиссёра, которая
отличается от специфики работы в кино.
Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм
«Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и
одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как
намек на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации,
в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий
Солоницын) и профессора (Николай Гринько). В 1980 году «Сталкер» был
показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В
советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.
Последние годы
В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В
том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». В
ходе поиска натуры он снял документальный фильм «Время путешествия» (1982).
В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского
кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз
экуменического жюри. По окончании фестиваля и завершении срока командировки
Тарковский с женой продолжал оставаться в Италии. Из Рима он отправил
письмо на имя председателя Госкино СССР
Филиппа Ермаша. Режиссёр просил
предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну возможность в течение
трех лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. По этому
поводу Ермаш направил в ЦК КПСС докладную записку:
Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР
считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только
следствием эмоциональной неуравновешенности и определенной неудачи на
Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным
призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании
нравственного долга художника, Тарковский А. А. видимо надеется, что на
Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и
получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае
Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея
при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный
прецедент.
В результате 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский
объявил о своём
решении не возвращаться в СССР. На
родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в
печати. Однако на радикальные меры — лишение Тарковского гражданства —
чиновники так и не решились. Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и
присвоила звание почетного гражданина города. Снятый в Швеции фильм
«Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. 13 декабря 1985
года врачи диагностировали у него рак лёгких.
Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец
разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В то же время был снят запрет с
имени Тарковского — его фильмы снова допустили к демонстрации в
кинотеатрах.
Тарковский умер в Париже в возрасте 54 лет 29 декабря 1986 года. 31 декабря
1986 года радиостанция «Маяк» передала некролог, а 1 января 1987 года он
был напечатан в газете «Советская культура» — официальное извещение от
Госкино и Союза кинематографистов СССР. В нём были такие слова:
Последние годы — трудное, кризисное для него время — А.
Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с
горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни
примириться…
Похороны Тарковского состоялись 3 января на русском кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. «Человек, который видел ангела», — такая
надпись сделана на памятнике. В основании православного креста высечены
семь ступенек по числу фильмов Тарковского.
Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе
«Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова,
«Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь
Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе,
«Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его
братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна.
В 1990 году Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии.
Хронология жизни и творчества
1932 — 4 апреля родился в селе Завражье (ныне — сельское поселение Завражье
Кадыйского района Костромской области), недалеко от города Юрьевца ныне —
Ивановской области в семье Арсения Александровича Тарковского и Марии
Ивановны Вишняковой. В сентябре семья возвращается в Москву.
1934 — 3 сентября рождается сестра Марина.
1935 — Арсений Тарковский оставляет семью.
1941 — Эвакуируется в город Юрьевец вместе с матерью, бабушкой и сестрой.
Там поступает в школу.
1943 — Летом возвращается в Москву. В сентябре возобновляет учёбу в школе №
554.
1947 — В сентябре поступает в «Художественную школу имени 1905 года». В
ноябре заболевает туберкулёзом, госпитализирован.
1948 — Весной выписан из больницы.
1951 — В июне заканчивает художественную школу. Поступает на арабское
отделение ближневосточного факультета Московского Института
Востоковедения.
1953 — Зимой бросает учёбу в институте. Проводит лето в геологоразведочной
экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского
края. Осенью возвращается в Москву и устраивается работать старшим
коллектором в институт Нигризолото.
1954 — В апреле увольняется из Нигризолота. В сентябре поступает на
режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ильича Ромма.
1956 — Ставит вместе с Александром Гордоном и Марикой Бейку
короткометражный фильм «Убийцы».
1957 — В апреле женится на сокурснице Ирме Рауш. Летом работает с А.
Гордоном над фильмом «Сегодня увольнения не будет».
1959 — Пишет с Олегом Осетинским и А. Михалковым-Кончаловским первый
вариант литературного сценария «Антарктида, далёкая страна».
1960 — В апреле пишет с А. Михалковым-Кончаловским сценарий к фильму «Каток
и скрипка» и начинает работу над фильмом.
