Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Из разработок ОКБ-1 в середине 1960-х гг некоторые работают и сейчас

В последние годы жизни Королева мы, перегруженные массой текущих технических и организационных задач, не предвидели, какие из наших начинаний получат дальнейшее развитие, а какие, казалось бы наиболее перспективные, работы окажутся тупиковыми. Прошло сорок лет.

При современных темпах научно-технического прогресса - срок не малый. Практически все самолеты, ракеты и космические аппараты, разработанные в шестидесятых годах в СССР и США, давно морально устарели и сняты с производства. Но есть и исключения. Ракеты-носители Р-7 и "Протон" , космические корабли типа "Союз" , спутники связи "Молния" и американские ракеты-носители "Атлас" и "Титан" продолжают жить в космонавтике.

Ракета-носитель "семерка", космический корабль "Союз" и спутник связи "Молния" после Королева проходили многократную модернизацию. Это процесс естественный для всякого изделия. Тем не менее основные параметры, внешний облик и даже название сохранились. Одним из параметров, определяющих продолжительность жизненного цикла любого ракетно- космического комплекса, является надежность. Несмотря на моральное старение именно высокая надежность до конца XX века обеспечила эксплуатацию "семерки" и "Союзов". До конца века в мире существуют только две транспортные космические системы, способные вывести человека в космос: наша "семерка" с "Союзом" и американский "Спейс шаттл" .

Кстати еще о живучести разработок того времени: АА "Сегодня 31 марта 2010 г. Услышал по Эху Москвы, что США хотят закупить партию реактивных двигателей Кузнецова , разработанных более 40 лет назад, так как они уж очень хороши!"

История "Союзов" богата примерами удачных инженерных решений и не меньшим числом ошибок, иногда приводившим к трагическим результатам. В этом отношении она весьма поучительна для всех создателей космической техники.

В 1966 году была проведена структурная реорганизация королевского ОКБ-1 . Мы получили новое наименование ЦКБЭМ - Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения. Министр Афанасьев утвердил структуру ЦКБЭМ, в которой главными звеньями были тематические комплексы, объединявшие группу отделов. Каждый комплекс возглавлялся заместителем главного конструктора. Сергей Осипович Охапкин приказом министра был назначен первым заместителем. К началу 1968 года Охапкин был по горло загружен проблемами Н1 - ему приходилось заниматься конструкцией ракетных блоков, испытаниями модели всего носителя на прочность, выбором материалов, аэродинамикой и массой всяких текущих дел. Если в подчинении руководителя находится более 1000 человек, добрая половина которых отвечает за техническую документацию, находящуюся в производстве, то текущие дела не оставляют времени для глубокого осмысливания стратегических задач космической политики.

После воспитательной беседы, которую министр провел 28 января 1968 года, Мишин ненадолго заболел. Охапкин, чувствуя ответственность первого заместителя, отложил в сторону сотни ждущих его рассмотрения чертежей на ватманах и кальках, кипу переписки и собрал Бушуева , Трегуба , меня и Виктора Ключарева , назначенного директором завода (в 1966 году Роман Анисимович Турков ушел на пенсию). Охапкин напомнил высказывание министра, что мы находимся в положении кролика перед удавом.

- Под "удавом" Афанасьев подразумевал американскую космическую программу ,

- сказал Охапкин.

- Но у нас есть свои внутренние, если не "удавы", то "удавчики": 7К- ОК , 7К-Л1 , Н1-Л3 и боевые РТ-2 . Если с любой одной мы до сих пор не можем справиться, не срывая сроки на один-два года, то с четырьмя и подавно. Давайте посоветуемся, как вести себя с этими "удавчиками". Не могу восстановить всего, что тогда высказывалось. Общий смысл был такой, что в нашей стране нет директивной организации, стоящей над всеми, которая могла бы разумно выбирать наиболее актуальные задачи и распределять их между нами, Челомеем, Янгелем и авиацией. Было время, когда Хрущев лично собирал главных и определял, кому что делать, но даже он не мог помирить Королева с Глушко, отказавшегося от разработки кислородно-керосинового двигателя для ракеты Н1. Просидев весь вечер, спасительных идей мы не придумали. Однако, спокойно обсудив директивные сроки по каждой теме и действительный объем работ, необходимый для их успешной реализации, еще раз доказали друг другу их полную несовместимость. Про себя каждый подумал: что бы в такой ситуации предпринял Королев? Что-нибудь он наверняка бы придумал, но что?

Удивительно, что даже ясно осознанная перспектива провала работ не лишила нас оптимизма. Может быть, истоками оптимизма как раз и был неоглядный объем взваленных на нас задач "особой государственной важности".

История в конце концов сама выбрала из всех пилотируемых космических программ особой важности только две - "Союзы" и орбитальные станции , но тогда, в 1968 году, мы этого еще не знали и не предвидели, что "Союзы" составят транспортную систему, без которой орбитальным станциям не быть. Огромный труд был вложен в создание надежных "Союзов". Создание этих кораблей шло параллельно с работами по лунным программам Л1 и Н1-Л3 .

4 апреля 1968 года американцы на "Сатурне-5" запустили на высокую эллиптическую орбиту орбитальный блок шестого "Аполлона" с целью проверки ракетно-космического комплекса на участках выведения, после разгона до второй космической скорости, до входа в атмосферу и при посадке. Появились описания и фотографии американского центра управления в Хьюстоне . По насыщенности электронной вычислительной техникой, средствами автоматической обработки и отображения информации они оторвались от нас так, что мы про свой центр управления в Евпатории говорили: "Каменный век, а мы - пещерные люди, любующиеся наскальными рисунками". Из получаемой нами литературы, для всего мира открытой, а для нас "только для служебного пользования", мы знали, что американские операторы и руководители, управляющие полетом, сидят в огромном зале, в удобных креслах и перед каждым - электронный экран, на который выводится необходимая каждому информация в реальном масштабе времени. Руководитель полета может в любой момент затребовать от любого специалиста информацию на свой экран, выслушать его доклад и разобраться в проблеме, не собирая толкучки.

Ссылки:
1. Р-7: ракета ОКБ-1: неожиданные теоретические трудности
2. НЕКОТОРЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОКБ-1 ЖИВУТ И СЕЙЧАС

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»