Булгакова, Елена Сергеевна (урождённая Нюренберг, в первом браке Неёлова,
по второму мужу Шиловская; 21 октября
(2 ноября) 1893 — 18 июля 1970) — третья жена русского советского писателя
и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова, хранительница его
литературного наследия. Основной прототип Маргариты в романе «Мастер и
Маргарита». Младшая сестра
Ольги Сергеевны Бокшанской
(1891—1948), сотрудницы МХАТ, личного секретаря Владимира Ивановича
Немировича-Данченко.
Елена Сергеевна родилась 9 октября 1893 года в Риге, сохранился дом (ул.
Виландес, д. 1), в котором она жила в детские годы. Её отец, крещёный
еврей
Сергей Маркович Нюренберг (1864—1933)
(эту фамилию она чаще писала как Нюрнберг), был учителем, потом податным
инспектором, журналистом, печатался в рижских газетах. Мать, Александра
Александровна, урожденная Горская (1864—1956), была дочерью православного
священника. У Елены Сергеевны была сестра Ольга (1891—1948) и двое братьев
— Александр (1890—1964) и Константин (1895—1944).
В 1902—1909 Елена Сергеевна обучалась в Рижской Ломоносовской женской
гимназии, которую покинула по настоянию родителей не закончив. Впоследствии
занималась самообразованием.
В 1912 к 19-летней Елене посватался армейский офицер, поручик Бокшанский.
Она уговорила его жениться на её старшей сестре Ольге.
В 1915 Елена и Ольга пробуют устроиться на работу в МХАТ. В результате в
театре остается Ольга, а Елена нанимается в Петроградское телеграфное
агентство и затем переводится в секретариат газеты «Известия».
В декабре 1918 Елена Сергеевна вступает в брак с
Юрием (Георгием) Мамонтовичем Неёловым,
сыном известного трагического актёра (а впоследствии не менее известного
анархиста)
Мамонта Дальского
(1865—1918). Юрий Неёлов — военный офицер, в 1919 он поступает в 16-ю
армию, действующую в составе Западного фронта РККА, где несёт обязанности
секретаря (адъютанта) командарма
Н. В. Сологуба.
Тогда и состоялось знакомство адъютанта Неёлова и его жены Елены Сергеевны
с
Евгением Александровичем Шиловским,
который исполнял обязанности начальника штаба той же 16-й армии. Примерно
через год приказом по штабу 16-й армии от 27 сентября 1920 года Юрий Неёлов
был откомандирован в распоряжение начальника штаба Западного фронта, а в
декабре того же года переведён на Южный фронт. Его брак с Еленой Сергеевной
был расторгнут, и осенью 1921 она становится женой Шиловского. Вскоре у них
рождается сын Евгений (1921—1957), а в 1926 году — Сергей (1926—1977).
Несмотря на блестящее положение жены крупного советского военачальника,
Елена Сергеевна не была удовлетворена своей жизнью. В ноябре 1923 года в
письме сестре Ольге она признавалась: Иногда на меня находит такое
настроение, что я не знаю, что со мной делается, я чувствую, что такая
тихая семейная жизнь совсем не по мне. Ничего меня дома не интересует, мне
хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но очень хочется <…>. Во мне
просыпается моё прежнее «я» с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам.
<…> Я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями,
неистраченными силами. И я или (в плохом настроении) сажусь на диван и
думаю, думаю без конца, или — когда солнце светит на улице и в моей душе —
брожу одна по улицам.
Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой
женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что
нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда
весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей
нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и
не деньги.
28 февраля 1929 года, на масленицу, в московском доме художников Моисеенко,
Елена Сергеевна познакомилась с уже известным тогда драматургом
Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.
Вот как она описывала это знакомство:
«Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые
устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то
решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди
сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня,
конечно, его фамилия… В общем, мы встретились и были рядом. Это была
быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на
всю жизнь».
В феврале 1961 года в письме к брату Елена Сергеевна добавляет такую
интересную подробность:
На днях будет ещё один 32-летний юбилей — день моего знакомства с Мишей.
