Николай
Николаевич Поликарпов
(26 июня (8 июля) 1892 - 30 июля 1944) - российский и советский
авиаконструктор, глава
ОКБ-51 (впоследствии -
ОКБ Сухого).
Родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уезда Орловской
губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное
училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчивает:
сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступает на
механическое отделение
Петербургского политехнического
института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимается на
воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении
института.
В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получает направление на
авиационное отделение
Русско-Балтийского вагонного завода
(РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского
конструктора
И. И. Сикорского работает заведующим
производством. Участвует в постройке самолёта "Илья Муромец".
Вскоре после революции 1917 Сикорский эмигрирует, Поликарпов остался в
России. С 1918 работал на
заводе "Дукс" (авиазавод №
1), где до 1923 года руководил техническим отделом.
В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный
истребитель И-1 (ИЛ-400) и
самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году -
истребитель И-3, в 1928 году -
разведчик Р-5 и учебный
самолёт У-2 (По-2).
В ноябре 1929 года был арестован
ОГПУ по обвинению в "участии в контрреволюционной вредительской
организации" и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев
ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения
приговора) его направляют в "шарашку" - Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской
тюрьме, а затем переведенное на
Московский авиазавод № 39 им. В. Р.
Менжинского.
Здесь совместно с Д. П. Григоровичем в
1930 году он разработал
истребитель И-5, который находился на
вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ
приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа
Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5, (пилоты - Чкалов и
Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В
июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц,
в том числе Поликарпова. Только в 1956 году - через 12 лет после смерти
конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее
решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
В мае 1931 года Н. Н. Поликарпов получил назначение на должность
заместителя начальника бригады
N 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого.
В 1933 году начальник бригады N 2 ЦКБ на базе авиазавода
N 39 руководителем которого (ЦКБ) был С.
В. Ильюшин.
С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории
авиазавода N
156, а затем на заводе № 1.
В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в
Германию. В его отсутствие
директор завода Павел Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из
состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила
Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути -
новое КБ, под руководством
Артема Микояна. Заодно Микояну
передали проект нового истребителя
И-200 (будущий МиГ-1), который
Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей
поездкой в Германию.
Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине
Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой
собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в
настоящее время -
ОКБ и опытный завод им. П.О.Сухого,
которому производство было передано после смерти Поликарпова). Даже на этом
небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе до эвакуации, на малой
площадке в Новосибирске и после эвакуации были созданы опытные и
предсерийные лучшие истребители времен Второй Мировой войны - И-185 и
другие.
Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1934), И-16 (1933), И-153
("Чайка", 1939), которые создали основу отечественной истребительной
авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938-1944
сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др. На
самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой
рекорд высоты. Под его руководством работали многие талантливые инженеры,
включая В. К. Таирова.
С 1943 года Н. Н. Поликарпов - профессор Московского авиационного
института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем
кладбище.
В авиационных кругах Н. Н. Поликарпова называли "королем истребителей": на
протяжении почти 10 лет нашу истребительную авиацию вооружали исключительно
его машинами.