1962 — Фильм «Иваново детство» удостоен приза «Золотой Лев» на
кинофестивале в Венеции. 30 сентября рождается сын Арсений.
1964 — Начинает работу над фильмом «Андрей Рублёв».
1965 — В ходе съёмок «Рублёва» знакомится с Ларисой Кизиловой. Создаёт
радиопостановку по рассказу У. Фолкнера «Полный поворот кругом» на
Всесоюзном радио.
1966 — Заканчивает работу над фильмом «Андрей Рублёв». Премьера фильма в
Союзе кинематографистов состоялась в декабре.
1967 — Начинает работать над киносценарием, переименованный из «Исповедь» в
«Белый день», затем в «Белый-белый день» (окончательное название
«Зеркало»).
1968 — В октябре начинает с Фридрихом Горенштейном работу над проектом
«Солярис».
1969 — Работает над сценарием к фильму «Солярис».
1970 — Снимает «Солярис». В июне разводится с Ирмой Рауш. Женится на Ларисе
Кизиловой. 7 августа у них рождается сын Андрей.
1971 — Повторная премьера фильма «Андрей Рублёв» в Центральном Доме кино.
Работает с Фридрихом Горенштейном над сценарием «Светлый ветер
(Ариэль)».
1972 — Завершает работу над «Солярисом». Преподает на Высших режиссёрских
курсах. Едет в Канн с «Солярисом», где фильму присуждается «Специальный
приз жюри».
1973 — Премьера «Соляриса» в московском кинотеатре «Мир». Начинает съёмки
фильма «Белый-белый день (Зеркало)».
1974 — Завершает работу над «Зеркалом».
1975 — Премьера фильма «Зеркало» в Центральном Доме Кино. Пишет
киносценарий «Гофманиана».
1976 — Пишет с Аркадием и Борисом Стругацкими сценарий к фильму «Сталкер».
В декабре начинает репетиции «Гамлета» Шекспира в Московском Театре
Ленинского комсомола.
1977—1978 — Снимает «Сталкер». В апреле переносит сердечный приступ. В
конце года пишет с Александром Мишариным «Сардор».
1979 — Завершает съёмки «Сталкера». Летом едет в Италию. 5 октября у него
умирает мать.
1980 — Едет в Италию. Пишет с Тонино Гуэрра сценарий к фильму
«Ностальгия».
1981 — Едет в Швецию и безуспешно пытается остаться на Западе.[источник не
указан 432 дня]
1982 — В марте возвращается в Италию для продолжения работы над
«Ностальгией». Снимает документальный фильм «Время путешествия» и начинает
съёмки «Ностальгии».
1983 — Завершает съёмки «Ностальгии». Ставит в лондонском Ковент-Гардене
оперу Мусоргского «Борис Годунов». В ноябре начинает писать сценарий к
фильму «Жертвоприношение».
1984 — Едет в Стокгольм для обсуждения «Жертвоприношения». 10 июля на
пресс-конференции в Милане объявляет о своём намерении не возвращаться в
Советский Союз. В конце года едет в Берлин.
1985 — Зиму проводит в Берлине. Весной едет в Швецию. Начинает снимать
«Жертвоприношение». В конце года ему поставлен диагноз — рак.
1986 — В январе начинает лечение в Париже. 19 января его сын Андрей и тёща
Анна Егоркина приезжают в Париж. «Жертвоприношение» демонстрируется в Канне
, где удостаивается «Большого специального приза жюри», премии ФИПРЕССИ и
приза экменического жюри. 29 декабря умирает в Париже.
Могила Андрея Тарковского и его жены Ларисы, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
в окрестностях Парижа.
Рождается третий сын Александр, которого Андрей Тарковский никогда не видел
(мать — Берит).
1987 — 3 января похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в
окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью «Человеку, который
увидел ангела» был позже сделан Эрнстом Неизвестным.
