Евгений Багратионович Вахтангов [1 (13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая
1922,
Москва] — российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель
Театра
имени Вахтангова.
Евгений Вахтангов вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности
отказался от
коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным
любительством. В
1903-1909 Евгений учился на естественном, затем на юридическом
факультетах
Московского университета. В 1906 организовал драматический кружок
студентов
университета. В 1909-11 — ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали
В.
В. Лужский, В. И. Качалов и Леопольд Сулержицкий, оказавший воздействие
на
ранние театральные взгляды Вахтангова.
По окончании школы Евгений Вахтангов зачислен в МХТ, вел
экспериментальные
занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи,
составившей
ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 — МХАТ 2-й). Как
педагог
Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора
Студии
Сулержицкого: цель искусства — нравственное совершенствование общества,
студия —
община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль
—
проповедь добра и красоты.
Как режиссер Евгений Вахтангов предпочитал резкие контрасты добра и зла
в
построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира»
Г.
Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Генриха
Ибсена
(1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые
сукна,
контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной
внутренней
жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к
свободе,
пусть даже ценой смерти.
В «Чуде Святого Антония» Мориса Метерлинка (первый вариант, 1918)
возобладала
традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с
МХТ и
его студией Евгений Вахтангов вел педагогическую работу в ряде
московских
театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой
судьбе
принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» — по
названию
переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал
репетировать
пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 — Московская Драматическая
студия
под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 — 3-я студия МХТ; с 1926 — Театр
имени
Евгения Вахтангова).
Вместе с послеоктябрьскими спектаклями
Всеволода Эмильевича
Мейерхольда
постановки Вахтангова в 1919-22 заложили фундамент нового театра. В
спектаклях,
поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить
образ
революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются
его
эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются
важные
положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам
искусства
переживания и органике актерского существования в образе, Е.
Вахтангов
утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего
времени
социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики
интимно-психологического и
бытового театра, от «четвертой стены» — рампы МХТ, отделяющей мир сцены от
зала,
провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера
и
зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности.
Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен
второй
вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920)
Евгений
Вахтангов прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства,
затхлую
провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия)
воплотил
трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда
властитель (в
трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и
благородства.
Каждая из постановок Вахтангова 1921-22 с огромной экспрессией
выявляла
противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы
достиг
трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Анского
(студия
«Габима»). Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые
выразительные
возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном
решении,
сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в
арсенал
театра 20 века.
Свойственное натуре и творчеству Евгения Вахтангова
гармоническое начало
(«веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в
искрящемся
спектакле режиссера — «Принцессе Турандот» по Карлу Гоцци (1922). Спектакль
был
задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы
одновременно
играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте, разыгрывающих
сказку
Гоцци, и, наконец, персонажей сказки. Спектакль строился и
репетировался
импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг
просцениума,
иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии
при
сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания.
Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, Вахтангов
стал
классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в
искусстве
русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Евгений Вахтангов был
уже
смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в
высшей
своей точке. Среди учеников Вахтангова — Борис Васильевич Щукин, Р. Н.
Симонов,
Ц. Л. Мансурова, Юрий Александрович Завадский и др. (Н. М. Зоркая)