Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Завод "Прогресс"

Новый для нашей кооперации завод "Прогресс", вошедший в состав формируемой ракетной империи, был принудительно оторван от авиационной отрасли в процессе так называемой хрущевской кампании "раскулачивания" авиации . Все серийные авиационные заводы подчинялись региональным совнархозам .

Организация серийного производства ракет Р-7 была решением Совмина поручена Куйбышевскому совнархозу , которому предлагалось выделить для этого авиационный завод N 1 , переименованный в завод "Прогресс". У этого завода была славная история. Еще до первой мировой войны одним из первых заводов, строивших самолеты в России, был московский велосипедный завод "Дукс" .

После революции для создания Красного Воздушного флота завод "Дукс" полностью переключился на самолетостроение и получил наименование Государственный авиационный завод N 1 . Завод специализировался на выпуске самолетов-истребителей и легких разведчиков. Он был расположен в Петровском парке на границе Ходынского поля. Позднее Ходынка стала для завода N 1 аэродромом и в 1925 году уже именовалась " Центральный аэродром республики имени М.В. Фрунзе ".

Весь район, примыкающий к заводу N 1 и Ходынскому полю , переименованному в Октябрьское поле , постепенно превращался в авиационный военно-промышленный район. Вдоль бывшего Петровского парка, ныне Ленинградского проспекта, разместились конструкторские бюро и опытные завод Поликарпова , завод Ильюшина , завод Микояна , завод Яковлева . Здесь же красуется дворец екатерининских времен, ныне занимаемый Военно-воздушной инженерной академией имени Н.Е. Жуковского .

Отсюда началась и история Научно-исследовательского института Военно-Воздушных Сил .

Одним из первых директоров авиазавода N 1 был будущий министр авиационной промышленности Петр Дементьев . В 1941 году с началом Великой Отечественной войны завод получил задание выпускать штурмовики Ил-2 .

После эвакуации в Куйбышев коллектив завода совершил поистине трудовой подвиг. На новом месте в тяжелейших условиях полуголодные люди выпустили 12 000 знаменитых ильюшинских штурмовиков. Взметнувшийся на изогнутой стелле над волжской набережной Самары Ил-2 служит памятником трудовому героизму военных лет. После войны этот один из крупнейших и лучших в авиационной промышленности заводов перешел на выпуск реактивных самолетов МиГ-9 , МиГ-15 и бомбардировщиков Ил-28 .

Для производства ракет завод был капитально реконструирован. Директор завода Виктор Яковлевич Литвинов при первых встречах и последующем близком знакомстве произвел впечатление очень мягкого и чуткого человека, совсем не директорского характера. Тем не менее в коллективе он пользовался непререкаемым авторитетом. Его указания выполнялись без стука кулаком по столу, без крика и крепких выражений. В прошлом гиганты авиационной промышленности заводы "Прогресс" и ЗИХ на тот момент определяли промышленный потенциал советской космонавтики.

Завод "Прогресс" работал по тематике ОКБ-1 , то есть Королева , затем Мишина и ставшего вскоре самостоятельным главным конструктором Козлова . Директор "Прогресса" отвечал за изготовление боевых ракет Р-9 , спутников космической разведки , всех модификации ракеты-носителя Р-7 для всех пилотируемых и беспилотных объектов, которые она способна была вывести в космос, и за изготовление сверхракеты H1 в Куйбышеве и на своем филиале на полигоне.

17 февраля 1959 года с полигона Байконур была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс» (первые межконтинентальные баллистические ракеты, изготовленные заводом «Прогресс» и поставленные в войска, послужили основой создания Ракетных войск стратегического назначения в 1959).
В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.
12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».
С конца 1950-х и по настоящее время завод «Прогресс» является головным производителем всех ракет-носителей семейства Р-7.
С середины 1960—х и до 1974 года предприятие производило также ракету-носитель сверхтяжёлого класса Н1.
Завод являлся ключевым в производстве универсального носителя сверхтяжёлого класса «Энергия», изготавливая его центральный блок и отвечая за сборку изделия в целом.
В советский период, помимо основной продукции, завод производил и товары народного потребления: туристско-прогулочные катера «Прогресс» и детские коляски.

ЦСКБ

Ссылки:
1. Филиал N 3 ОКБ-1 - ЦСКБ, ГРКНПЦ "ЦСКБ - Прогресс"
2. Глушко метет "новой метлой" в НПО "Энергия"
3. "Русь" - ракета-носитель
4. 9-й пуск Е-6 к Луне: ошибка в управлении станцией
5. Прекращение работ по H1 было ошибкой
6. Подготовка к пускому Н1-Л3 N7Л, 1972 г.
7. Симпозиум с продолжением: космодром Байконур и город Ленинск
8. Подготовка серийного производства Р-7 для совместных испытаний с МО
9. Пензин Борис
10. Р-9 испытания ракеты: второй удачный пуск, третий аварийный 1962 апр
11. Черток Б.Е.: детство, увлечение радиотехникой
12. завод N 1 (Государственный авиационный завод N 1, Куйбышев)
13. Ракета Р-7: долгожитель космической эры
14. 2МВ: АМС (автоматические межпланетные станции) нового поколения
15. Н1-Л3: размах работ по всему фронту 1964-1967 г.
16. МОМ (Министерство общего машиностроения)
17. Трудное наследство Мишина (ОКБ-1 после Королева)
18. "Союзы" известны всем, но предназначались для облета Луны
19. Итоговое совещание по ДОС у Устинова
20. Козлов Дмитрий Ильич (1919-2009)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»