Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Поликарпов Николай Николаевич (1892-1944)

Николай Николаевич Поликарпов (26 июня (8 июля) 1892 - 30 июля 1944) - российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии - ОКБ Сухого).
Родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчивает: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.
В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского конструктора И. И. Сикорского работает заведующим производством. Участвует в постройке самолёта "Илья Муромец".
Вскоре после революции 1917 Сикорский эмигрирует, Поликарпов остался в России. С 1918 работал на заводе "Дукс" (авиазавод № 1), где до 1923 года руководил техническим отделом.
В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году - истребитель И-3, в 1928 году - разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).
В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в "участии в контрреволюционной вредительской организации" и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в "шарашку" - Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В. Р. Менжинского.
Здесь совместно с Д. П. Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ  приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5, (пилоты - Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году - через 12 лет после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
В мае 1931 года Н. Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады N 3 ЦКБ-ЦАГИ П. О. Сухого.
В 1933 году начальник бригады N 2 ЦКБ на базе авиазавода N 39 руководителем которого (ЦКБ) был С. В. Ильюшин.
С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода N 156, а затем на заводе № 1.
В 1939 Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна. Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.
     Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время - ОКБ и опытный завод им. П.О.Сухого, которому производство было передано после смерти Поликарпова). Даже на этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе до эвакуации, на малой площадке в Новосибирске и после эвакуации были созданы опытные и предсерийные лучшие истребители времен Второй Мировой войны - И-185 и другие.
Руководил созданием истребителей Поликарпов И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 ("Чайка", 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938-1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Под его руководством работали многие талантливые инженеры, включая В. К. Таирова.
С 1943 года Н. Н. Поликарпов - профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В авиационных кругах Н. Н. Поликарпова называли "королем истребителей": на протяжении почти 10 лет нашу истребительную авиацию вооружали исключительно его машинами.

Ссылки:
1. И-16 истребитель 40-х гг "Ишак"
2. Испанская гражданская война (1936-1939)
3. Жемчужин Н.А.
4. Пономарев А.Н. в Борисоглебской 2-й военной школе летчиков
5. Работа с "испанскими добровольцами"
6. Сюрприз: Адлер едет в Ленинград на завод *47 внедрять УТ-3
7. Истребители Поликарпова
8. Метаморфоза ОКБ им. А.С. Яковлева
9. И-5 самолет, истребитель
10. АИР-7 самолет Яковлева, Адлер - ведущий конструктор дублера АИР-6
11. Авария Як-1, гибель Юлиана Пионтковского
12. Бисноват Матус Рувимович
13. Матюк Николай Захарович
14. НИИ-2: Отработка систем самолета МиГ-25
15. ИС - "ИСТРЕБИТЕЛЬ СПУТНИКОВ"
16. Самолеты с пороховыми ускорителями, воздушно-реактивными и турбо-реактивными двигателями
17. Жемчужин Николай Алексеевич
18. ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)
19. Томашевич Дмитрий Людвигович
20. И-185 экспериментальный истребитель
21. Коварство штопора - в его разновидностях
22. "Пегас", самолет, 1942
23. Берия Л.П. и ученые, шарашки
24. Авиационные КБ объединяют в ЦКБ
25. Первые решения большевиков об авиации, успехи к 1925 году
26. Талант и "компьютер" (чем отличаются гениальные конструкторы)
27. Конструкторы не могли повысить скорость истребителей выше 300 км/час до 1930 г
28. Королев С.П. конструирует планер для высшего пилотажа
29. КБ-1, отдел N 32, конструкторский
30. СБ-1: начало организации КБ-1
31. АГОС ЦАГИ - отдел Туполева (опытных цельнометаллических самолетов)
32. Разбился В. П. Чкалов
33. Спецтюрьма ("шарашка") ЦКБ-39 ОГПУ
34. Из чего делать самолеты? 1918 г
35. Туполев А.Н.: концепция развития авиации перед войной
36. Томашевич Дмитрий Людвигович
37. Денисов Владимир Сергеевич
38. Кутепов Григорий Яковлевич
39. Гуревич Михаил Иосифович (1892-1976)
40. Кербер Л.Л. о коммунистической бюрократии и системе "шараг"
41. Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)
42. Рябчиков Е.И.: Рискованный полет
43. Рябчиков Е.И.: Конвейер допроса

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»