Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Раскова Марина Михайловна (1912-1943)


См. в Википедии Марина Михайловна Раскова

Источник - Википедия

Марина Михайловна Раскова  (в девичестве Малинина; 15 (28) марта 1912 года, Москва — 4 января 1943, Саратовская область) — советская лётчица-штурман, майор Военно-Воздушных Сил РККА, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938).


Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Русская. Отец — Малинин Михаил Дмитриевич (1853—1919) — артист оперы (баритон) и антрепренёр, вокальный педагог, умер в Москве в октябре 1919 года вследствие несчастного случая в возрасте 66 лет (был сбит мотоциклом). Мать — Анна Спиридоновна (в девичестве Любатович) (1882 — после 1954) — с 1905 года по 1932 год работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве. После выхода на пенсию жила в семье Марины.
Воспитывалась с братом Романом (1908 — 3.07.1989), будущим радиоинженером. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. В апреле 1929 года вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931 года вследствие рождения дочери Татьяны (с мужем развелась в октябре 1935 года).

С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (село Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолёт взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива.
Была совершена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси) от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. Самолёт АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасён, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы ВОВ.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза за полёт на АНТ-37 «Родина». Это звание было присвоено женщинам впервые в истории.

В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела ГУГБ НКВД СССР, с февраля до марта 1941 года — в особом отделе 3-го (авиационного) Управления НКО СССР, старший лейтенант госбезопасности. Также, с 1938 г. возглавляла Управление международных воздушных линий СССР. Жила в Москве.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в городе Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бап.
Во время войны 587-й бап был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 года и директива ГШ № Орг/10/138919 от 04.09.1943 года); 588 нбап был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (приказ НКО СССР № 64 от 08.02.1943 года).

4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования.
После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награды
Медаль «Золотая Звезда» (№ 106);
два ордена Ленина;
орден Отечественной войны 1-й степени (приказ ВВС КА № 066/н от 30.09.1944);
Нагрудный знак «Заслуженный сотрудник НКВД» (1940).
медали.


Сочинения
М. М. Раскова. Записки штурмана. ДОСААФ, 1976.

Ссылки:
1. Гагарина А.Т.: предвоенные годы
2. "Востоки" или "Союзы? Проблемы сближения и стыковки
3. 1938 году Раскова, Осипенко - дальний беспосадочный перелет
4. Оснащение бомбардировочной авиации скоростными машинами
5. Гризодубова Валентина Степановна
6. Беспосадочный перелет на Дальний Восток, женский (Гризодубова, Раскова, Осипенко) 1938

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»