Имя при рождении:
Мария Константиновна Башкирцева
Дата рождения:
24 ноября 1858
Место рождения:
Гавронцы, Диканьский район, Полтавская область
Дата смерти:
31 октября 1884 (25 лет)
Место смерти: Париж, Сена, Иль-де-Франс, Франция[2]
Страна: Российская империя - Франция
Мария Константиновна Башки́рцева (фр. Marie Bashkirtseff; 12 [24]
ноября 1858 года, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния,
Российская империя — 19 [31] октября 1884 года, Париж, Франция) — русская
художница, автор знаменитого дневника. Большую часть жизни провела во
Франции.
Мария Башкирцева, согласно найденным в Национальной библиотеке Франции
записям (см. ниже), родилась 24 ноября 1858 года в имении Гавронцы
(Гайворонцы) недалеко от Полтавы Полтавской губернии Российской империи, в
семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии
Бабаниной. В посмертных изданиях дневника её возраст был убавлен.
Детство Марии прошло в селе Черняковке (владения полковника Черняка), по
современному административному делению — Чутовского района Полтавской
области Украины. Ежегодно, на День молодёжи, происходит международная
ярмарка в Марииной долине, названной в честь Башкирцевой.
После развода мать уезжает с Марией, которой на тот момент было двенадцать
лет, в Европу: Вену, Баден-Баден, Женеву. Там девушка влюбилась в герцога
Гамильтона, а позднее, в Ницце — в аристократа Бореля. Вскоре увлечение
Борелем проходит, и в 1873 году гувернантка 15-летней девочки сообщает ей
страшную новость: герцог Гамильтон женится, но, увы, не на ней. Точно нож
вонзается в грудь — пишет Мария в своём дневнике.
Следующими объектами её девичьих влюбленностей оказываются граф Александр
де Лардерель, Поль Гранье де Кассаньяк, граф Пьетро Антонелли (племянник
кардинала Джакомо), Одифре и другие. Увлекшись де Кассаньяком, депутатом и
оратором, Мария всерьёз обращается к политике. Существуют свидетельства,
что Башкирцева пишет под псевдонимом статьи о феминизме, ибо даже в
Академии Жюлиана, где девушка изучает живопись, идеи феминизма вызывали
смех.
В возрасте шестнадцати лет Мария узнаёт, что у неё
туберкулёз. Теперь она проводит много
времени на курортах и чувствует приближение скорой смерти. Тем не менее,
девушка задумывается и о судьбе своего дневника, который решает издать. К
этому же периоду (1884) относится её известная переписка с Ги де
Мопассаном, который, впервые получив письмо от некоего скромного учителя
Жозефа Савантена, от этой «писанины» отмахивается. В ответном письме, уже
от имени девушки, а не учителя, Башкирцева отказывается от предложенного
самим писателем.
Последние страницы дневника драматичны — умирает от рака учитель Марии,
знаменитый французский художник Жюль Бастьен-Лепаж. Муся, как ласково
называли девушку, ухаживает за своим учителем и… умирает первой. Последняя
её запись в дневнике: «…Горе нам! И пусть только здравствуют консьержки!..
Уже два дня койка моя стоит в салоне, но он так велик, что его разгородили
ширмами, и мне не видны рояль и диван. Мне уже трудно подняться по
лестнице».
Мария Башкирцева скончалась от туберкулёза в возрасте 25 лет. Похоронена в
Париже, на кладбище Пасси. Мавзолей Марии Башкирцевой, построенный Эмилем
Бастьен-Лепажем, является также местом захоронения многих других членов
семьи Башкирцевых-Бабаниных. Над входом в него — строчка из Андре Терье, а
внутри хранятся её мольберт, мебель, скульптура и некоторые картины, в том
числе одна из последних работ Башкирцевой — «Святые жёны».
Мопассан, посетив её могилу, сказал
Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная,
что он будет так ярок и так короток!
Дневник
Автопортрет с палитрой. 1880, частное собрание
С двенадцати лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник (сто
пять тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый
на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким
психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим
чувством обречённости.
В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной
поклонницей творчества и личности Башкирцевой была
Марина Цветаева, в молодости
переписывавшаяся с матерью Башкирцевой (умершей в 1920-х годах) и
посвятившая «блестящей памяти» Башкирцевой свой первый сборник стихов
«Вечерний альбом». На обложке своей второй книги «Волшебный фонарь»
Цветаева анонсировала целый сборник под названием «Мария Башкирцева. 3-я
книга стихов», однако он не вышел (а, может быть, и не был написан).
Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она — это я сам со
всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами.
Высочайшую оценку дневнику Башкирцевой дал в своей литературной
автобиографии «Свояси» (1919)
Велимир Хлебников:
Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на
себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа.
В этой области у человечества есть лишь один дневник Марии Башкирцевой — и
больше ничего. Эта духовная нищета знаний о небе внутреннем — самая яркая
чёрная Фраунгоферова черта современного человечества.
Дневник Башкирцевой нередко сравнивают с Дневником Елизаветы Дьяконовой.
Сравнивая дневники, критики нередко отдавали предпочтение нерехтской
провинциалке. «Покойная Елизавета Дьяконова задалась тою же целью, что и
Мария Башкирцева, написать „дневник“, который послужил бы „фотографиею
женщины“, — отмечал в „Петербургской газете“ некто под псевдонимом Одиссей,
— но у Башкирцевой получились негативы, несколько драматизированных,
театральных поз, тогда как Дьяконова верна правде и реальна до последнего
штриха». В том же смысле высказался В. В. Розанов. Ещё до завершения
первого издания, в 1904-м, он выступил на страницах «Нового времени» с
горячим призывом:
Прочитайте два тома интереснейшего «Дневника» г-жи Дьяконовой! Во-первых,
до чего всё это русское, «Русью пахнет», если сравнить этот
непритязательный «Дневник» с гениально-порочным «Дневником» полуфранцуженки
Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие
прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о
народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней
мере, в душе.
А двенадцать лет спустя, после того, как вышло уже четвёртое издание
дьяконовского «Дневника», Розанов обозначил своё пристрастие к нему ещё
отчетливей, заявив, что «это одна из прелестнейших книг русской литературы
за весь XIX век».
Сама Дьяконова писала о дневнике Башкирцевой:
Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни
малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична.
Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее,
сердечное движение в этой книге! «Я» — переливается на всех страницах
тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.
Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон
отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века.
Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы «весь
отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный», и Мария Б. была его
самой типичной представительницей.
Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном
человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего
сравнения?..
М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она
есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но
чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если
дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: «Заблудшая, несчастная душа» —
и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время
подобными книгами…
Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей,
более стоящих зависти!
Судьба наследия
В ателье. Картина М. К. Башкирцевой, хранится в Днепропетровске
Имение Башкирцевых было продано в 1900 году графу С. Д. Шереметеву.
В 1917—1919 годах имение было разрушено; в годы войны от него не осталось и
следа.
В 1908 году мать Башкирцевой передала в музей Александра III большую
коллекцию работ Марии (сто сорок одну работу: среди них — рисунки, эскизы,
полотна, пастели, скульптурные этюды). В 1930 году из этой коллекции в
Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году
по запросу Наркомпроса УССР Русский музей передал на Украину сто двадцать
семь работ Башкирцевой. Несколько работ было передано в 1929 году в
Красноярск. В Русском музее осталось восемь живописных полотен и тринадцать
рисунков Марии Башкирцевой.
Во время эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали
шестьдесят шесть полотен Башкирцевой. Сегодня на Украине осталось только
три её картины: в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум.
Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью ввиду того, что
большая их часть погибла во время Второй мировой войны при бомбёжке
Гавронцев.
В 1980-х годах в Национальной библиотеке Франции был обнаружен оригинальный
текст дневника, ранее считавшийся утраченным. При его изучении
обнаружилось, что большая часть дневника Башкирцевой неизвестна публике, а
уже опубликованная содержит ряд лакун и явных искажений (в том числе и год
рождения художницы), внесённых семьёй, не желавшей оглашения своих семейных
тайн.
Ныне идёт публикация полного текста дневника на французском языке, а также
его английского перевода (доступна первая часть под названием «I Am the
Most Interesting Book of All». Ожидается[когда?] также выход второй части
английского перевода под рабочим названием «Gloria Cupiditas»). Полное
издание по-новому раскрывает личность Башкирцевой, а также освещает жизнь
эпохи.
Украинский литературовед Михаил Слабошпицкий издал роман «Мария
Башкирцева», переведённый на русский и французский языки Большое
исследование личности Башкирцевой проделал писатель Александр Александров.
Итогом его работы стала книга «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой».
Александров частично использовал книгу Коснье.