Это было на масленой, у одних общих знакомых. <…> Сидели мы рядом,
<…> у меня развязались какие-то завязочки на рукаве, <…> я сказала,
чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство,
тут-то я его и привязала на всю жизнь. <…> Тут же мы условились идти на
следующий день на лыжах. И пошло. После лыж — генеральная «Блокады», после
этого — актёрский клуб, где он играл с Маяковским на биллиарде… Словом, мы
встречались каждый день и, наконец, я взмолилась и сказала, что никуда не
пойду, хочу выспаться, и чтобы Миша не звонил мне сегодня. И легла рано,
чуть ли не в 9 часов. Ночью (было около трёх, как оказалось потом) Оленька,
которая всего этого не одобряла, конечно, разбудила меня: иди, тебя твой
Булгаков зовёт к телефону. <…> Я подошла. "Оденьтесь и выйдите на
крыльцо, " — загадочно сказал Миша и, не объясняя ничего, только повторял
эти слова. Жил он в это время на Бол. Пироговской, а мы на Бол. Садовой,
угол Мал. Бронной, в особнячке, видевшем Наполеона, с каминами, с кухней
внизу, с круглыми окнами, затянутыми сиянием, словом, дело не в сиянии, а в
том, что далеко друг от друга. А он повторяет — выходите на крыльцо. Под
Оленькино ворчание я оделась <…> и вышла на крылечко. Луна светит
страшно ярко, Миша белый в её свете стоит у крыльца. Взял под руку и на все
мои вопросы и смех — прикладывает палец ко рту и молчит… Ведёт через улицу,
приводит на Патриаршие пруды, доводит до одного дерева и говорит, показывая
на скамейку: «Здесь они увидели его в первый раз». И опять — палец у рта,
опять молчание… Потом пришла весна, за ней лето, я поехала в Ессентуки на
месяц. Получала письма от Миши, в одном была засохшая роза и вместо
фотографии — только глаза его, вырезанные из карточки… С осени 29 г, когда
я вернулась, мы стали ходить с ним в Ленинскую библиотеку, он в это время
писал книгу <…>
В октябре 1968 года Елена Сергеевна рассказывала биографу Булгакова М. О.
Чудаковой: Летом 1929 года я уехала лечиться в Ессентуки. Михаил
Афанасьевич писал мне туда прекрасные письма, посылал лепестки красных роз;
но я должна была уничтожать тогда все эти письма, я не могла их хранить. В
одном из писем было сказано: «Я приготовил Вам подарок, достойный Вас…»
Когда я вернулась в Москву, он протянул мне эту тетрадку…
Их отношения развивались стремительно. Елена Сергеевна часто бывала в доме
Булгаковых, подружилась со второй женой Михаила Афанасьевича
Любовью Евгеньевной Белозерской. В марте
1930 г. Елена Сергеевна, «несмотря на жестокое противодействие Шиловского»,
помогала Булгакову печатать и разносить по адресам знаменитое письмо
Правительству СССР.
В конце 1930 или в начале 1931 муж Елены Сергеевны Евгений Александрович
Шиловский узнал о её любовной связи с Булгаковым. 5 февраля 1931 на
последнем листе романа «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич делает запись:
«Справка. Крепостное право было уничтожено в … году». Считается, что именно
в этот день состоялся тяжёлый разговор его с Шиловским, когда Булгаков дал
обещание больше не видеться с Еленой Сергеевной. Полтора года спустя он
приписал к той строке: «Несчастье случилось 25.II.1931» — день их
последней, как они тогда думали, встречи с Еленой Сергеевной.
Они не виделись 15 месяцев. В июне 1932 г. Булгаков и
Елена Сергеевна встретились в ресторане «Метрополь» при посредстве Ф. Н.
Михальского. Оба поняли, что продолжают любить друг друга.
Елена Сергеевна уехала с детьми в Лебедянь и здесь написала письмо мужу с
просьбой «отпустить» её. Евгений Александрович писал в ответ, что
отпускает: «Я относился к тебе как к ребёнку, был неправ…» Сохранился текст
письма Булгакова Шиловскому (неизвестно, было ли отправлено это письмо):
«Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной по её вызову
и мы объяснились с нею. Мы любим друг друга так же, как любили раньше. И мы
хотим по…». В письме Елены Сергеевны мужу в Сочи Булгаков сделал приписку:
«Дорогой Евгений Александрович, пройдите мимо нашего счастья…» Шиловский
отвечал: «Михаил Афанасьевич, то, что я делаю, я делаю не для Вас, а для
Елены Сергеевны».
По вызову Шиловского Булгаков пришёл к нему в дом для последнего разговора;
Елене Сергеевне не было позволено при нём присутствовать. Позже она
рассказывала М. О. Чудаковой, что Шиловский во время разговора схватил
пистолет. Булгаков сказал: «Не будете же Вы стрелять в безоружного? Дуэль —
пожалуйста…»
Разрыв Елены Сергеевны с мужем состоялся. Весьма болезненным и тяжёлым был
«раздел» детей — старший, 10-летний Евгений, остался с отцом, младший,
5-летний Серёжа, уходил вместе с матерью в дом Булгакова на Большую
Пироговскую.
