МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество
Самсонов, Лев Алексеевич)
(1930-1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября
1930, сын рабочего,
репрессированного в кампанию борьбы
с троцкизмом.
krugosvet.ru ›enc/kultura_i...MAKSIMOV_VLADIMIR... копия ещё
Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал,
воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда
совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию
каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на
Таймыре.
В 1951, после освобождения из мест
заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал
выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске
опубликовал сборник стихов и поэм
Поколение на часах. Он оказался художественно невыразительным в силу
поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в
сб.
Тарусские страницы вышла повесть Максимова Мы
обживаем землю, где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о
поисках таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего
места в жизни.
В 1962 известный писатель В.А. Кочетов опубликовал в руководимом им журнале
"Октябрь" повесть Максимова Жив человек, вызвавшую доброжелательные отклики
(инсценирована в 1965 Московским театром драмы им. А.С.Пушкина), и ввел
молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963
принятого в Союз писателей СССР, в редколлегию своего издания (1967-1968).
В 1964 Максимов опубликовал "производственную" пьесу
"Позывные твоих параллелей".
В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы
Дуся и нас пятеро, Искушение; Шаги к горизонту, др. назв. Баллада о Савве,
все 1963; повести Дорога, 1966; Стань за черту, 1967), острота коллизий,
обнажавших социальное неблагополучие общества, привели писателя к созданию
романа-эпопеи Семь дней творения (1971), пронизанного тоской по
христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода
Лашковых, оторванного от его корней - земли и православия. Автор описывает
новые социальные роли ее членов- железнодорожников, строителей, дворников,
актеров, лесничих, их новую житейскую географию - от Москвы до
казахстанских степей, их подчиненность законам государства, возбуждавшего
то тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм. Тяжкое прозрение
переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший "делу
коммунизма" и на исходе жизни осознающий неправоту своего пути.
Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой
прозы Максимова вместе с тяготением писателя к "босяцкой" романтике, людям
"дна" с их неизменной ненавистью к любым благополучным, особенно ярко
проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его
творчестве сплав художественных традиций Ф.М.
Достоевского и М. Горького. Одновременно эта тенденция способствовала
расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии,
идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к
фальши не только советского, но и постперестроечного общественного
устройства (как и западной демократии - памфлет О носорогах) и
ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и
"почвенничеством".
Углубляет разногласия с властями следующий роман Максимова - Карантин
(1973), где двое людей в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии
холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного
возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования.
Опубликованный на Западе и в "самиздате", роман послужил поводом для
помещения его автора в
психиатрическую больницу и исключения из СП
(1973). В 1974 писатель эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там
журнал "Континент" (до 1992), продолживший
герценовские традиции русской литературы в изгнании. Вокруг издания
собрались силы эмиграции "третьей волны" (в т.ч. А.И.Солженицын и
А.А.Галич; среди членов редколлегии журнала -
В.П.Некрасов,
И.А.Бродский,
Э.И.Неизвестный,
А.Д.Сахаров, называвший Максимова
"человеком бескомпромиссной внутренней честности"). В 1990-е в один из
своих приездов в Россию, Максимов передал "Континент" московским
литераторам.