Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Арцеулов Константин Константинович (1891-1980)

Арцеулов Константин Константинович на www.geni.com

Источник: Королева Н.С., 2002

Летчик-испытатель, планерист, художник. К Константину Константиновичу Арцеулову С.П. Королев относился с особым уважением. Внук замечательного художника-мариниста И.К. Айвазовского , он сам прекрасно рисовал и мог стать известным художником. Однако его с раннего детства влекло небо и он посвятил себя авиации. Будучи исключительно смелым человеком, К.К. Арцеулов прославился еще в 1916 г., первым в России выполнив преднамеренный штопор на самолете. Особенно велика его роль в развитии отечественного планеризма. В 1921 г. он стал руководителем планерного кружка "Парящий полет", в 1922 г. сконструировал и построил планер "А-5", получивший высокую оценку специалистов. Именно по инициативе К.К. Арцеулова в Коктебеле с 1923 г. стали проводиться Всесоюзные слеты планеристов, в ходе которых он испытывал как свои конструкции, так и планеры других конструкторов, установив при этом ряд рекордов высоты, дальности и продолжительности полета. В 1923 г. К.К. Арцеулову был вручен диплом пилота-парителя * 1. В 1929 г. он первым испытал в полете планер "Коктебель", созданный Королевым и С.Н. Люшиным . К.К. Арцеулов, Л.А. Юнгмейстер, Д.А. Кошиц и В.А. Степанченок разработали программу учебных полетов на планерах и подробную методику обучения полетам, устав планерной школы и программы теоретических занятий. Преподаватели и инструкторы поддерживали в школе крепкую дисциплину. За пропуск двух занятий без уважительной причины курсант подлежал отчислению. И, надо сказать, моральный дух и настрой курсантов были таковы, что за восемь лет работы Московской планерной школы (1925-1933) такое случалось лишь дважды. В тот период на летных станциях не произошло ни одной катастрофы, не было ни одного случая травматизма. Это говорит о высокой культуре подготовки и проведения полетов - ведь через школу прошли многие сотни курсантов.

 


Арцеулов, Константин Константинович
Материал из Википедии 
См. в Википедии Арцеулов, Константин Константинович

Дата рождения: 17 (29) мая 1891
Место рождения: Ялта, Российская империя
Дата смерти: 18 марта 1980 (88 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Гражданство: Российская империя СССР
Стиль: Киммерийская школа живописи

Константин Константинович Арцеулов (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — русский лётчик, художник-иллюстратор, внук российского художника Ивана Айвазовского.

Родился в семье потомственного моряка Константина Арцеулова, сына Николая Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского.
Учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.
Участник 1-й мировой войны, в начале её служил в кавалерии, командовал взводом, прапорщик. В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.
Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
   Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами.
Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности.
В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году. В 1927 году переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.
В 1933 году был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937 году.
По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. 

Занялся художественным творчеством. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.
Частью искусствоведов его творчество относится к Киммерийской школе живописи.

 

Ссылки:

  • Антонов Олег Константинович (1906-?)
  • Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977)
  • II Всесоюзные планерные испытания 1924
  • Коварство штопора - в его разновидностях
  • VI Всесоюзные планерные состязания
  • Королев С.П. увлекался планеризмом 1924-25 1
  • Летная станция в Красково
  • Королев С.П. едет в Коктебель и навещат Винцентини К.М.
  • Всесоюзная конференция, посвященная 40-летию советского планеризма 1963
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»