Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Максимов Владимир Емельянович (1930-1995)

Источник - Энциклопедия Кругосвет 

МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич) (1930-1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября 1930, сын рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом.
krugosvet.ru ›enc/kultura_i...MAKSIMOV_VLADIMIR... копия ещё 
   Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на Таймыре. 
В 1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм  Поколение на часах. Он оказался художественно невыразительным в силу поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сб. Тарусские страницы вышла повесть Максимова Мы обживаем землю, где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего места в жизни. 
В 1962 известный писатель В.А. Кочетов опубликовал в руководимом им журнале "Октябрь" повесть Максимова Жив человек, вызвавшую доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы им. А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963 принятого в Союз писателей СССР, в редколлегию своего издания (1967-1968). В 1964 Максимов опубликовал "производственную" пьесу "Позывные твоих параллелей". 
В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы Дуся и нас пятеро, Искушение; Шаги к горизонту, др. назв. Баллада о Савве, все 1963; повести Дорога, 1966; Стань за черту, 1967), острота коллизий, обнажавших социальное неблагополучие общества, привели писателя к созданию романа-эпопеи Семь дней творения (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванного от его корней - земли и православия. Автор описывает новые социальные роли ее членов- железнодорожников, строителей, дворников, актеров, лесничих, их новую житейскую географию - от Москвы до казахстанских степей, их подчиненность законам государства, возбуждавшего то тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший "делу коммунизма" и на исходе жизни осознающий неправоту своего пути. 
Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением писателя к "босяцкой" романтике, людям "дна" с их неизменной ненавистью к любым благополучным, особенно ярко проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных традиций Ф.М. Достоевского и М. Горького. Одновременно эта тенденция способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного общественного устройства (как и западной демократии - памфлет О носорогах) и ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и "почвенничеством". 
Углубляет разногласия с властями следующий роман Максимова - Карантин (1973), где двое людей в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии холеры, ищут в друг друге, а затем и в Спасителе опору для духовного возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования. Опубликованный на Западе и в "самиздате", роман послужил поводом для помещения его автора в психиатрическую больницу и исключения из СП (1973). В 1974 писатель эмигрирует, поселяется в Париже и основывает там журнал "Континент" (до 1992), продолживший герценовские традиции русской литературы в изгнании. Вокруг издания собрались силы эмиграции "третьей волны" (в т.ч. А.И.Солженицын и А.А.Галич; среди членов редколлегии журнала - В.П.Некрасов, И.А.Бродский, Э.И.Неизвестный, А.Д.Сахаров, называвший Максимова "человеком бескомпромиссной внутренней честности"). В 1990-е в один из своих приездов в Россию, Максимов передал "Континент" московским литераторам. 

Ссылки:
1. Некрасова В.П. выпихнули из страны, 1974
2. Самсонов Лев Алексеевич (1930-1995)
3. Буковский Владимир Константинович (1942)
4. У Жоры Владимова [Войнович В.Н. и писатели]
5. Встреча с Чухонцевым и письмо десяти [Войнович В.Н. в США]
6. Враг народа и малолетний Владимир [Войнович В.Н. детство]
7. Полторацкая Татьяна
8. Борисова Инна
9. Милославский Юрий Георгиевич (1948-)
10. Друг мой Жора [Войнович В.Н. и Г. Владимов]
11. Брандт еще узнает Максимова [Войнович В.Н. и В. Максимов]
12. Максимова Татьяна, ур. Полторацкая
13. Обыкновенный экзистенциалист [Войнович В.Н. и писатеьская среда]
14. Лесневская Ирена (Рена)
15. Приложение 2 (Войнович В.Н.)
16. В купе и вкупе [Войнович В.Н. и опять Максимов]
17. Приложение 4 (Войнович В.Н.)
18. Глядя на тебя, не подумаешь [Войнович В.Н. и родители жены Иры]
19. Париж [Войнович В.Н. в Париже]
20. Неофит Светов [Войнович В.Н.: размолвка со Светами, о религии и вере]
21. Приложение 5 (Войнович В.Н. ПЕН-клуб)
22. Москва 2042 [Войнович В.Н.]
23. Андрей Сахаров и Елена Боннэр [Войнович В.Н. становится дисидентом]
24. Бескомпромиссные судьи [Войнович В.Н. и Максимов]
25. Джордж Бейли [Войнович В.Н. и Радиостанция "Свобода"]
26. Завсегдатаии в ЦДЛ [Войнович В.Н.]

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»