Сухой Павел Осипович (1895-1975), выдающийся советский
авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской,
Ленинской и Государственных премий СССР.
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 г. в местечке Глубокое
Дисненского уезда Виленской губернии в семье учителя начальной школы. В
1897 г. семья переезжает в Гомель. Здесь Павел Сухой поступает в гимназию и
заканчивает ее с серебряной медалью. В Гомеле он впервые увидел полет
самолёта "Фарман", пилотируемого С.Уточкиным. Вероятно, тогда и родилась
мечта самому строить самолёты, поэтому после окончания гимназии Павел
Осипович решил поступить в Московское императорское техническое училище, в
котором профессор Н.Е.Жуковский читал лекции и вел кружок воздухоплавания.
Но студентом училища П.Сухой становится после года учебы в Московском
университете, в 1915 г.
В 1916 г. П.О.Сухой был призван в армию (шла первая мировая война). Он
заканчивает 2 Петроградскую школу прапорщиков и два года служит младшим
офицером, а затем начальником пулеметной команды 733 пехотного полка на
Северо-Западном фронте. Полёты "фарманов", "ньюпоров", "де хэвилендов"
Сухой наблюдает уже в боевых условиях.
С 1918 г. Павел Осипович в течение двух лет преподает математику в школе в
городе Лунинец недалеко от Бреста. В 1920 г. он вторично подает прошение о
приеме в Московское техническое училище и становится студентом
механического отделения. Одновременно с учебой с 1924 г. П.Сухой работает
чертёжником в ЦАГИ, там под руководством А.Н.Туполева он делает дипломный
проект "Одноместный истребитель с мотором 300 л.с".
13 марта 1925 г. П.О.Сухому устанавливают 13 разряд, он начинает работать
в
АГОС (авиация, гидроавиация, опытное
строительство) ЦАГИ. После окончания училища в мае 1925 г. П.О.Сухой -
инженер-конструктор АГОС ЦАГИ.
С 1925 по 1931 гг. под руководством
А.Н.Туполева П.О.Сухой принимает участие в создании самолётов И-4
(АНТ-5), ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), Р-3 (АНТ-3), Р-7 (АНТ-10), АНТ-9 и
торпедных катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-8, Г-6.
В апреле 1932 г. П.О.Сухого назначают руководителем бригады по
проектированию и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД ("Рекорд
Дальности",
АНТ-25). Требование дальности полета РД привело
к созданию крыльев необычно большого удлинения (13,1), а задача сохранения
прочности была блестяще решена размещением бензина в кессоне крыла. На этой
машине, как известно, были успешно совершены дальние перелёты, в том числе
через Северный полюс в Америку экипажами В.П.Чкалова и М.М.Громова, и
установлены два мировых рекорда дальности (по прямой и по замкнутому
маршруту) без посадок. "Это была превосходная во всех отношениях машина, по
тому времени лучшая в мировой практике самолётостроения", - так отозвался о
самолёте один из участников перелетов А.В.Беляков. На базе РД бригада
П.О.Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1, а затем
двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого ("Родина") женский
экипаж в составе В.С.Гризодубовой, П.Д.Осипенко и М.М.Расковой в сентябре
1938 г. совершил
беспосадочный перелет Москва - Керби
(Дальний Восток), установив международный женский рекорд
дальности.
За исключительные заслуги в области создания легких металлических самолётов
и в связи с 15-летием ЦАГИ П.О.Сухой в 1933 г. был награжден орденом
Красной Звезды, за создание самолётов РД и "Родина" - орденами "Знак
Почёта" (1936 г.) и Трудового Красного Знамени (1938 г.).
В 1932- 1934 гг. бригадой Сухого был спроектирован истребитель-моноплан
И-14 (АНТ-31) - первый в СССР самолёт
такого типа с убирающимся в полете шасси. В 30-е годы в конкурсе на
разработку многоцелевого фронтового самолёта победил проект, созданный
бригадой П.О.Сухого. Первый экземпляр самолёта, получившего название
"Иванов" (АНТ-51), был поднят в воздух в августе 1937 г.
В 1939 г. под руководством П.О.Сухого организуется конструкторское бюро.
