|
|||
|
Галич и "Континент"
Начало октября 1974 года ознаменовалось для русских эмигрантов событием чрезвычайной важности: вышел первый номер литературно-публицистического журнала "Континент" , который был призван объединить третью эмиграцию и привлечь к сотрудничеству восточноевропейских авторов. Идея его создания зародилась еще в 1971 году у Владимира Буковского , незадолго до его последнего ареста, и этой идеей он поделился с Владимиром Максимовым. В начале 1970-х Галич с Максимовым часто гуляли в Серебряном бору и рассуждали о том, что, может быть, когда-нибудь им удастся что-то осуществить в этом направлении [ 1574 ]. И вот наконец случилось. 28 февраля 1974 года Максимов эмигрировал из СССР, уже твердо зная, что будет издавать такой журнал. Вскоре он получил приглашение от крупнейшего немецкого издателя и убежденного антикоммуниста Акселя Шпрингера приехать к нему в гости. При встрече Шпрингер сразу же предложил профинансировать проект и обещал не вмешиваться в редакционную политику. Само же название "Континент" Максимову в Цюрихе предложил Солженицын - как противовес "архипелагу" ГУЛАГ . Хотя Максимов поселился в Париже, где находилась редакция "Континента", сам журнал выходил в Мюнхене и Берлине . Вскоре "Континент" завоевал на Западе огромную популярность: первые три года он издавался на одиннадцати европейских языках. Состав его редколлегии был поистине блестящим: Александр Галич , Анатолий Гладилин , Наталья Горбаневская , Андрей Синявский , Андре Глюксман , Роберт Конквест , Сол Беллоу , Артур Кестлер , Эжен Ионеско , Милован Джилас , Вадим Делоне , Владимир Максимов , Андрей Сахаров , Александр Шмеман , Виктор Некрасов , Наум Коржавин , Иосиф Бродский и другие. Ответственным секретарем редакции "Континента" был избран искусствовед Игорь Голомшток . Без преувеличения можно сказать, что журнал объединил вокруг себя весь цвет русской эмиграции и западной интеллигенции. 25 сентября 1974 года в Лондоне, в зале Черчилля - в Центре международной прессы - Владимир Максимов и издатель журнала Джордж Бейли представили журналистам первый номер еще не вышедшего "Континента", рассказав о его концепции и дальнейших перспективах [ 1575 ], а 27 сентября в лондонской студии радио "Свобода" состоялась большая дискуссия, посвященная этому событию [ 1576 ]. Передача транслировалась на Советский Союз. Участие в ней принимали: ведущий Леонид Владимиров , главный редактор журнала Владимир Максимов , ответственный секретарь Игорь Голомшток, а также Андрей Синявский, Виктор Некрасов и Александр Галич. После беседы с Синявским ведущий спросил Галича, почему в первом номере нет его произведений и когда они будут опубликованы. Галич его успокоил, сказав, что они появятся во втором номере и вообще не столь важно, когда именно они появятся: главное - что "Континент" объединил и будет объединять всех российских и западных писателей, которые отстаивают идеалы этого журнала и понимают важность его издания. После этого Галич по просьбе ведущего прочитал относительно недавно написанное стихотворение "Заклинание Добра и Зла", которое должно появиться во втором номере журнала. И действительно, это стихотворение было там напечатано, а помимо него - "Опыт ностальгии", "Воспоминания об Одессе", "Ты прокашляйся, февраль, прометелься?" и "Слушая Баха". На следующий день после дискуссии в Лондоне "Таймс" опубликовала большую статью "Русские писатели начинают диалог с Западом", посвященную этому событию: "Несколько наиболее известных недавних эмигрантов из России - например, Александр Галич, Андрей Синявский и Владимир Максимов - на этой неделе собрались в Лондоне для того, чтобы учредить "Континент", новый русскоязычный журнал, который впервые появится 10 октября" [ 1577 ]. Презентация первого номера "Континента" проходила на Франкфуртской книжной ярмарке . Во время этой презентации сотрудник радио "Свобода" Вадим Белоцерковский взял у Галича и Максимова интервью, которое вышло в эфир 25 ноября 1974 года в рубрике "Обзор культурной жизни". А после официального открытия "Континента", происходившего в Лондоне, дома у ведущего Би-би-си Севы Новгородцева собрались основатели журнала - Галич, Некрасов, Максимов и Синявский - и отпраздновали это событие уже в неофициальной обстановке. Но не успел еще выйти первый номер "Континента", как на Западе разразилась буря негодования, инспирированная КГБ. 20 октября 1974 года во время своего приезда в Германию Галич принимал участие в XXVI расширенном совещании журнала "Посев", а точнее - в прениях по докладу Владимира Поремского "Кому нужна Россия и что делать тем, кому она нужна". В своем выступлении он упомянул тех людей на Западе, которые оказывают противодействие журналу "Континент": "Нам говорят, что Западу необходима информация. Но какая же информация нужна еще господам типа Гюнтера Грасса и другим? Разве он не понимал, выступая против "Континента", какое оружие дает в руки советским властям против собственной интеллигенции, против собственного народа? Наш второй фронт - прежде всего люди, не желающие слушать, готовые во имя грязной политической игры пожертвовать свободой своих стран" [ 1578 ]. Знал бы Александр Аркадьевич, что этот самый Гюнтер Грасс действовал по прямому указанию КГБ! Информация на данную тему содержится в "Архиве Митрохина" : "В 1974 году аппарат КГБ в ГДР провел ряд активных мероприятий, и среди них: - в "Берлинер экстра-динст" в *74 статья от 17.9.1974 года, компрометирующая журнал "Континент" за связь со шпрингеровской прессой и ЦРУ; - выступление западногерманского писателя Гюнтера Грасса в газете "Зюддойче цайтунг" против журнала "Континент", его же открытое письмо писателям Синявскому и Солженицыну с протестом против связи "Континента" с концерном Шпрингера; - вторичное выступление Грасса против "Континента" в газете "Франкфуртер рундшау" от 15 октября 1974 года; - через "Колониста" оказано влияние на писателя Г.Бёлля , последний выступил против диссидентов" [ 1579 ]. 5 октября, за две недели до расширенного совещания "Посева", Галич дал в Мюнхене первый концерт. В тот же день немецкая газета "Зюддойче цайтунг" опубликовала большую статью о его творчестве [1580] . Слушать Галича пришло свыше трехсот человек - цифра для Мюнхена довольно значительная. Михаил Славинский говорит, что концерт продолжался более двух часов и прошел на одном дыхании: "Журналист О.А.Красовский представил поэта. Затем на авансцену вышел сам А.Галич. Воцарилось молчание, прерываемое лишь мягким щелканьем телевизионной камеры. В первой части программы поэт исполнил ряд уже известных песен, вторую посвятил новым произведениям" [ 1581 ]. Ссылки:
|