Николай Иванович Кульбин
(20 апреля (2 мая) 1868, Санкт-Петербург — 6 марта 1917, Петроград) —
русский художник и
музыкант, теоретик авангарда и меценат, теоретик театра, философ; один из
организаторов
первых художественных объединений и выставок нового искусства России,
инициатор и
деятельный участник диспутов, — больших коллективных изданий, альманахов.
По профессии —
военный врач, доктор медицины (1895), приват-доцент Военно-медицинской
академии (с 1907),
врач Главного штаба (1903-1917), действительный статский советник.
По специальности военный врач. С 1903 года врач
Главного штаба, с 1905 года приват-доцент
Военно-медицинской академии; действительный статский советник
(1915).
Кульбин увлекался искусством на протяжении всей своей жизни, но в силу
обстоятельств не имел
возможности реализовать себя. Когда его материальное и общественное
положение упрочилось,
он активно стал заниматься искусством, проявив себя главным образом как
организатор выставок
и теоретик авангарда.
В январе 1908 года основал и финансировал «Треугольник —
художественно-психологическую
группу» (включившую М. В. Матюшина, Е. Г. Гуро, И. С. Школьника, Э. К.
Спандикова и других).
Организатор и участник многих выставок — «Современные течения» (1908),
«Звено» (1908),
«Импрессионисты» (1909), «Треугольник — Венок/Стефанос» (1910), Осенний
Салон (Париж,
1913); «Интернациональная выставка футуризма» (Рим, 1914), Салон
Независимых (Париж, 1914)
и других.
Автор теоретических работ (эссе «Свободная музыка», 1909), а также ряда
статей по вопросам
новейшего искусства.
Создал в 1910 году совместно с В. Э.
Мейерхольдом «Интимный театр» («Общество Интимного
театра» было основано осенью 1909 года Н. С. Кругликовым, А. А. Мгебровым,
Б. К. Прониным
и Н. Н. Евреиновым), в 1912 году организовал Териокский кооперативный
театр, в 1913 году
участвовал в репетициях и подготовке футуристической оперы «Победа над
солнцем».
Многие творческие начинания и опыты связывали Н. И. Кульбина с
Н. Н. Евреиновым, который
на
протяжении многих лет принадлежал к кругу единомышленников и близких друзей
Николая
Ивановича. В евреиновском сборнике «Нагота на сцене» (1911) Н. И. Кульбин
опубликовал свою
заметку «Время и нагота в искусстве». Благодаря их общей дружбе с Николаем
Калмаковым, он
вместе с последним участвовал в оформлении спектаклей Н. Н. Евреинова.
Словно подводя итог
двум выставкам «Импрессионистов», Н. И. Кульбин в 1910 году в издательстве
Н. Н. Бутковской
выпускает альманах «Студия импрессионистов», где, в числе других авторов,
представлены
своими рисунками и стихами Д. и Н. Бурлюки, — стихи Виктора Хлебникова (ещё
Виктора, а не
Велимира) «Опус 2» — «Заклятие смехом»; вторая (бо?льшая) часть сборника —
монодрама Н. Н.
Евреинова в 3-х действиях «Представление любви», которая иллюстрирована Н.
И. Кульбиным,
Л. Ф. Шмит-Рыжовой и Е. П. Ващенко. Николай Иванович сделал несколько
портретов
Н. Н. Евреинова. Он иллюстрировал книги Н. Н. Евреинова «Театр для себя» и
«Театр как
таковой». Вместе с ним и Б. К. Прониным Н. И. Кульбин основал «Бродячую
Собаку» (он создал
эскиз занавеса и плакаты для кабаре). В сборниках альманаха «Стрелец», о
котором ниже, также,
вместе с именами А. Блока, Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Кручёных, В.
Маяковского и других,
присутствует имя Н. Н. Евреинова.
Ведя широкую деятельность по популяризации современного искусства, Кульбин
организовал
приезд в Петербург таких крупных представителей авангарда, как А. Шёнберг
(1912)
и Маринетти (1914).
Участник многих коллективных выступлений русских футуристов. Соучредитель
артистического
кабаре «Бродячая собака» (1911).