|
|||
|
Завод "Прогресс"
Новый для нашей кооперации завод "Прогресс", вошедший в состав формируемой ракетной империи, был принудительно оторван от авиационной отрасли в процессе так называемой хрущевской кампании "раскулачивания" авиации . Все серийные авиационные заводы подчинялись региональным совнархозам . Организация серийного производства ракет Р-7 была решением Совмина поручена Куйбышевскому совнархозу , которому предлагалось выделить для этого авиационный завод N 1 , переименованный в завод "Прогресс". У этого завода была славная история. Еще до первой мировой войны одним из первых заводов, строивших самолеты в России, был московский велосипедный завод "Дукс" . После революции для создания Красного Воздушного флота завод "Дукс" полностью переключился на самолетостроение и получил наименование Государственный авиационный завод N 1 . Завод специализировался на выпуске самолетов-истребителей и легких разведчиков. Он был расположен в Петровском парке на границе Ходынского поля. Позднее Ходынка стала для завода N 1 аэродромом и в 1925 году уже именовалась " Центральный аэродром республики имени М.В. Фрунзе ". Весь район, примыкающий к заводу N 1 и Ходынскому полю , переименованному в Октябрьское поле , постепенно превращался в авиационный военно-промышленный район. Вдоль бывшего Петровского парка, ныне Ленинградского проспекта, разместились конструкторские бюро и опытные завод Поликарпова , завод Ильюшина , завод Микояна , завод Яковлева . Здесь же красуется дворец екатерининских времен, ныне занимаемый Военно-воздушной инженерной академией имени Н.Е. Жуковского . Отсюда началась и история Научно-исследовательского института Военно-Воздушных Сил . Одним из первых директоров авиазавода N 1 был будущий министр авиационной промышленности Петр Дементьев . В 1941 году с началом Великой Отечественной войны завод получил задание выпускать штурмовики Ил-2 . После эвакуации в Куйбышев коллектив завода совершил поистине трудовой подвиг. На новом месте в тяжелейших условиях полуголодные люди выпустили 12 000 знаменитых ильюшинских штурмовиков. Взметнувшийся на изогнутой стелле над волжской набережной Самары Ил-2 служит памятником трудовому героизму военных лет. После войны этот один из крупнейших и лучших в авиационной промышленности заводов перешел на выпуск реактивных самолетов МиГ-9 , МиГ-15 и бомбардировщиков Ил-28 . Для производства ракет завод был капитально реконструирован. Директор завода Виктор Яковлевич Литвинов при первых встречах и последующем близком знакомстве произвел впечатление очень мягкого и чуткого человека, совсем не директорского характера. Тем не менее в коллективе он пользовался непререкаемым авторитетом. Его указания выполнялись без стука кулаком по столу, без крика и крепких выражений. В прошлом гиганты авиационной промышленности заводы "Прогресс" и ЗИХ на тот момент определяли промышленный потенциал советской космонавтики. Завод "Прогресс" работал по тематике ОКБ-1 , то есть Королева , затем Мишина и ставшего вскоре самостоятельным главным конструктором Козлова . Директор "Прогресса" отвечал за изготовление боевых ракет Р-9 , спутников космической разведки , всех модификации ракеты-носителя Р-7 для всех пилотируемых и беспилотных объектов, которые она способна была вывести в космос, и за изготовление сверхракеты H1 в Куйбышеве и на своем филиале на полигоне. 17 февраля 1959 года с полигона Байконур была успешно запущена первая
серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на
заводе «Прогресс» (первые межконтинентальные баллистические ракеты,
изготовленные заводом «Прогресс» и поставленные в войска, послужили основой
создания Ракетных войск стратегического назначения в 1959). Ссылки:
|