3 сентября 1932 года Шиловский написал родителям Елены Сергеевны в Ригу:
Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович! Когда Вы получите это
письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется,
чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чём не обвиняю Елену
Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь
счастливый в прошлом, пришёл к своему естественному концу. Мы исчерпали
друг друга, каждый давая другому то, на что он был способен, и в дальнейшем
(даже если бы не разыгралась вся эта история) была бы монотонная совместная
жизнь больше по привычке, чем по действительному взаимному влечению к её
продолжению. Раз у Люси родилось серьёзное и глубокое чувство к другому
человеку, — она поступила правильно, что не пожертвовала им. Мы хорошо
прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе
за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время.
Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому.
Мы расстаёмся друзьями. Вам же я хочу сказать на прощанье, что я искренне и
горячо любил Вас, как родителей Люси, которая перестала быть моей женой, но
осталась близким и дорогим мне человеком. Любящий вас Женя Большой.
3 октября 1932 года Булгаков развёлся с со своей второй женой Л. Е.
Белозерской, а 4 октября был заключён его брак с Еленой Сергеевной.
Первая жена Михаила Афанасьевича Татьяна
Николаевна Лаппа-Кисельгоф рассказывала, что Булгаков не раз говорил
ей: «Я должен жениться три раза!». Будто бы это посоветовал ему А. Н.
Толстой, считавший троекратный брак ключом к литературному успеху. Елена
Сергеевна вспоминала другое: якобы ещё в Киеве ему нагадала гадалка
жениться три раза. Как бы там ни было, оба считали свой союз
предрешённым.
14 марта 1933 года Булгаков передал Елене доверенность на заключение
договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также
на получение авторских гонораров. Елена Сергеевна печатала под диктовку все
произведения писателя 1930-х годов.
Спустя год после заключения брака Елена Сергеевна по просьбе мужа начала
дневник, который вела в течение 7 лет — до последних дней жизни Михаила
Афанасьевича. При чтении дневника не может не поражать один факт: в
совместной жизни Елены Сергеевны и Булгакова не было ни одной ссоры.
Удивительно, если учесть, как тяжело складывались порой обстоятельства. Они
действительно были созданы друг для друга: в Елене Сергеевне писатель обрёл
не только настоящего друга и возлюбленную, но и свою музу, литературного
секретаря и биографа, преданного и неутомимого сотрудника.
Елена Сергеевна всю себя посвятила мужу и его работе. Она писала под его
диктовку, перепечатывала рукописи на машинке, редактировала их, составляла
договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась
корреспонденцией. Великой её заслугой является сохранение булгаковского
архива — многие рукописи, хранившиеся в одном-единственном экземпляре, она
успела перепечатать. Благодаря её невероятной энергии после смерти
Булгакова смогли увидеть свет многие до того неизданные его произведения —
главным из которых является, конечно, роман «Мастер и Маргарита».
В 1940 году Елена Сергеевна забрала с кладбища Данилова монастыря камень
«голгофа», лежавший на могиле Н. В. Гоголя и оставшийся здесь после
перезахоронения Гоголя на Новодевичьем кладбище. Этот камень она установила
на могиле мужа на том же Новодевичьем кладбище.
В письме к брату писателя Николаю
Афанасьевичу Булгакову (1898—1966) от 7 сентября 1962 года Елена
Сергеевна писала: Я делаю всё, что только в моих силах, для того, чтобы не
ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его
необыкновенная личность. <…> Это — цель, смысл моей жизни. Я обещала ему
многое перед смертью, и я верю, что я выполню всё.
Помимо работы с творческим наследием Булгакова Елена Сергеевна занималась и
переводами (главным образом, конечно, для того, чтобы хоть как-то
заработать себе на жизнь). Ей принадлежат переводы с французского романов
Густава Эмара, Жюля Верна и книги Андре Моруа «Лелия, или Жизнь Жорж
Санд».
Несмотря на всё, несмотря на то, что бывали моменты чёрные, совершенно
страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, если вы
мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет!
Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе
выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…
— писала Елена Сергеевна в 1950-е годы.
В 1961 году филолог А. З. Вулис писал
работу по советским сатирикам и вспомнил подзабытого автора «Зойкиной
квартиры» и «Багрового острова». Вулис узнал, что жива вдова писателя, и
установил с ней контакт. После первоначального периода недоверия Елена
Сергеевна дала почитать рукопись «Мастера». Потрясённый Вулис поделился
своими впечатлениями со многими, после чего по литературной Москве пошли
слухи о великом романе. Это привело к первой публикации в журнале «Москва»
в 1966—1967 гг. (тираж 150 тыс. экз.).
Елена Сергеевна умерла 18 июля 1970 года на 77-м году жизни, пережив всех
троих своих мужей и старшего сына Евгения. Похоронена на Новодевичьем
кладбище рядом с мужем под гоголевской «голгофой». Составленный Е. С.
Булгаковой в 1967 году вместе с С. А. Ляндресом сборник «Воспоминания о
Михаиле Булгакове» увидел свет уже после смерти обоих авторов, в 1988 году
в издательстве «Советский писатель».