Был запущен в серию ближний бомбардировщик "Иванов" - ББ-1, а с 1940 г.
начался массовый выпуск этих самолетов, получивших название Су-2. Самолёты
Су-2 успешно сражались в первые годы Великой Отечественной войны под
Львовом, Киевом, Сталинградом, затем на Орловско-Курской дуге, а в качестве
корректировщика - до конца боев под Ленинградом.
В 1940 г. П.О.Сухому, без защиты диссертации была присвоена учёная степень
доктора технических наук.
В конце 30-х годов конструкторские бюро, руководимые С.А.Лавочкиным,
А.С.Яковлевым, А.И.Микояном и П.О.Сухим, приступили к разработке
истребителей нового типа. КБ Сухого создало высотный перехватчик Су-1 с
двумя турбокомпрессорами, который выгодно отличался от других отечественных
истребителей небольшой посадочной скоростью, но из-за ненадежности
турбокомпрессоров в серию не пошел.
Перед началом второй мировой войны становится актуальной идея создания
самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя - штурмовика. КБ
П.О.Сухого создает штурмовик Су-6, отличающийся высокими летно-техническими
данными, по скорости и вооружению превосходящий знаменитый Ил-2. За
создание Су-6 конструктор в 1943 г. был удостоен Сталинской премии I
степени. Однако этот самолёт не был запущен в серию из-за трудностей в
переналаживании производства в военной обстановке. По этой же причине не
удалось запустить в серию и штурмовик Су-8 (ДДБШ), который по мощности
стрелкового, артиллерийского и бомбового вооружения не имел себе равных. В
годы войны был создан оригинальный по конструкции самолёт Су-5 с
комбинированной силовой установкой, развивший невиданную в то время
скорость - до 800 км/ч. Это уже были подступы к созданию самолётов с
реактивными двигателями.
Первым реактивным самолётом КБ П.О.Сухого стал созданный в 1946 г.
фронтовой истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10. На
Су-9 впервые в практике отечественного самолётостроения были применены
бустерное управление элеронами, катапультируемое сиденье, тормозной парашют
и др. Затем создаются истребитель-перехватчик Су-11, первый советский
трансзвуковой самолёт Су-15, экспериментальный истребитель Су-17 со
скоростью полета, соответствующей числу М=1. На Су-17 впервые в мире
решался вопрос спасения лётчика на больших высотах с помощью отделяемой
носовой части фюзеляжа вместе с герметичной кабиной. Но самолёту,
опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации КБ в 1949 г.
Главному конструктору предложили заняться ракетами, а после того, как
П.О.Сухой отказался, назначили заместителем А.Н.Туполева.
Только несгибаемая воля, верность призванию и высочайший профессионализм
помогли П.О.Сухому пережить это труднейшее время. Когда в 1953 г. вновь ему
предложили возглавить КБ, у него уже были готовы проекты новых самолётов.
КБ приступает к созданию фронтового истребителя С-1, на котором весной 1956
г. была достигнута рекордная скорость - 2170 км/ч, и первого советского
самолёта с треугольным крылом Т-3, на опытных и серийных образцах которого
в 1959-1962 гг. лётчиками-испытателями В.С.Ильюшиным, А.А.Козновым и
Б.М.Адрияновым были установлены мировые рекорды высоты и скорости полёта.
Показанные на воздушном параде в 1956 г. самолёты Сухого произвели
колоссальное впечатление. Именно тогда в зарубежной печати П.О.Сухого
назвали "конструктором, вышедшим из тени".
С 20 декабря 1956 г. П.О.Сухой - генеральный конструктор, 12 июня 1957 г.
ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В 60-е годы
коллектив П.О.Сухого создает самолёты для советских ВВС и ПВО. В их числе
всепогодный истребитель-перехватчик Су-15. "Сделай Павел Осипович только
один этот самолёт,- сказал Е.Я.Савицкий, дважды Герой Советского Союза,
маршал авиации, - его уже можно было бы назвать выдающимся конструктором, а
на его счету много других замечательных машин". В 1965 г. были запущены в
серию новые модификации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, в конструкции
которого впервые удалось объединить качества, присущие штурмовику,
бомбардировщику и истребителю.
