Вересаев, Викентий Викентьевич
(настоящая фамилия — Смидович; 4 (16) января 1867 года, Тула — 3 июня 1945
года, Москва) —русский и советский писатель, переводчик и литературовед.
Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой
степени (1943).
Отец — Викентий Игнатьевич Смидович
(1835–1894) был врачом, основателем Тульской городской больницы и
санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать
организовала в своём доме первый в Туле детский сад.
Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) с серебряной медалью и
поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского
университета, который окончил в 1888 году.
В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и
приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург,
где в 1896–1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в
Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился
в Москве.
В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве,
М. И. Туган-Барановский,
П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный
кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».
В 1904 году, во время
русско-японской войны, его призывают
на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой
Маньчжурии.
В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к занятиям
древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни. В
Первую мировую войну служил в
качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму. С 1921 г.
жил в Москве.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
В. В. Вересаев — троюродный брат П. Г.
Смидовича.
Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы.
Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885
года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для
этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним В. Викентьев. Псевдоним
Вересаев он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство»
(1892), посвященные труду и жизни донецких шахтёров.
Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели
крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь
стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда
дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская
культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие —
крестьянству.
В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие.
Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и
организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм,
создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа,
шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими,
ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория,
убедила практика, в том числе и меня… Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая
Морозовская стачка ткачей, поразившая
всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».
Творчество писателя этого времени — переход от 1880-х к 1900-м годам, от
близости к социальному оптимизму Чехова к тому, что впоследствии выразил в
«Несвоевременных мыслях» Максим Горький.
В 1894 году была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину
мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей
жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению
(врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе
тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и
гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не
хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он
не в состоянии» и погибает.
За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки,
появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б.
Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического
взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге,
выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».
В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится
«беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и
веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда
молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с
пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и
фабрики.
Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в
журнале «Мир Божий» «Записок врача» — биографической повести об
экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью
молодого врача. «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела —
должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его
деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным
деятелем в самом широком смысле слова». Затем в 1903—1927 годах было 11
изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась
также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов
на людях, в том числе, и против социальных экспериментов, кто бы их ни
проводил — бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что
сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на
людях.
Не случайно Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы
с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа
получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции
Вересаева возрастает, — если иметь в виду те научные исследования и те
новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье,
благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше
время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской
науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников
права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над
«бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и
«отсталыми и социально чуждыми элементами».
К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным
марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и
«экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит
«Освобождение» — орган либеральной оппозиции. Общество увлекается
индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается
кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».
Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в
конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и
стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и
сознает: «я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его
стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчинённой
силой, придатком к рабочему классу, каковым в своё время были народники по
отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остаётся прежней
марксисткой, но мироощущение её надломилось, изменилось. Она глубоко
страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает
самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве
психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене,
усадьбе, уютном кабинете и «чтобы всё это покрывалось широким общественным
делом» и не требовало больших жертв. В нём нет внутреннего мужества Вари,
он философствует, что в учении Бернштейна «больше настоящего
реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей — с налётом
ницшеанства, он верит в пролетариат, «но он хочет прежде всего верить в
себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна
энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего
молодого сердца.
Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и
зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим
обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит
истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли
различные слои общества.
Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в записках «На японской
войне». После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из
интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний
индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы.
В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К
жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада,
утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет
утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица
проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый
вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества
вообще.
В 1922 году вышел роман «В тупике», в котором показано семейство
Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в
развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает,
что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник
Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения,
споры, беспомощность, тупик.
Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея
Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений
писатель изображает рабочего.
В очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено ещё
несколько очерков.
Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и
Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое
оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует:
«Жизнь человечества — это не тёмная яма, из которой оно выберется в
отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и
выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от
жизни, а в жизнь, — в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым,
связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.
За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева:
«В юные годы» (Воспоминания);
«Пушкин в жизни»;
переводы с древнегреческого:
«Гомеровы гимны»;
«Работы и дни» Гесиода.
По манере письма Вересаев — реалист. Что особенно ценно в творчестве
писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также
любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви
и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в
поисках путей жизни.
Произведения
В тупике (1923)
Сёстры (1933)
В священном лесу (1918)
Без дороги (1894)
Поветрие (1897)
Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны
(1903)
Записки врача (1900)
На повороте (1901)
На японской войне (1906–1907)
К жизни (1908)
Исанка (1927)
Загадка (1887–1895)
Порыв (1889)
К спеху (1897)
Товарищи (1892)
Лизар (1899)
Ванька (1900)
На эстраде (1900)
Мать (1902)
Звезда (1903)
Враги (1905)
Состязание (1919)
Собачья улыбка (1926)
Княгиня (19**)
Невыдуманные рассказы о прошлом.
Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. М., 1911.
Награды
Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся
достижения
орден Трудового Красного Знамени (1939)