Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кербер Леонид Львович (1903 - 1993)

Источники: Ярослав ГОЛОВАНОВ "ИЗВЕСТИЯ", No 197 (24052), 15 октября 1993 г, Е.Е. Федоров, зав. лаб. ИБФРМ РАН, г. Саратов. 

Л.Л. Кербер, заместитель А.Н. Туполева , доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, бывший узник "Туполевской шараги", описавший ее в книге "Туполевская шарага" под псевдонимом Г. Озеров (1973), а затем в книге "Туполев" (1999).

Кербер родился в Петербурге в семье вице-адмирала российского флота Людвига Бернгардовича Кербера . Судьба легко угадывалась: кадетский корпус, дальше... Дальше кадетский корпус разогнали к чертовом матери, и стал юный Леня телефонистом на артиллерийском полигоне. Потом красное начальство решило, что отсиживаться в тылах хватит, и началось: Мамонтов, белочехи, белополяки, Кронштадтский мятеж, - кровавой этой каши наелся он досыта. После "гражданки" очень хотел учиться. Он, конечно, был немного "не от мира сего", если полагал, что дворянина, сына белого адмирала могут принять в советский вуз. Работал на авиазаводе в Таганроге, потом перебрался в Москву. И тут их судьбы пересеклись: его и Туполева. Он работал радистом на Ходынском аэродроме, где доводили знаменитый АНТ-25, который называли еще РД - рекорд дальности. Рекорд тогда держали французы: 9000 километров. Туполев замахнулся на 13 000. Все знают имена Громова, Белякова, Байдукова, Леваневского, Спирина, Юмашева, Данилина, ставших героями на АНТ-25. Никто не знает Кербера, который впервые испытывал радиосвязь на рекордной дальности. Но в КБ знали: это наш "радиошеф"! Когда в октябре 1937 года Туполева посадили, Кербера не могли не посадить. Он прошел ЛулойЛАГ, потом "шарашку" на Яузе. Он всегда оставался в своем КБ, по любую сторону от тюремной решетки, ибо служил не ВЛАСТИ, а ИДЕЕ. Начальник бригады - начальник отдела - заместитель Генерального конструктора по оборудованию. Кадет с четырехклассным образованием оборудовал аппаратурой все самолеты Туполева... 3 июня этого года Керберу исполнилось 90 лет.

Я упросил его написать статью об истории фантастического самолета Ту-95 для ежемесячника "Совершенно секретно". Понимаю, что на фоне события человеческой смерти, это - сущий пустяк, но почему-то ужасно обидно, что он не прочтет свою статью: в день его смерти журнал подписали в печать.

Леонид Львович Кербер родился 3 /17/ июня 1903 г. в Санкт- Петербурге в семье морского офицера Кербера Людвига Бернгардовича , происходившего из прибалтийских обрусевших немцев. Его дед был профессором судебной медицины университета в эстонском городе Дерпте (Тарту).

Леонид Львович Кербер всю свою трудовую жизнь связал с авиацией. В 1927 году, после окончания службы в Красной Армии, он поступает в НИИС РККА , где занимается разработкой оборудования для дальней связи. В частности, он участвовал в создании и испытаниях оборудования для рекордного полета экипажей Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку летом 1937 года . Он монтировал это оборудование на самолетах, обучал пользованию им членов экипажа и затем, в период полетов, обеспечивал радиосвязь самолетов с Москвой. В августе 1937 года он должен был в качестве инженера-радиста участвовать в перелете через Северный полюс в составе экипажа Сигизмунда Леваневского , который погиб по невыясненным до сих пор причинам. Накануне перелета по доносу одного из сослуживцев он был отстранен от полета, уволен из армии, а в апреле 1938 года арестован и осужден. После года работы в лагере строгого режима, где он чуть не погибает от голода, холода и ужасных условий жизни, прекрасно описанных А.И. Солженициным, его переводят, как потом выяснилось, по настоятельной просьбе А.Н. Туполева , в туполевскую "шарагу" - так на блатном жаргоне называли специально созданные группы ученых и квалифицированных специалистов, которые работали над оборонными заданиями, оставаясь заключенными.

