Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Алкснис Яков Иванович (1897-1938)

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

В высших эшелонах авиационной власти в 1931 г. была произведена перестановка руководящих кадров. Все авиационные заводы перешли в ведение Орджоникидзе. Он начал с того, что уговорил сначала Ворошилова, а затем Сталина освободить Баранова от командования Военно-Воздушными Силами Красной Армии, поставить его во главе Первого главного управления ВСНХ, ведавшего авиационной промышленностью, и одновременно назначить первым заместителем наркома тяжелой промышленности. Начальником ВВС вместо Баранова в 1931 году был назначен его заместитель Алкснис.

Наши военные начальники были высокого мнения об Алкснисе. Возглавляя Военно-Воздушные Силы с 1931 года, он, по мнению Болховитинова , проявлял редкостную настойчивость в комплексных задачах строительства воздушного флота, отнюдь не ограничиваясь сферой чисто военного командования. Алкснис уделял большое внимание разработке предложений по развитию авиационной техники, контролю за ее испытаниями, организации дальних перелетов, внедрению военных специалистов в промышленность. Он считал нужным лично возглавлять макетные комиссии. Это позволяло ему устанавливать непосредственные контакты с ведущими специалистами авиационных КБ.

Алкснис первым, за пять лет до нападения фашистской Германии, пророчески указывал на опасность внезапного нападения агрессора на аэродромы с самого начала военных действий, в целях завоевания безраздельного господства в воздухе.

В 1936 году Алкснис писал наркому Ворошилову : "Аэродромы Военно- Воздушных Сил с первых же часов войны являются главным объектом нападения авиации противника". Немцы подтвердили правоту Алксниса, уничтожая наши самолеты на наших аэродромах в первые же часы войны.

Первый сокрушительный удар по нашей авиации немцы нанесли, застав ее неподвижной на аэродромах. Несколько тысяч (точных цифр нет до сих пор) наших самолетов оказались выведенными из строя в первые дни войны, в то время как потери немцев были ничтожны. Вслед за этим города, стратегические центры, сухопутные войска остались беззащитными перед немецкой авиацией, которая без боя получила абсолютное господство в воздухе.

В августе 1937 года он был арестован , моя встреча с ним на Щелковском аэродроме 12 августа была последней. С лучшими командными кадрами Красной Армии карательные органы расправлялись быстро и беспощадно. По официальным данным открытых справочных изданий, жизнь Алксниса оборвалась в 1938 году. Несмотря на последующую реабилитацию никаких сведений о дате и месте его расстрела не сообщалось.


Источник -  Википедия
См. в Википедии Алкснис Яков Иванович
Дата рождения 14 (26) января 1897
Место рождения Лифляндская губерния, Российская империя ныне Наукшенский край Латвия
Дата смерти 29 июля 1938 (41 год)
Место смерти Коммунарка, Московская область, СССР
Принадлежность Российская империя РСФСР СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1917, 1919 — 1937

Командовал ВВС РККА
Сражения/войны 
Первая мировая война,
Гражданская война в России


Яков Иванович Алкснис (Алкснис-Астров латыш. Jekabs Alksnis; 14 (26) января 1897 — 29 июля 1938) — советский военный деятель, участник гражданской войны, деятель ВВС, командарм 2-го ранга (1935). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Родился в латышской семье на хуторе Пакули Наукшенской волости в Лифляндской губернии. В Российской армии с марта 1917 года. По окончании Одесской школы прапорщиков был отправлен на Западный фронт. В 1917 году вступил в РСДРП, большевик. Был военкомом Орловской губернии. С мая 1919 года в Красной Армии, комиссар 55-й стрелковой дивизии. Руководил разгромом белогвардейских и повстанческих отрядов в Орловской губернии и антисоветских казачьих отрядов на Дону. Затем военком Донской области. С 1920 г. пом. командующего Орловского военного округа.
    В 1924 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе.
    В 1924—1926 гг. — помощник начальника организационно-мобилизационного управления, начальник и комиссар отдела устройства войск, начальник Управления устройства и службы войск.
    В 1926—1931 гг. — заместитель начальника ВВС РККА.
Несмотря на занимаемый им высокий пост заместителя начальника ВВС РККА, Алкснис в 1929 году сумел освоить специальность лётчика. 21 июля 1929 года он, совместно с лётчиком Писаренко на самолёте Р-5 совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Севастополя, показав среднюю скорость 233 км/ч и преодолев 1300 километров пути. На следующий день они пролетели по тому же маршруту обратно и вновь беспосадочно.
Интересно, что на момент перелёта Алкснис ещё не имел официального звания военного лётчика. Оно было присвоено ему только в ноябре 1929 года после обучения в Качинской военной школе лётчиков. В дальнейшем Алкснис неоднократно вылетал с проверками в воинские части, пилотируя самолёт самостоятельно.
С 1931 командующий ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР. Позже также член Военного Совета Наркомата обороны.
В ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации с «целью популяризации гражданской и военной авиации в массах». СНК СССР постановил проводить празднование — 18 августа, ежегодно.
С января 1937 года заместитель наркома обороны по авиации.
Принимал участие в проведении репрессий в РККА. Входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11 июня 1937 года приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М. Н. Тухачевским.
    Арест и казнь
23 ноября 1937 года снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован по обвинению в создании «латышской фашистской организации» в РККА. На следствии к Алкснису применялись избиения и пытки. Признал себя виновным, 28 июля 1938 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 июля 1938 года на Коммунарском полигоне по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1957 году.

    Семья
Жена Алксниса — Кристина Карловна Алкснис-Меднис получила 8 лет ИТЛ, которые отбывала в Темлаге. После освобождения с 1946 по 1949 год жила в Риге, но затем была снова арестована и до 1954 года находилась в ссылке в Красноярском крае. Их сын — Имант (отец Виктора Алксниса), которому ко времени ареста родителей едва исполнилось 10 лет, был отправлен в детский дом и два десятилетия ничего не знал о своих родителях. Имант Алкснис был гражданским инженером. Закончил вуз и работал в промышленности.

Награды
орден Ленина
орден Красного Знамени
орден Красной Звезды
Орден Красного Знамени (Монголия)

Ссылки:
1. Алкснис-Меднис Кристина Карловна
2. Пурмаль Павел (Пауль) Мартынович
3. Создание материально-технической базы авиации СССР 1929-1933 г.
4. Выпуск самолета ТБ-3 поставлен на поток 1933 г.
5. Локтионов А.Д.
6. Начальники Военно-Воздушных Сил СССР 1930-1940 г.
7. КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
8. Черток Б.Е.: немного о себе
9. Первое главное управление ВСНХ, 1931 г.
10. Черток Б.Е.: разработка электробомбосбрасывателя
11. Старт самолета Леваневского Н-209 в США
12. Советская авиация 1929-1937 годов: потери от репрессий
13. КБ-22, или КБ Болховитинова - последнее дело Миткевич
14. Репрессии в армии 30-е гг
15. 1-я Всесоюзная конференция "По применению реактивных летательных аппаратов
16. Баранов Петр Ионович
17. Бухарина А.М. знакомится с Тухачевскими в поезде на Астрахань
18. Старик (Туполев А.Н.) разговорился
19. Рябчиков Е.И.: возвращение
20. Воспоминания Шатуновской О.Г. Дело военных
21. Совместное заседание Политбюро ЦК и РВС Союза (репрессии военных)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»