Указатель творческих работ
Фильмография
Год Русское название Оригинальное название Роль
1956 ф Убийцы Убийцы режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель)
1958 ф Сегодня увольнения не будет Сегодня увольнения не будет режиссёр,
сценарист, актёр (Подрывник)
1958 ф Концентрат Концентрат режиссёр
1960 ф Каток и скрипка Каток и скрипка режиссёр, сценарист
1962 ф Иваново детство Иваново детство режиссёр, сценарист (в титрах не
указан)
1965 ф Мне двадцать лет («Застава Ильича») Застава Ильича актёр (Гость на
дне рождения, с тостом про репу)
1966 ф Андрей Рублёв Андрей Рублев режиссёр, сценарист
1967 ф Сергей Лазо Сергей Лазо сценарист (в титрах не указан), актёр
(Бочкарёв, офицер-белогвардеец, — в титрах не указан), монтажёр (в титрах
не указан)
1968 ф Один шанс из тысячи Один шанс из тысячи сценарист, художественный
руководитель
1972 ф Солярис Солярис режиссёр, сценарист
1973 ф Терпкий виноград («Давильня») Давильня монтажёр (в титрах не
указан), художественный руководитель
1974 ф Зеркало Зеркало режиссёр, сценарист
1979 ф Сталкер Сталкер режиссёр, сценарист (в титрах не указан),
художественный руководитель
1979 ф Берегись! Змеи! Берегись! Змеи! сценарист
1982 ф Время путешествия Tempo di viaggio режиссёр, сценарист
1983 ф Ностальгия Nostalghia режиссёр, сценарист
1983 ф Борис Годунов Оригинальное название неизвестно режиссёр
1983 ф Путь к Брессону (англ.)русск. De Weg naar Bresson действующее лицо
документального фильма Юрьена Роода и Лео де Боэра (нидерл. Jurrien Rood
& Leo De Boer)
1985 ф Жертвоприношение Offret режиссёр, сценарист, монтажёр
Кинопостановки[править | править исходный текст]
«Убийцы». ВГИК, 1956. Учебный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А. Гордон, А. Тарковский (по одноимённому рассказу
Эрнеста Хемингуэя); постановка — М. Бейку, А. Гордон, А. Тарковский;
операторы — А. Алварез, А. Рыбин.
В ролях: Ю. Файт — Ник Адамс; А. Гордон — Джордж; В. Виноградов — Ал; В.
Новиков — Макс; Ю. Дубровин — 1-й посетитель; А. Тарковский — 2-й
посетитель; В. Шукшин — Оле Андерсон.
«Сегодня увольнения не будет». ВГИК, 1957. Учебный короткометражный
фильм.
Авторы сценария — А. Гордон, И. Махов, А. Тарковский; постановка — А.
Гордон, А. Тарковский; операторы — Л. Бунин, Э. Яковлев.
В ролях: А. Алексеев, П. Любешкин, О. Мокшанцев, В. Маренков, И. Косухин,
Л. Куравлёв, С. Любшин, Н. Головина, О. Борисов и др.
«Каток и скрипка». «Мосфильм», 1961. Дипломный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А. Кончаловский, А. Тарковский; оператор — В. Юсов;
художник — С. Агоян; композитор — В. Овчинников.
В ролях: И. Фомченко — Саша; В. Заманский — Сергей; Н. Архангельская —
девушка; в фильме также снимались М. Аджубей, Ю. Бруссер, С. Борисов и
др.
Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961
году.
«Иваново детство». «Мосфильм», 1962.
Авторы сценария: В. Богомолов, М. Папава (по мотивам рассказа В. Богомолова
«Иван»); оператор — В. Юсов; художник — Е. Черняев; композитор — В.
Овчинников.
В ролях: Коля Бурляев — Иван; В. Зубков — Холин; Е. Жариков — Гальцев; С.
Крылов — Катасонов; Н. Гринько — Грязнов; Д. Милютенко — старик; В.