С мая 1941 года, после того как его реабилитировали и освободили из заключения, Туполев продолжает работать в ОКБ, уезжает в эвакуацию в г. Омск . Кербер возвращается в 1943 году в Москву и до конца своей трудовой деятельности (он вышел на пенсию в 1968 году) работает в ОКБ А.Н. Туполева, с 1953 года уже в должности его заместителя по оборудованию.

Книга Л.Л. Кербера первоначально была задумана им как история жизни, написанная для детей и еще малолетних внуков, и предназначалась для хранения в семейном архиве. Это была книга про его жизнь и работу в заключении. Выйдя из тюрьмы, он рассказывал об этой жизни только своим домашним и ближайшим друзьям. Вообще, рассказы такого рода не только не одобрялись властями, но категорически запрещались. Выходившие из тюрьмы люди, пережившие подобные злоключения, давали подписку о неразглашении виденного и пережитого, как некоей государственной тайны. Однако Леонид Львович был блестящим рассказчиком: его рассказы вызывали всегда такой живой интерес у слушателей, что после потепления, последовавшего в 1954 - 1956 гг. в связи с развенчанием "культа личности", он решил напечатать свои воспоминания на машинке, естественно, без подписи, - чтобы иметь возможность дать их почитать кое-кому из друзей. Однако Кербер был по-прежнему, как у нас тогда говорили, человеком "весьма засекреченным", а по шрифту машинки можно было без особого труда отыскать автора. Поэтому он отдал ее перепечатать одной знакомой своей жены, которая была связана с машинистками, перепечатывающими нелегальные ("самиздатовские") рукописи; это было в начале 60-х годов, и в ту пору их немало ходило по рукам. Условием было, что она напечатает четыре копии и никому показывать их не будет. Так, как будто, и было сделано - у нас дома, действительно, появились четыре экземпляра перепечатанной рукописи. Однако по прошествии некоторого времени автора, всю жизнь проработавшего в авиации, какой-то знакомый из совершенно другой области техники, отведя в уголок, тихонько спросил:

"Леонид Львович, а Вы читали самиздатовскую рукопись о туполевской шараге?" - Да что Вы, разве такая есть? спросил Кербер невинно.

- А Вам она понравилась?

- Замечательно интересно, но, к сожалению, рукопись пришлось отдать.

- А автор, конечно, неизвестен?

- Ну, разумеется!

Кербер вернулся домой несколько смущенный: черт знает, может, и докопаются? А разоблачение автора даже по тем временам грозило не только неприятностями, а просто арестом и новым сроком; при желании его можно было привлечь не только за клевету, но и за разглашение государственной тайны! В начале 70-х годов, уже после выхода на пенсию, Леонид Львович обдумывал и писал книгу об Андрее Николаевиче. Это был период, когда А.Н. Туполев переживал пору больших успехов, связанных с выпуском целого ряда новых самолетов. Леониду Львовичу очень хотелось написать хотя бы несколько строк о том, как перед войной и в начале войны Андрей Николаевич создавал лучший ближний бомбардировщик второй мировой войны Ту-2, находясь в заключении. Но все его попытки немедленно и неукоснительно отвергались цензурой. После множества исправлений, вычеркиваний и сокращений все же книга "ТУ - человек и самолет" была напечатана: сначала в журнале "Знамя", а затем, спустя несколько месяцев, в виде самостоятельной книги. Однако она не принесла автору полного удовлетворения, так как многое из того, что ему казалось нужным сказать, все еще было под запретом, в особенности годы заключения и все, что с ними было связано. Приблизительно в это время один знакомый летчик показал ему небольшую книжку, тайно привезенную из Франции. Это была книга "В туполевской шараге", изданная на русском языке в издательстве "Посев" - слово в слово перепечатанная с рукописи, конечно, без фамилии автора (это глава 3 настоящей книги). И тут, несмотря ни на что, Леонид Львович обрадовался: да, теперь эта история не пропадет, пусть не сейчас, но она попадет в Россию. Кто и как ее передал - неизвестно, но она есть и она вернется! В 1988 году, когда пришло время перестройки, Леонид Львович уже сам, немного смягчив некоторые места, опубликовал свою "шарагу" в нескольких номерах журнала "Изобретатель и рационализатор" (1988 и 1989 гг.) под названием "А дело шло к войне...". Постепенно обрастая дополнениями, вставками, новыми подробностями, выйдя за первоначальные рамки истории военной поры и пополнившись материалами о ранних годах Андрея Николаевича Туполева, о его работах в послевоенный период, а также большим количеством иллюстративного материала, включающего уникальные кадры, который стал доступен для опубликования только в самое последнее время, она превратилась в ту книгу, которую теперь держит в руках читатель. (В 1999 году Михаилом Леонидовичем Кербером , сыном Л.Л. Кербера, была по рукописям отца подготовлена и издана книга: Л.Л. Кербер "Туполев" (СПб.: Политехника, 1999. - 339 с.: ил.). Страницы 112-186 этой книги почти идентичны страницам "Шараги", а на 108-109 стр. приведено описание ареста А.Н. Туполева. Послесловие к ней, приведенное выше, взятое из: "Туполев", С. 335-337, написано Михаилом Леонидовичем Кербером и его матерью, вдовой Л.Л. Кербера, известной переводчицей художественной литературы Елизаветой Михайловной Шишмаревой .)

