ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892-1968), русский советский
писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного
статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и
протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких
переездов семья поселилась в
Киеве. Паустовский учился в
1-й Киевской классической гимназии.
Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был
вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу
репетиторством.
В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский
писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние
можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и
- тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих
юношеских стихах и первой незрелой прозе". Огромное влияние на
Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.
Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в
последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе
"Огни".
По окончании гимназии Паустовский учился в
Киевском университете, затем перевелся в
Московский университет.
Первая мировая война заставила его прервать
учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на
санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с
русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в
Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал
на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе
в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в
Таганроге, Паустовский начал писать
свой первый роман Романтики (1916-1923, опубл. 1935). Этот роман,
содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен
авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать
целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и
почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь
противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика.
Основной мотив Романтиков - судьба художника, который стремится преодолеть
одиночество, - впоследствии встречался во многих произведениях
Паустовского.
Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве.
После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной
жизнью газетных редакций". Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в
Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время
Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в
Одессе, где попал в среду молодых
писателей - И.
Ильфа, И. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Прожив два года в Одессе,
уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по
Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором
РОСТА. В это время печатались не
только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов
Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие
облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с
автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по
Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете
водников "На вахте", с которой в то время сотрудничали
А.С.Новиков-Прибой,
М.А.Булгаков (одноклассник
Паустовского по 1-й Киевской гимназии),
В.Катаев и др.
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист
газеты "Правда" и журналов "30
дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и
многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления
этих поездок "по горячим следам", описанные в газетных очерках, воплотились
в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные
ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История
создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов
Паустовского Золотая роза (1955) - одном из самых известных произведений
русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В
Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей
глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях
юноши-романтика в своих первых произведениях.
Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена
повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий
грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани
После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал
профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском
полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других
великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в
Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает
Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями
- А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал:
"Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском
краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней
свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я
обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные:
Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние
дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон
273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут" (речь идет о
рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для
Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим - а возможно, и
физическим - спасением в период сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны
Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них
Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими
лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из
составителей важнейших коллективных сборников демократического направления
Литературная Москва (1956) и
Тарусские страницы (1961). В годы
"оттепели" активно выступал за
литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей -
Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение -
автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы
(1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время
больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959-1960), Книга скитаний (1963). В
середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский
получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии,
Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965
долго жил на о.
Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых
очерков 1950-1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни
Ла-Манша и др.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей,
принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", - Ю.
Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др.
Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.
Литература
Левицкий Л. Константин Паустовский. М., 1963
Паустовский К. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1967-1970
Алексанян Е. Константин Паустовский - новеллист. М., 1969
Паустовский К. Собрание сочинений, тт. 1-9. М., 1981