Малявина — Маша; И. Тарковская — мать Ивана.
На XXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италия) в 1962 году фильму
«Иваново детство» был присужден главный приз «Золотой лев» св. Марка.
Главная премия «Золотые ворота» на VI Международном кинофестивале в
Сан-Франциско (США) в 1962 году.
Главная премия «Золотая голова Паленке» на V Международном кинофестивале в
Акапулько (Мексика) в 1963 году.
Фильм получил более 10 премий на многих других кинофестивалях.
«Андрей Рублёв». «Мосфильм», 1966/1971.
Авторы сценария — А. Кончаловский, А. Тарковский; оператор — В. Юсов;
художник — Е. Черняев при участии И. Новодережкина и С. Воронкова;
композитор — В. Овчинников.
В ролях: А. Солоницын — Андрей Рублёв; И. Лапиков — Кирилл; Н. Гринько —
Даниил Чёрный; Н. Сергеев — Феофан Грек; И. Рауш — Дурочка; Н. Бурляев —
Бориска; Ю. Назаров — две роли: Великий князь и Малый князь; Ю. Никулин —
монах; Р. Быков — скоморох; Н. Граббе — сотник; М. Кононов — Фома.
Премия ФИПРЕССИ на XXII Международном кинофестивале в Канне (Франция) в
1969 году.
«Солярис». «Мосфильм», 1973.
Авторы сценария — Ф. Горенштейн, А. Тарковский (по фантастическому роману
С. Лема); оператор — В. Юсов; художник — М. Ромадин; композитор — Э.
Артемьев.
В фильме использована фа-минорная хоральная прелюдия И. С. Баха.
В ролях: Д. Банионис — Крис Кельвин; Н. Бондарчук — Хари; Ю. Ярвет — Снаут;
В. Дворжецкий — Бертон; Н. Гринько — отец Криса; А. Солоницын — Сарториус;
С. Саркисян — Гибарян.
Специальный приз жюри «Серебряная пальмовая ветвь» и премия экуменического
жюри на XXV Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1972 году.
«Зеркало». «Мосфильм», 1975.
Авторы сценария — А. Мишарин, А. Тарковский; оператор — Г. Рерберг;
художник — Н. Двигубский; композитор — Э. Артемьев.
В фильме использована музыка И. С. Баха, Перголези, Пёрселла, стихи —
Арсения Тарковского.
В ролях: М. Терехова — две роли: Мать и Наталия; в фильме также снимались
И. Данильцев, Л. Тарковская, А. Демидова, А. Солоницын, Н. Гринько, Ю.
Назаров, О. Янковский, Т. Огородникова и др.
Текст от автора читает И. Смоктуновский.
Приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии в 1980
году.
«Сталкер». «Мосфильм», 1980.
Авторы сценария — А. Стругацкий и Б. Стругацкий. По мотивам повести «Пикник
на обочине». Оператор — А. Княжинский; художник — А. Тарковский; композитор
— Э. Артемьев. Стихи — Ф. И. Тютчева, Арсения Тарковского.
В ролях: А. Кайдановский — Сталкер; А. Фрейндлих — жена Сталкера; А.
Солоницын — Писатель; Н. Гринько — Профессор.
Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981
году.
Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических
фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.
«Время путешествия». Производство «Джениус» С. П. А. (Италия), 1982.
Авторы сценария — Тонино Гуэрра, А. Тарковский; оператор — Лучано Товоли.
Текст А. Тарковского читает Джино Ла Моника.
«Ностальгия». Производство «РАИ канал 2», Ренцо Росселлини (младший).
Маноло Болоньини для «Опера фильм» (Италия) при участии «Совинфильма» СССР,
1983.
Авторы сценария — А. Тарковский, Тонино Гуэрра; главный оператор — Джузеппе
Ланчи; главный художник — Андреа Кризанти.
В фильме использована музыка К. Дебюсси, Дж. Верди, Р. Вагнера, Л.