Черток Б.Е. Среди тысяч историй, связанных с репрессиями, была и такая со счастливым концом, когда арест спас жизнь. Кербер в июле был выведен из состава экипажа Н-209 для того, чтобы в августе его можно было арестовать. После прохождения сокращенного курса адских наук "Архипелага ГУЛАГ" он вернулся к любимой работе в коллективе Туполева. К тому времени был арестован весь основной состав коллектива во главе с известным всему миру "АНТ". В туполевском ЦКБ-29 на Гороховской, ныне улице Радио, оборудовали относительно комфортабельную спецтюрьму с конструкторскими залами и заводом опытных конструкций, где и работали заключенные специалисты. О жизни, работе и нравах в тюрьме, которую прозвали "шарашкой", Кербер написал воспоминания . Несмотря на весь трагизм описываемых событий, воспоминания Кербера насыщены свойственным ему оптимизмом и чувством юмора.

Уже во времена хрущевской оттепели, когда все зеки из "шарашки" были реабилитированы, я встретился с Кербером, который приезжал к Королеву. После недолгого делового разговора мы перешли к воспоминаниям об Н-209.

Я высказал Керберу мысль о том, что он, в отличие от тысяч других репрессированных, должен быть благодарен чекистам за то, что его арестовали в августе 1937 года. Если бы они задержались с этой акцией, ему, Керберу, было бы не миновать ледяной могилы в Арктике. Он со мной категорически не согласился. "Если бы я полетел, этого бы не случилось", - заявил Кербер столь категорично, что я не стал травить старые раны.

Ссылки:
1. Черток Б.Е.: не могу понять логики НКВД! Катю уволили по "чистке"
2. Формирование экипажа Леваневским и пробный полет
3. Туполевская шарага в ЦКБ-29
4. Микоян Артем Иванович
5. Честность и километраж [Войнович В.Н. и Некрасов В.П., 1963]
6. Туполевская шарага: война
7. книга Г. Озерова (Кербера) "Туполевская шарага", 1973
8. Королева переводят в спецтюрьму НКВД (ЦКБ-29) (Туполевскую шарагу)
9. ЦКБ-29 НКВД: список заключенных
10. ЦКБ-29: КБ-103 Туполева
11. 103 движется к испытаниям
12. Строительство Омского авиационного завода 166
13. ОКБ-103: трудности с информацией об оборудовании для самолетов
14. Кербер Михаил Леонидович
15. Кербер Леонид Львович. Туполевская шарага
16. Шишмарева Елизавета Михайловна

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»