Максимилиан Кириенко-Волошин (родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в
семье юриста, коллежского советника.
Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошел разрыв отношений,
Максимилиан остался с матерью,
Еленой Оттобальдовной (урождённой
Глазер,
1850-1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал
до конца её жизни. Отец Максимилиана умер в 1881 году.
Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.
Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии.
Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель, Максимилиан пошёл в
Феодосийскую гимназию (здание сохранилось, ныне в нем Феодосийский
Государственный Финансово-Экономический Институт (ФГФЭИ)). Пешеходный путь
из Коктебеля в Феодосию составляет около семи километров по гористой
пустынной местности, поэтому Волошин жил на съемных квартирах в
Феодосии.
С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был
отчислен[2] с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся
самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках
Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и
гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится "своим" в среде
русских символистов; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя
попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского
и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает
корреспонденции для газеты "Русь" и журнала "Весы", пишет о России для
французской прессы[1].
23 марта 1905 года в Париже стал масоном получив посвящение в масонской
ложе "Труд и истинные верные друзья" № 137 (ВЛФ).[3] В том же году, в
апреле, перешёл в ложу "Гора Синайская" № 6 (ВЛФ)[4][5]
Скульптура М. А. Волошина установленная в библиотеке № 27 им. М. А.
Волошина (г. Москва). Изготовлена скульптором М. Малашенко из мрамора в
2007 г.
В апреле 1906 года женится на художнице
М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные
отношения отразились во многих произведениях Волошина.
В 1907 году Волошин принимает решение об отъезде в
Коктебель. Пишет цикл "Киммерийские
сумерки". С 1910 года он работает над монографическими статьями о К. Ф.
Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступает в защиту
художественных групп "Бубновый валет" и "Ослиный хвост" (хотя сам стоит вне
литературных и художественных групп).[1][6]
22 ноября 1909 г. между Волошиным и Н.
Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Имя секунданта Гумилева не
известно. Секундантом Волошина был граф
Алексей Николаевич Толстой. Причиной дуэли была
поэтесса
Елизавета Дмитриева, с которой
Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию - Черубину де
Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское
общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928
году.
Первый сборник "Стихотворения. 1900-1910" вышел в Москве в 1910 году, когда
Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком
и сложившимся поэтом с репутацией "строгого парнассца". В 1914 году выходит
книга избранных статей о культуре - "Лики творчества"; в 1915 - книга
страстных стихотворений об ужасе войны - "Anno mundi ardentis 1915" ("В год
пылающего мира 1915"). В это время он все больше внимания уделяет занятиям
живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на
выставках "Мира искусства".
13 февраля 1913 г. Волошин в Политехническом музее прочитал публичную
лекцию "О художественной ценности пострадавшей картины Репина". В лекции им
была высказана мысль, что в самой картине "таятся саморазрушительные силы",
что именно ее содержание и художественная форма вызвали агрессию против
нее.
В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от
военной службы и участия в кровавой бойне
Первой мировой войны.
В годы Гражданской войны поэт пытается умерить вражду, спасает в своём доме
преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, -
белых от красных. Письмо, направленное М.Волошиным в защиту арестованного
белыми
О. Э. Мандельштама, весьма вероятно,
спасло его от расстрела.[1]
После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме,
построенном в 1903-1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной.
Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его "Коктебельскую
сюиту". М. Волошин часто подписывает свои акварели: "Твой влажный свет и
матовые тени дают камням оттенок бирюзы" (о Луне); "Тонко вырезаны дали,
смыты светом облака"; "В шафранных сумерках лиловые холмы"...
Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника -
поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько
настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий
холмистой "страны Киммерии", их мягкие, приглушенные краски, линию морского
горизонта - какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака,
истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные
пейзажи к Киммерийской школе живописи.
В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле
в бесплатный дом творчества (впоследствии -
Дом творчества Литфонда СССР). 9
марта 1927 года зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с
Марией Степановной Заболоцкой
(1887-1976), которая став женой поэта, разделила с ним трудные годы
(1922-1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его
творческое наследие и сам "Дом поэта", что является ярким примером
гражданского мужества.
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле,
и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. Свой дом Волошин
завещал Союзу писателей.