Бетховена
В ролях: О. Янковский — Горчаков; Домициана Джордано — Эуджения; Эрланд
Юзефсон — Доменико; Патриция Терено — жена Горчакова; а также Лаура Де
Марки, Делия Боккардо, Милена Вукотич и др.
Большой приз за творчество, премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXXVI
Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1983 году].
«Жертвоприношение». Производство Шведского киноинститута (Стокгольм),
«Аргос Фильм С. А.» (Париж) при участии «Филм Фор Интернейшнл» (Лондон);
«Юзефсон и Нюквист ХБ»; Шведского телевидения СВТ 2; «Сэндрю Филм Театер
АБ» (Стокгольм); при содействии Министерства культуры Франции, 1986.
Продюсер Анна-Лена Вибум.
Автор сценария — А. Тарковский; главный оператор — Свен Нюквист; главный
художник — Анна Асп.
В фильме использована музыка И. С. Баха, шведская и японская народная
музыка.
Большая специальная премия, приз за лучшее художественное достижение
(оператору С. Нюквисту), премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXIX
Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1986 году.
Радиопостановки[править | править исходный текст]
«Полный поворот кругом» по одноимённому рассказу Уильяма Фолкнера. 1965. В
ролях: Богарт — А. Лазарев, Клод Хоуп — Н. Михалков и др.
Театральные постановки[править | править исходный текст]
«Гамлет» Шекспира (Ленком, 1977). Художник — Т. Мирзашвили; музыка — Э.
Артемьев. В ролях: Гамлет — А. Солоницын; Гертруда — М. Терехова; Клавдий —
В. Ширяев; Офелия — И. Чурикова; Полоний — В. Ларионов; Лаэрт — Н.
Караченцов, Могильщик — В. Проскурин и др.
«Борис Годунов», опера Мусоргского в Королевском театре Ковент-Гарден
(Лондон, 1983). Дирижёр — Клаудио Аббадо; сценическое оформление — Николай
Двигубский; световое оформление — Роберт Брайн. В ролях: Борис Годунов —
Роберт Ллой; Марина Мнишек — Эва Рандова; Гришка Отрепьев — Майкл Светлев;
Шуйский — Филип Лэндгридж; Юродивый — Патрик Пауэр; Пимен — Гуини Ховел.
Постановка Тарковского была также реализована в Мариинском театре (дирижёр
— Валерий Гергиев), эта версия выпущена на DVD.
Киносценарии[править | править исходный текст]
А. Тарковский, А. Гордон. Убийцы. — М., 1956.
А. Гордон, И. Махов, А. Тарковский. Сегодня увольнения не будет. — М.,
1957.
А. Тарковский, А. Безухов, О. Осетинский. Антарктида, далёкая страна. — М.,
1959 // «Московский Комсомолец». — 1960. — 31 января.
А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский. Каток и скрипка. — М., 1960.
В. Богомолов, М. Папава, А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский. Иваново
детство (по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван»). — М., 1961.
А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Страсти по Андрею. — М.,
1962.
Ч. Айтматов, Б. Добродеев, А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Первый
учитель. — 1965.
Г. Маларчук, А. Тарковский. Сергей Лазо. — 1967.
А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Ташкент — город хлебный. —
1968.
А. Тарковский, А. Мишарин. Зеркало. — М., 1968; Сан-Грегорио, 1984.
Л. Кочарян, А. Тарковский. Один шанс из тысячи. — 1968.
А. Тарковский. Конец атамана. — 1971.
А. Тарковский, Ф. Горенштейн. Солярис (по одноимённому роману Станислава
Лема). — М., 1972.
А. Тарковский, Ф. Горенштейн. Светлый ветер (по мотивам романа Александра
Беляева «Ариэль»). — М., 1972.
А. Тарковский. Лютый. — 1973.
А. Тарковский. Гофманиана. — Мясное, 1975; Италия, 1984 // «Искусство
кино». — 1976. — № 8.
