Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948)

См. в Википедии Сергей Михайлович Эйзенштейн

Источник - Википедия 

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год).
Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Детство и юность
С. М. Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в немецко-русской семье инженера с еврейскими корнями, архитектора, действительного статского советника (с 1917 года), Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867-1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой), дочери состоятельного купца.
Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию.
В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он учился на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-22 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта ("Мексиканец", "Слышишь, Москва", "Противогазы", "Мудрец"), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале "ЛЕФ" в 1923 году опубликовал свой творческий манифест "Монтаж аттракционов".

В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм "Стачка", который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже золотую медаль.
Броненосец Потёмкин
Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи "1905 год". В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, "Броненосец "Потёмкин"" занял первое место.

В 1927 году Эйзенштейн снял фильм "Октябрь", в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).
    Командировка за рубеж
В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальное кино" в Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах, режиссёром которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием "Frauennot - Frauengluck" ("Горе и радость женщины")
В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария.
С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма "Да здравствует Мексика!". Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.
После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу "Режиссура".

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием "Бежин луг". Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.
Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви ("преображения в клуб"), вызвавшей наибольшую критику, он ввел динамическую сцену борьбы с пожаром. Тем не менее, в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна, до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма "Александр Невский"), а сам фильм смыт. Позднее единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке Мосфильма во время Второй мировой войны. От фильма остались обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.
Александр Невский
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма "Александр Невский". За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.
Иван Грозный
В 1941-1945 годы режиссёр снимал фильм "Иван Грозный". Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии "Мосфильм" в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на доработку (сохранилась стенограмма беседы Сталина и Молотова с Эйзенштейном и Черкассовым, где Эйзенштейна критикуют за отсутствие показа опричнины как нового слоя феодалов, на который опирался Иван Грозный), осуществить которую (Эйзенштейн признал критику справедливой) помешала только лишь смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны только в 1958 году; съемки третьей серии, которая должна была по мысли режиссёра символизировать триумф русских над Западом, были прекращены также по причине смерти Эйзенштейна (но сохранились её фрагменты, а также осталось много подготовительного материала).
Годы Великой Отечественной войны
* 3 июля 1941 года выступил по радио для США об Отечественной войне советского народа в программе "To Brother Jews of All the World" (К братьям евреям всего мира), в которой призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.
* 25 августа 1941 года в газете "Правда" написал текст группового обращения "Братья евреи всего мира!".
* 7 августа включён в состав редколлегии по выпуску "Боевых киносборников".
* Участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета.
* Принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке "To the Jews of the World" (К евреям мира).
* 5 сентября 1944 года включён в состав Художественного совета при Комитете по делам кинематографии.

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьёй "Цветовое кино". Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .
Жена С. М. Эйзенштейна - журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним - Пера Аташева, 1900-1965).
Фильмография
Режиссёр
1. 1923 - Дневник Глумова
2. 1924 - Стачка ("Чертово гнездо", "История стачки")
3. 1925 - Броненосец "Потёмкин" ("1905 год")
4. 1927 - Октябрь (название замысла: "Десять дней, которые потрясли мир")
5. 1929 - Штурм Ля Сарраса/The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)
6. 1929 - Старое и новое ("Генеральная линия")
7. 1930 - Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
8. 1931 - документальный фильм о Мексике "Землетрясение в Оахаке"
9. 1931 - незаконченный фильм "Да здравствует Мексика!" (в 1979 году доработан Г.Александровым)
10. 1933 - Эйзенштейн в Мексике/Eisenstein in Mexico (документальный)
11. 1933 - Буря над Мехико
12. 1934 - День смерти/Death Day (короткометражный)
13. 1935-37 - Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
14. 1938 - Александр Невский
15. 1940 - Время на Солнце/Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
16. 1941 - Мексиканская симфония/Mexican Symphony
17. 1941 - Свободная земля/Land of Freedom
18. 1941 - Идол надежды/Idol of Hope
19. 1941 - Обретение креста/Conquering of Cross
20. 1941 - Семена Свободы/Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
21. 1944 - Иван Грозный (1-я серия)
22. 1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - "Боярский заговор"), в прокате с 1958 года
23. 1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Сценарист
1. 1924 - Стачка ("Чертово гнездо", "История стачки")
2. 1927 - Октябрь ("Десять дней, которые потрясли мир")
3. 1929 - Старое и новое ("Генеральная линия")
4. 1935-1937 - Бежин луг
5. 1938 - Александр Невский
6. 1944 - Иван Грозный (1-я серия)
7. 1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - "Боярский заговор")
8. 1946 - Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Награды и премии
* Сталинская премия первой степени (1941) - за фильм "Александр Невский" (1938)
* Сталинская премия первой степени (1946) - за 1-ю серию фильма "Иван Грозный" (1944)
* заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
* орден Ленина (1939) - за фильм "Александр Невский" (1938)
* орден "Знак Почёта"

Встречал я и Эйзенштейна, которого западноевропейские прогрессисты облыжно и упорно производят в гении. С ним я познакомился уже в 1923 году. Эйзенштейн в то время руководил Театром Пролеткульта.

