Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - советский режиссёр театра и
кино, художник, сценарист, педагог. Заслуженный
деятель искусств РСФСР (1935 год).
Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных
работ по теории кинематографа.
Детство и юность
С. М. Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в немецко-русской
семье инженера с еврейскими корнями, архитектора, действительного статского
советника (с 1917 года), Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867-1921) и Юлии
Ивановны (урождённой Конецкой), дочери состоятельного купца.
Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители
развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское
реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров.
Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию.
В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он
учился на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступил
художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-22 годах обучался в
Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством
Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром
театра Пролеткульта ("Мексиканец", "Слышишь, Москва", "Противогазы",
"Мудрец"), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничал с
группой
Владимира Маяковского, в его
журнале "ЛЕФ" в 1923 году опубликовал свой творческий манифест "Монтаж
аттракционов".
В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм "Стачка", который
получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и
промышленных искусств в Париже золотую медаль.
Броненосец Потёмкин
Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи "1905
год". В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода
восстания моряков на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". Картину
показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в
честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших
фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и
Америки по предложению Бельгийской Синематеки, "Броненосец "Потёмкин""
занял первое место.
В 1927 году Эйзенштейн снял фильм "Октябрь", в котором впервые в
художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего
Никандрова). Командировка за рубеж
В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда
входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в
путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная
поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной
группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить
капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года
Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал
лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете,
Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальное кино" в
Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в
качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах,
режиссёром которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием "Frauennot
- Frauengluck" ("Горе и радость женщины")
В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на
экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с
Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал
работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его
сценария.
С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма
"Да здравствует Мексика!". Однако после того, как было отснято 75 тысяч
метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в
СССР.
После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической
деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного
института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля
искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по
теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать
книгу "Режиссура".
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием "Бежин луг".
Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром
Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского
хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на
историю
Павлика Морозова.
Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие
самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике.
Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил
нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви ("преображения в клуб"),
вызвавшей наибольшую критику, он ввел динамическую сцену борьбы с пожаром.
Тем не менее, в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по
Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была
приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении
кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна,
до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве
репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности
(восстановлен после съёмок фильма "Александр Невский"), а сам фильм смыт.
Позднее единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке Мосфильма во
время Второй мировой войны. От фильма остались обрезки пленки, черновики,
фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.
Александр Невский
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма
"Александр Невский". За него получил учёную степень доктора
искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось
творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.
Иван Грозный
В 1941-1945 годы режиссёр снимал фильм "Иван Грозный". Съёмки начались в
Москве, затем, после эвакуации студии "Мосфильм" в 1942 году, были
продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Первая серия
картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил
Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на
доработку (сохранилась стенограмма беседы Сталина и Молотова с Эйзенштейном
и Черкассовым, где Эйзенштейна критикуют за отсутствие показа опричнины как
нового слоя феодалов, на который опирался Иван Грозный), осуществить
которую (Эйзенштейн признал критику справедливой) помешала только лишь
смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны
только в 1958 году; съемки третьей серии, которая должна была по мысли
режиссёра символизировать триумф русских над Западом, были прекращены также
по причине смерти Эйзенштейна (но сохранились её фрагменты, а также
осталось много подготовительного материала).
Годы Великой Отечественной войны
* 3 июля 1941 года выступил по радио для США об Отечественной войне
советского народа в программе "To Brother Jews of All the World" (К братьям
евреям всего мира), в которой призывал англоязычных евреев к единству в
борьбе с фашизмом.
* 25 августа 1941 года в газете "Правда" написал текст группового обращения
"Братья евреи всего мира!".
* 7 августа включён в состав редколлегии по выпуску "Боевых
киносборников".
* Участвовал в деятельности Еврейского
антифашистского комитета.
* Принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на
английском языке "To the Jews of the World" (К евреям мира).
* 5 сентября 1944 года включён в состав Художественного совета при Комитете
по делам кинематографии.
Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля
1948 года, когда он работал над статьёй "Цветовое кино". Предпоследний
инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
.
Жена С. М. Эйзенштейна - журналистка Пера Моисеевна
Фогельман (литературный псевдоним - Пера Аташева,
1900-1965).