А. Стругацкий, Б. Стругацкий, А. Тарковский. Сталкер (по мотивам повести
Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине»). — М., 1978.
А. Тарковский, Александр Мишарин. САРДОР. — М., 1978.
Т. Гуэрра, А. Тарковский. Ностальгия. — М., Рим, 1978—1982.
А. Тарковский. Берегись! Змеи! — 1979.
А. Тарковский. Жертвоприношение. — Сан-Грегорио, январь-февраль 1984.
Книги[править | править исходный текст]
Andrej Tarkowskij: Die versiegelte Zeit. Gedanken zur Kunst, zur Asthetik
und Poetik des Films. Ullstein Verlag, Frankfurt am Main, Berlin 1984.
Andrey Tarkovsky, Sculpting in time. University of Texas Press, 1987.
Суркова О. Е. Книга сопоставлений. Тарковский — 79. Москва, Всесоюзное
творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991.
Лопушанский К., Чугунова М. (стенограмма) А. Тарковский — Уроки режиссуры.
Москва, ВИППК, 1993.
Тарковский А. А. Мартиролог: Дневники. — Москва, Международный институт
имени Андрея Тарковского, 2008. — 624 с. ISBN 978-88-903301-0-0. Вероисповедание
«В последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его,
во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан (Ливи) говорит про Андрея
Тарковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек
творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней
духовной жизнью».
«Как пример его православного творчества, можно привести фильм „Андрей
Рублёв“. Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать
переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые
внутримонастырские отношения».
Память
Памятник Андрею Тарковскому у входа во ВГИК.
Почтовая марка России, 2007 год
В 1988 году во Львове прошёл Всесоюзный Круглый Стол «ВЗГЛЯД», посвященный
творчеству Тарковского, в котором приняли участие свыше 300 делегатов
(критики, киноведы, философы, культурологи, члены его съемочной группы,
представители киноклубов), и были проведены первые в СССР и за рубежом
чтения по творчеству Тарковского. Здесь же было учреждено «Общество Андрея
Тарковского» со штаб-квартирой в Москве в СК СССР.
В 1989 году был организован «Фонд Андрея Тарковского», который проводит
фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную
работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля
присуждается премия имени Тарковского «лучшему фильму конкурсной или
внеконкурсной программы».
С 1996 года действует музей в городе Юрьевец Ивановской области.
В 2004 году в селе Завражье был открыт музей, посвящённый творчеству Андрея
Тарковского.
В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения Андрея Тарковского учреждён
«Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского», который
проводится в городе Иванове.
Именем Андрея Тарковского названа малая планета № 3345, открытая астрономом
Крымской Астрофизической Обсерватории Людмилой Карачкиной.
1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трём его известным
выпускникам, среди которых и Андрей Тарковский. Автор памятника — скульптор
Алексей Алексеевич Благовестнов.
О Тарковском снят документальный фильм.
Фильмы, посвящённые Андрею Тарковскому:
фильм Юрия Елхова «Кошкодав Сильвер» (в фильме использованы кадры из
документального фильма о Тарковском).
фильм Сергея Параджанова и Давида Абашидзе «Ашик-кериб».
фильм Ларса фон Триера «Антихрист» (представлен 18 мая 2009 года на
Каннском кинофестивале).
фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином» («посвящен „трем ангелам“ — Андрею,
Франсуа и Ясудзиро, то есть Тарковскому, Трюффо и Одзу».[15]
Улицы Андрея Тарковского есть в городах Юрьевец и Сергиев Посад.
Книги, посвящённые Андрею Тарковскому:
книга «Письма к Андрею. Записки об искусстве» Е. Гришковца, посвящена
Тарковскому, которого автор характеризует как «самого крупного художника из
тех, с кем мне довелось жить в одно время».
книга «Мир и фильмы Андрея Тарковского», составленная А. М. Сандлером.