В августе 1966 г. был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный
самолёт С-22И с крылом изменяемой стреловидности. В августе 1972 г.
В.С.Ильюшин - шеф-пилот ОКБ - поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой
самолёт Т-4 с дистанционной системой управления - новое слово дальней
сверхзвуковой авиации. "При обсуждении параметров нового самолёта, нередко
идя на риск, - писал С.И.Руденко, маршал авиации, Герой Советского Союза, -
Сухой принимал к разработке только наивысшие данные, на грани возможности
науки и техники, и даже чуть выше. И воплощал это в реальность".
В последние годы жизни П.О.Сухой работал над созданием высокоэффективных
самолётов: истребителя-бомбардировщика Су-17М, фронтового бомбардировщика
Су-24, штурмовика Су-25; был спроектирован высокоманевренный
истребитель-перехватчик Т-10-1 (Су-27) нового поколения (интегральная
схема, корневые наплывы, электродистанционная система
управления).
Выдающийся конструктор и организатор, доктор технических наук, дважды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий
П.О.Сухой 33 года стоял во главе коллектива ОКБ, под его руководством
создавались военные самолёты, известные во всем мире. Большим вкладом
П.О.Сухого в развитие отечественной авиации является также плеяда
воспитанных им известных конструкторов, продолживших начатое им дело, -
Н.С.Черняков, Е.А.Иванов, Н.Г.Зырин, Е.С.Фельснер, Н.П.Поленов,
К.А.Курьянский, И.М.Закс, В.П.Алыбин, О.С.Самойлович, Н.С.Дубинин,
И.Е.Баславский, М.П.Симонов и многие другие.
П.О.Сухой скончался 15 сентября 1975 г. Незадолго до кончины он говорил
ближним: "Мне нужно десять лет, чтобы осуществить все
задуманное..."
"Павел Осипович Сухой создал образцы оборонной техники на острие науки, на
грани научной фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он
находил решения, определявшие профиль современных самолётов...", - так
высоко оценил академик А.М.Люлька выдающиеся достижения П.О.Сухого в
отечественной авиационной науке и технике.
Хотя П.О. Сухой не арестовывался и в шараге не работал, небезынтересно
сопоставить его с В. М. Мясищевым, ибо в их философии много общего. Как
и Мясищев, Сухой, несомненно, талантливый конструктор. В
КОСОСе
он руководил постройкой сверхдальних
АНТ-25
, прославленных полетами
Чкалова
и
Громова
, и
АНТ-37 "Родина"
, на которой был совершен злополучный "дамский" перелет
Гризодубовой
. "Когда я берусь делать машину, я делаю ее соответствующей
требованиям. Дальше дело не мое, если такая машина нужна, пусть
они организуют производство". Результат был всегда один - хорошие
самолеты строились в уникальных экземплярах, а в серию не шли. Так
продолжалось до тех пор, пока возле Павла Осиповича не появился
пробивной менеджер
Е.А. Иванов
, несомненный родственник Остапа Бендера, конечно, в хорошем смысле.
Взвалив на свои плечи тяжелую задачу государственных испытаний в
НИИ ВВС
, этом оплоте неповоротливых и консервативных военных, он провел
через них перехватчик
СУ-7
и добился положительного заключения. Только с его помощью отличные
истребители
СУ-7
,
СУ-9
,
Т-58
, стали достоянием армии. В симбиозе П.О. Сухой - Е.А. Иванов обрела себя
наиболее жизнеспособная "гонкуровская" схема нашего времени.
Один, беспартийный, творил, другой, партийный босс, пробивал продукт
творчества первого через административные, партийные, военные и
бюрократические инстанции. Сравнивая П.О. Сухого и В.М. Мясищева,
нужно заметить, что первый никогда не отрывался от земли и брался за
создание машин, основанных на реально существующих ингредиентах. Второго
это последнее не интересовало. Подобная "философия" сказывалась
на людях, вот почему Мясищева недолюбливали, а к П.О. Сухому, хотя его
фамилия на редкость точно соответствовала его характеру, относились
хорошо. Помимо Е.А. Иванова у П.О. Сухого были способные помощники:
Н.С. Черняков
,
Н.Ф. Зырин
,
Е.С. Фельснер
,
Ярославский
и др.