Источник:
Википедия
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза - 2
февраля 1940, Москва) - режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик
театрального гротеска и создатель знаменитой актёрской системы, получившей
название "биомеханика".
Народный артист Республики (1923).
Настоящее имя - Карл Казимир Теодор
Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold). Имя Всеволод, в честь
любимого им тогда писателя Гаршина, Мейерхольд взял себе незадолго до
женитьбы, тогда же он принял православие.
Родился 28 января по старому стилю (9 февраля по новому) 1874 года в
Пензе в лютеранской немецкой семье
винозаводчика
Эмилия Федоровича Майергольда и его
жены
Альвины Даниловны (урожденной
Неезе). Он был восьмым ребенком в семье.
В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на
юридический факультет Московского
университета. В этом же году, по исполнении совершеннолетия (21 года),
Мейерхольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод (в
честь своего любимого писателя В. М. Гаршина).
В 1896 году он переходит на 2-й курс Театрально-музыкального училища
Московского филармонического общества в класс Вл. И.
Немировича-Данченко.
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер,
И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного
театра. Играл роли Василия Шуйского ("Царь Фёдор Иоаннович") и Иоанна
Грозного ("Смерть Иоанна Грозного") А. К. Толстого, принца Арагонского
("Венецианский купец" У. Шекспир), Тирезия ("Антигона" Софокла), Иоганнеса
("Одинокие люди" Г. Гауптмана), Треплева ("Чайка") и Тузенбаха ("Три
сестры") А. Чехова.
В 1902 году Мейерхольд покидает труппу театра и начинает самостоятельную
режиссёрскую работу, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым группу молодых
актёров в
Херсоне. Со второго сезона, после ухода
Кошеверова, труппа получила название "Товарищество новой драмы". В
1902-1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.
В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить
спектакли "Смерть Тентажиля" М. Метерлинк, "Комедия любви" Г. Ибсена и
"Шлюк и Яу" Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на
Поварской ул. в Москве. Однако Студия на Поварской не была открыта,
Мейерхольд возвращается в провинцию.
В 1906 году был приглашён В. Ф.
Комиссаржевской в Петербург главным режиссёром её собственного
Драматического театра. За один сезон выпустил 13 спектаклей - "Гедду
Габлер" Г. Ибсена, "Сестру Беатрису", М. Метерлинка, "Балаганчик" А. Блока,
"Жизнь человека" Л. Н. Андреева.
В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского
драматурга ХVII века Кальдерона "Поклонение кресту". Режиссёр и актёры
долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении
писательницы М. В. Крестовской в Молодежном (фин. Metsakyla). Здесь был
прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница -
сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, "при
свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения".
После Октябрьской революции поставил в Петрограде "Мистерию-буфф" В.
Маяковского (1918 годах). В 1921 году ставит вторую редакцию этой же пьесы
в Москве. В марте 1918 года в кафе "Красный петух", открытом в бывшем
Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока
"Незнакомка".
В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде
вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году в ГВЫРМ
Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением.
Государственный театр им. В.С. Мейерхольда (ГосТиМ) был создан в Москве
в 1920-м первоначально под названием "Театр РСФСР-I", затем с 1922 года
назывался "Театр Актёра", с 1923 - "Театр Вс. Мейерхольда" (ТиМ); в 1926-м
театру было присвоено название "Государственный" и "имени Вс. Мейерхольда"
("ГосТиМ")
В 1922-1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего
театра, руководил Театром Революции.
Попытки закрыть ГосТим предпринимались постоянно, начиная с 1928 года.
8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при
Совнаркоме СССР "О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда" опубликован в
газете "Правда" 8 января 1938 года.
После закрытия Театра Мейерхольда, К. С. Станиславский предложил
оставшемуся без работы режиссёру сотрудничество в руководимом им самим
оперном театре. Арест и гибель
20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в
Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск. В протоколе обыска
зафиксирована жалоба его жены
3инаиды Райх, протестовавшей против
методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными
лицами.
"Мейерхольд говорил, что он верит в свою звезду, и я теперь ничего не
понимаю" (Из письма дочери Зинаиды Райх, Татьяны, к М. Шагинян от
20.07.1939).
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные
следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР.
В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову
"...Меня здесь били - больного
шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом
били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по
ногам [...] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места
ног лили крутой кипяток..."
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940
года; приговор - расстрел.
2 февраля 1940 года был
расстрелян.
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв
коммунистических репрессий.
Семья
* С 1896 года женат на Ольге Михайловне
Мундт
(1874-1940):
o Мария (1897-1929), вышла замуж за Евгения
Станиславовича Белецкого.
o Татьяна (1902-1986), вышла замуж за Алексея Петровича
Воробьева.
o Ирина (1905-1981), вышла замуж за Василия Васильевича
Меркурьева.
* Сын Ирины и В. В. Меркурьева - Пётр Васильевич
Меркурьев (он сыграл роль Мейерхольда в фильме "Я - актриса", 1980, и в
телесериале "Есенин", (2005).
* С 1922 года женат на Зинаиде Николаевне Райх
(1894-1939), в первом браке она была замужем за Сергеем Есениным.