Фильмография
Режиссёр
1. 1923 - Дневник Глумова
2. 1924 - Стачка ("Чертово гнездо", "История стачки")
3. 1925 - Броненосец "Потёмкин" ("1905 год")
4. 1927 - Октябрь (название замысла: "Десять дней, которые потрясли
мир")
5. 1929 - Штурм Ля Сарраса/The Storming of La Sarraz (в соавторстве с
Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)
6. 1929 - Старое и новое ("Генеральная линия")
7. 1930 - Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
8. 1931 - документальный фильм о Мексике "Землетрясение в Оахаке"
9. 1931 - незаконченный фильм "Да здравствует Мексика!" (в 1979 году
доработан Г.Александровым)
10. 1933 - Эйзенштейн в Мексике/Eisenstein in Mexico (документальный)
11. 1933 - Буря над Мехико
12. 1934 - День смерти/Death Day (короткометражный)
13. 1935-37 - Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве
фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
14. 1938 - Александр Невский
15. 1940 - Время на Солнце/Time in The Sun (документальный; в соавторстве с
Григорием Александровым)
16. 1941 - Мексиканская симфония/Mexican Symphony
17. 1941 - Свободная земля/Land of Freedom
18. 1941 - Идол надежды/Idol of Hope
19. 1941 - Обретение креста/Conquering of Cross
20. 1941 - Семена Свободы/Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом
Бюргером)
21. 1944 - Иван Грозный (1-я серия)
22. 1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - "Боярский заговор"), в
прокате с 1958 года
23. 1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Сценарист
1. 1924 - Стачка ("Чертово гнездо", "История стачки")
2. 1927 - Октябрь ("Десять дней, которые потрясли мир")
3. 1929 - Старое и новое ("Генеральная линия")
4. 1935-1937 - Бежин луг
5. 1938 - Александр Невский
6. 1944 - Иван Грозный (1-я серия)
7. 1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - "Боярский заговор")
8. 1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Награды и премии
* Сталинская премия первой степени (1941) - за фильм "Александр Невский"
(1938)
* Сталинская премия первой степени (1946) - за 1-ю серию фильма "Иван
Грозный" (1944)
* заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
* орден Ленина (1939) - за фильм "Александр Невский" (1938)
* орден "Знак Почёта"
Встречал я и Эйзенштейна, которого западноевропейские
прогрессисты облыжно и упорно производят в гении. С ним я познакомился уже
в 1923 году. Эйзенштейн в то время руководил Театром Пролеткульта.
Взяв пьесу Островского "На всякого мудреца довольно простоты",
Эйзенштейн превратил ее в разнообразный балаган: текст к Островскому не
имел почти никакого отношения, артисты паясничали, ходили по канату,
вели политическую и антирелигиозную агитацию. Не только постановка,
но и текст были Эйзенштейна. К сожалению, ничем, кроме большевистской
благонадежности, текст не блистал. Повергая антисоветских
эмигрантов, артисты распевали:
Париж на Сене,
И мы на Сене.
В Пуанкаре нам
Одно спасенье.
Мы были люди,
А стали швали,
Когда нам зубы
Повышибали.
А для антирелигиозной пропаганды на сцену выносили на большом щите
актера, одетого муллой, который пел на мотив "Аллы Верды":
Иуда коммерсант хороший:
Продал Христа, купил калоши.
У меня уже тогда создалось впечатление, что к коммерческим талантам
Иуды у Эйзенштейна не столько уважение, сколько зависть.
Других же талантов у самого Эйзенштейна как-то не было заметно.
Обернувшись к синема и узнав в Агитпропе ЦК, что сейчас требуется
("нет агитационных революционных фильмов; состряпайте"),
Эйзенштейн состряпал "Броненосца Потемкина", довольно
обыкновенную агитку, которую левые синемасты Запада (а есть ли
правые?) провозгласили шедевром (раз "революционный" фильм,
то само собою разумеется, шедевр). Я его видел на премьере (если не
ошибаюсь, почему-то она была дана в театре Мейерхольда, а не в
синема) и случайно был рядом с
Рудзутаком
; по просмотре мы обменялись мнениями. "Конечно, агитка, -
согласился Рудзутак, - но давно уже нужен стопроцентный революционный
фильм". Так что заказ был выполнен, и в фильме все было на месте - и
озверелые солдаты, и гнусные царские опричники, и доблестные матросы -
будущая "краса и гордость революции" (правда, только во
времена
АЛМАЗА
, а не во времена
КРОНШТАДТА
).
Вся дальнейшая карьера Эйзенштейна шла в рамках высокого
подхалимажа. Когда укреплялась сатрапская власть Сталина, Эйзенштейн
скрутил "Генеральную линию" (для непосвященных - мудрая
линия ГЕНЕРАЛЬНОГО секретаря ЦК товарища Сталина), в которой вся
Россия цветет и благоденствует под гениальным руководством Вождя
(надо сказать, что в это время 1928-1929 годы еще были оппозиции, можно
было и не подхалимничать, бухарины и рыковы вслух не соглашались с
начинавшимся сталинским погромом деревни, и сталинский гений
торопились открыть только редкие подхалимы по призванию). Венец
подхалимского падения был в "Иоанне Грозном", которого
заграница приняла, кажется, за чистую монету. Надо ли говорить,
эйзенштейновский Иоанн Грозный сделан, чтобы восхвалить и оправдать
сталинский террор; история-де повторяется: как Иоанн Грозный, будто бы
заботясь о нуждах Великой России, сажал на кол и рубил головы боярам,
так же и Сталин расстреливал своих большевистских бояр, тоже
изменников страны. Единственное оправдание всей этой гнусности:
Эйзенштейн спасал (и действительно спас) свою шкуру. Но был он всю
жизнь трусом и подхалимом самого низкого стиля. Кстати, и шкуру
свою мог спасти иначе: ведь в тридцатых годах его выпустили в Голливуд, а
затем он вертел революционные фильмы в Мексике. Мог бы спастись,
оставшись за границей - нет, вернулся ползать на животе перед
сталинскими расстрельщиками.