Взяв пьесу Островского "На всякого мудреца довольно простоты", Эйзенштейн превратил ее в разнообразный балаган: текст к Островскому не имел почти никакого отношения, артисты паясничали, ходили по канату, вели политическую и антирелигиозную агитацию. Не только постановка, но и текст были Эйзенштейна. К сожалению, ничем, кроме большевистской благонадежности, текст не блистал. Повергая антисоветских эмигрантов, артисты распевали:

Париж на Сене,

И мы на Сене.

В Пуанкаре нам

Одно спасенье.

Мы были люди,

А стали швали,

Когда нам зубы

Повышибали.

А для антирелигиозной пропаганды на сцену выносили на большом щите актера, одетого муллой, который пел на мотив "Аллы Верды":

Иуда коммерсант хороший:

Продал Христа, купил калоши.

У меня уже тогда создалось впечатление, что к коммерческим талантам Иуды у Эйзенштейна не столько уважение, сколько зависть.

Других же талантов у самого Эйзенштейна как-то не было заметно.

Обернувшись к синема и узнав в Агитпропе ЦК, что сейчас требуется ("нет агитационных революционных фильмов; состряпайте"), Эйзенштейн состряпал "Броненосца Потемкина", довольно обыкновенную агитку, которую левые синемасты Запада (а есть ли правые?) провозгласили шедевром (раз "революционный" фильм, то само собою разумеется, шедевр). Я его видел на премьере (если не ошибаюсь, почему-то она была дана в театре Мейерхольда, а не в синема) и случайно был рядом с Рудзутаком ; по просмотре мы обменялись мнениями. "Конечно, агитка, - согласился Рудзутак, - но давно уже нужен стопроцентный революционный фильм". Так что заказ был выполнен, и в фильме все было на месте - и озверелые солдаты, и гнусные царские опричники, и доблестные матросы - будущая "краса и гордость революции" (правда, только во времена АЛМАЗА , а не во времена КРОНШТАДТА ).

Вся дальнейшая карьера Эйзенштейна шла в рамках высокого подхалимажа. Когда укреплялась сатрапская власть Сталина, Эйзенштейн скрутил "Генеральную линию" (для непосвященных - мудрая линия ГЕНЕРАЛЬНОГО секретаря ЦК товарища Сталина), в которой вся Россия цветет и благоденствует под гениальным руководством Вождя (надо сказать, что в это время 1928-1929 годы еще были оппозиции, можно было и не подхалимничать, бухарины и рыковы вслух не соглашались с начинавшимся сталинским погромом деревни, и сталинский гений торопились открыть только редкие подхалимы по призванию). Венец подхалимского падения был в "Иоанне Грозном", которого заграница приняла, кажется, за чистую монету. Надо ли говорить, эйзенштейновский Иоанн Грозный сделан, чтобы восхвалить и оправдать сталинский террор; история-де повторяется: как Иоанн Грозный, будто бы заботясь о нуждах Великой России, сажал на кол и рубил головы боярам, так же и Сталин расстреливал своих большевистских бояр, тоже изменников страны. Единственное оправдание всей этой гнусности: Эйзенштейн спасал (и действительно спас) свою шкуру. Но был он всю жизнь трусом и подхалимом самого низкого стиля. Кстати, и шкуру свою мог спасти иначе: ведь в тридцатых годах его выпустили в Голливуд, а затем он вертел революционные фильмы в Мексике. Мог бы спастись, оставшись за границей - нет, вернулся ползать на животе перед сталинскими расстрельщиками.

Ссылки:

  • Павленко Петр Андреевич (1899-1951)
  • Некрич Александр Моисеевич
  • Федотов Георгий Петрович
  • Рязанов Эльдар
  • ШКЛОВСКИЙ В.Б. И ИСТОРИЯ АРКАДИЯ БЕЛИНКОВА
  • ШКЛОВСКИЙ, ЛИТЕРАТУРА ЮГО-ЗАПАДА И ВАННА АРХИМЕДА
  • ЛЕФ и ШКЛОВСКИЙ В.Б.
  • Кулешов Лев (1899—1970)
  • Маяковский: снова кинематограф: "КАК ПОЖИВАЕТЕ?" 1926-1927
  • ЛЕФ, "Про это", 1923
  • Лев в зоопарке (Лев Кулешов и Лили Брик)
  • ЛЕФ распался, катализатор - Пастернак
  • Маяковский: Источники и использованная литература
  • Галич на Бьеннале, 1977
  • Александров Григорий
  • Борис Арлов: Про деятелей кинематографа
  • Булгаков: "Я - МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ" 00
  • Жид Андре (1869-1951)
  • Бен Сарнов: эвакуация: активист в школе. любовь и комсомол
  • Кончаловский Андрей: время рождения имеет значение
  • Политбюро наводит порядок в художественной литературе
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»