Летчик-испытатель, планерист, художник. К Константину Константиновичу
Арцеулову С.П. Королев относился с особым уважением. Внук замечательного
художника-мариниста
И.К. Айвазовского
, он сам прекрасно рисовал и мог стать известным художником. Однако его с
раннего детства влекло небо и он посвятил себя авиации. Будучи
исключительно смелым человеком, К.К. Арцеулов прославился еще в 1916 г.,
первым в России выполнив преднамеренный штопор на самолете. Особенно велика
его роль в развитии отечественного планеризма. В 1921 г. он стал
руководителем планерного кружка "Парящий полет", в 1922 г.
сконструировал и построил планер "А-5", получивший высокую оценку
специалистов. Именно по инициативе К.К. Арцеулова в Коктебеле с 1923 г.
стали проводиться Всесоюзные слеты планеристов, в ходе которых он испытывал
как свои конструкции, так и планеры других конструкторов, установив при
этом ряд рекордов высоты, дальности и продолжительности полета. В 1923 г.
К.К. Арцеулову был вручен диплом пилота-парителя * 1. В 1929 г. он первым
испытал в полете планер "Коктебель", созданный
Королевым
и
С.Н. Люшиным
. К.К. Арцеулов, Л.А. Юнгмейстер, Д.А. Кошиц и В.А. Степанченок разработали
программу учебных полетов на планерах и подробную методику обучения
полетам, устав планерной школы и программы теоретических занятий.
Преподаватели и инструкторы поддерживали в школе крепкую дисциплину. За
пропуск двух занятий без уважительной причины курсант подлежал отчислению.
И, надо сказать, моральный дух и настрой курсантов были таковы, что за
восемь лет работы
Московской планерной школы
(1925-1933) такое случалось лишь дважды. В тот период на летных станциях
не произошло ни одной катастрофы, не было ни одного случая травматизма. Это
говорит о высокой культуре подготовки и проведения полетов - ведь через
школу прошли многие сотни курсантов.
Арцеулов, Константин Константинович
Материал из Википедии
См. в Википедии Арцеулов, Константин Константинович
Дата рождения: 17 (29) мая 1891
Место рождения: Ялта, Российская империя
Дата смерти: 18 марта 1980 (88 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Гражданство: Российская империя СССР
Стиль: Киммерийская школа живописи
Константин Константинович Арцеулов (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980,
Москва) — русский лётчик, художник-иллюстратор, внук российского художника
Ивана Айвазовского.
Родился в семье потомственного моряка Константина Арцеулова, сына Николая
Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского.
Учился в Морском кадетском корпусе
(1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге,
одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах
собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом
пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.
Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал
взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем
служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200
разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного
авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был
назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в
Севастопольской школе авиации.
Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно
ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура
высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что
расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в
авиации.
Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами,
Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.
Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя
поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на
базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии
Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально
мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора
Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не
действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в
ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на
перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части
школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом
командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же
должности.
В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу
красвоенлетов (на Ходынке). Одним из его учеников был
Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал
первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова. Был
пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя
№ 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них
А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в
Германии в 1925 году. В 1927 году переведён в гражданскую авиацию
(Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки.
Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны,
участвовал в определении трассы будущего Турксиба.
В 1933 году был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на
катере. Реабилитирован в 1937 году.
По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не
вернулся.
Занялся художественным творчеством. Был членом Союза
художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника —
молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За
оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор
панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В.
Фрунзе.
Частью искусствоведов его творчество относится к Киммерийской школе
живописи.