Рост этого талантливого конструктора, можно сказать, проходил у меня на
глазах. Он учился в академии, когда я там был начальником факультета. Уже
на третьем курсе вместо обычного проекта по деталям машин слушатель Николай
Кузнецов получил разрешение проектировать авиационный двигатель. В 1938
году, окончив с отличием академию, был оставлен адъюнктом, через три года
стал кандидатом технических наук и сразу ушел на фронт. В 1943 году
Кузнецова назначили заместителем
главного конструктора авиационных двигателей
В. Я. Климова
, вскоре он сам возглавляет опытное конструкторское бюро. Именно в этом ОКБ
родился неизвестный дотоле
турбовинтовой двигатель (ТВД)
.
По сравнению с турбореактивными двигателями конструкция ТВД сложнее, более
сложна и система регулирования, так как необходимо регулировать углы
установки лопастей воздушного винта в зависимости от условий и режима
полета. Я не раз бывал на испытаниях этого двигателя огромной мощности - 15
тысяч лошадиных сил! Два четырехлопастных винта диаметром 6 метров,
расположенные соосно, вращались в разные стороны. Управление двигателем
относили подальше: струи воздуха, вызываемые винтами, летели с такой
ураганной силой, что находиться вблизи было рискованно. Николай Дмитриевич
похвалился еще одним достоинством своего двигателя: он имел отрицательную
тягу, чем мог уменьшать пробег самолета при посадке. Это позволяло летать с
аэродромов ограниченных размеров.
Кузнецов Николай Дмитриевич (10 [23] июня
1911, Актюбинск, Российская империя — 31 июля 1995, Москва, Российская
Федерация) — советский генеральный конструктор авиационных и ракетных
двигателей.
Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда
(1957, 1981). Лауреат Ленинской премии. В 1982 году присвоено звание
почётного гражданина города Куйбышева.
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова,
по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой,
домохозяйки. Русский
Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В
1930 закончил школу и поступил в
Московский авиационный техникум, где
учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933
поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения
ВВИА имени Н. Е. Жуковского,
который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта
был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной
звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л. с. при 3400 об/мин на
высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и
вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил
кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных
моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки,
находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной
дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942
познакомился с Георгием Маленковым,
который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре
заместителем главного конструктора на
Уфимский авиационный завод. Здесь он
проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством
В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946
года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев,
где возглавляет
Государственный союзный опытный завод № 2 по
разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный
его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д.
Кузнецова.
Умер Н. Д. Кузнецов 31 июля 1995 года, похоронен на Кунцевском кладбище в
Москве.
Семья
Первая жена — Сима, дочь Наталья.
Вторая жена — Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.
Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова
на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных
газотурбинных двигателей для
самолётов различного назначения и экранопланов,
жидкостных реактивных двигателей для
ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей
газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.
Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14,
РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30,
газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов
разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов
создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК».
Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал
НК-12. Он и на сегодняшний момент
является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12
оснащались стратегический бомбардировщик
Ту-95, транспортный самолёт
Ан-22, пассажирский
Ту-114 и их модификации.
Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель
НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних
бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском
сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и
крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических
ракетоносцах Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный
двигатель НК-34для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62,
НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.
Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый
двигатель — винтовентиляторный
НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет
опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные
характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни
Николая Дмитриевича.
НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный
двигатель НК-38СТ и НК-40СТ.
В мае 1959 года началась разработка
жидкостных ракетных двигателей. Первым таким двигателем стал НК-9
(8Д717). Для лунной программы Советского Союза в начале 60-х были созданы
НК-19(11Д53) и НК-21 (11Д59) для третьей и четвёртой ступеней
ракеты-носителя Н1, а также НК-15 (11Д51),
НК-31 (11Д114), НК-33 (11Д111) (для первой ступени Н1), НК-39 (11Д113),
НК-43 (11Д112).
Огромное внимание он уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни
Кузнецов был председателем научного Совета по надёжности АН СССР.
Принимал активное участие в общественной и политической жизни. Депутат
Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 годы, делегат XIX, XXII, XXIII,
XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов Коммунистической партии Советского
Союза.
Почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета
им. С. П. Королёва (бывший Куйбышевский авиационный институт им. С. П.
Королёва), заведующий кафедрой конструкции и проектирования двигателей
летательных аппаратов, научный руководитель отраслевой
научно-исследовательской лаборатории.
Благодаря Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается Самарский
научно-технический комплекс, был открыт второй в Куйбышевской области
широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом Культуры «Чайка», создана
развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха,
детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность».
При содействии Кузнецова был основан Самарский научный центр РАН
(1989).
Должности, награды и звания
Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.
Действительный член Академии наук СССР (1974) и Российской академии
наук.
Доктор технических наук, профессор (1960).
Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).
Лауреат Ленинской премии.
Лауреат премии Совета Министров СССР.
Кавалер:
ордена Ленина (пятикратно),
ордена Октябрьской Революции,
ордена Красного Знамени,
ордена Отечественной войны I степени (дважды),
ордена Красной Звезды (дважды).
Почётный гражданин города Самары (1982).
Интересные факты
23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося
конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, над
Волгой вдоль набережной Самары на предельно малой высоте совершили пролёт
стратегические бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай
Кузнецов», оснащённые двигателями его разработки марки «НК».