|
|||
|
Суздалева К.Р. 20-е годы
Воспоминания Суздалева А.Д. В конце 20-х годов, когда репертуар театра сделался серьезнее и значительнее, мы с Капитолиной Ричардовной с большим интересом смотрели пьесу М.Горького "Егор Булычев и другие" с замечательным артистом Монаховым . Пьеса имела уже новое, современное звучание. Говоря об оперных и драматических театрах надо сказать и о тех из них, которые возникали на новых путях развития театра и становились новым словом в жизни театра. Такие театры неизменно привлекали внимание и живой интерес Капитолины Ричардовны. Среди оперных театров в 1912 году говорил новое слово театр "Музыкальная драма" , возникший в целях борьбы с оперной театральной рутиной, стремившийся воздавать спектакли - строгого и выдержанного ансамбля и художественной выразительности. В этом театре мы с Капитолиной Ричардовной познакомились с чудесными постановками опер: "Евгений Онегин", "Кармен", "Садко", "Нюренбергские мастера пения". В опере "Евгений Онегин" запомнилась артистка М. Бриан исполнявшая партию Татьяны и производившая впечатление серьезной и глубокой продуманностью своей игры и пения и полной согласования их с музыкальным текстом. В постановке этой оперы поражала яркие реалистические декорации, во-первых 1-й картины, как зачарованные мы смотрели с балкона на зеленую даль с белой церковкой, этой характерной деталью тогдашнего среднерусского пейзажа и невольно вспоминали некотрые картины Левитана:, во-вторых:особенно запечатлелся пейзаж в сцене дуэли: эта убегающая в даль снежная равнина с лесом-стеной /слева от зрителя/ и падающим ничом на снег Ленским производили на нас жуткое впечатление, а звук в оркестре, как выстрел, был до боли ощутителен. Живо поразила нас с Капитолиной Ричардовной постановка оперы "Садко", особенно картиной водной стихии Ильменя, которая, как настоящая водная, стихия, колыхалась и качала прибрежный тростник. Что касается оперы "Кармен", то она не произвела особенного впечатления, хотя партию Кармен исполняла Андреева-Дельмае, так поразившая и увлекшая поэта Блока. Но об этом мы узнали уже много позже. В эти годы мы решили познакомиться с европейской знаменитостью в роли Кармен - с артисткой М. Гай . Однако, ее исполнение, порой нарочито реалистическое, не произвело на Капитолину Ричардовну того впечатления, которое мы предполагали. Молва была сильнее того, что мы увидели и услышали. Я тоже находил, что некоторые наши русские Кармен производили не менее сильное впечатление. Любили мы посещать и вокальные концерты. Особенно памятен концерт Липковской . Капитолина Ричардовна очень любила голос и игры этой артистки. Концерт привлек внимание Капитолины Ричардовны особенно тем, что Липковская исполняла не только романсы, но и арии "Снегурочка", любимой Капитолииой Ричардовной. Нежная поэтическая душа Снегурочки была созвучна натуре Капктолины Ричардовны. Из других вокалистов Капитолина Ричардовна прослушала с особенным интересом певицу Плевицкую , а так же Панину и Вяльцеву . Привлекали наше внимание и концерты "Общества любителей камерной музыки". На этих концертах мы прослушали Зою Лодий , представительницу рода известных певцов Лодий, Бутомо-Названову, З.Артемьеву и др. Эти концерты внесли в общую картину романсного пения некоторую новую черту. Особенностью репертуара этих концертов был интерес к старинному русскому романсу. Из драматических театров, которые несли веяния нового, не шаблонного, Капитолина Ричардовна интересовалась, так называемым 1 театром на Офицерской /улице/ . Это был молодой театр не только потому, что недавно возникл, но потому, что выступал с более современной программой. Из поставленных в этом театре вещей привлекла внимание пьеса Б. Шоу "Цезарь и Клеопатра", которую мы видели в 1914-1915 гг. Ее едкое остроумие, смелые суждения Шоу расширили наш кругозор, выводили за рамки, установившиеся в наших больших театров, тяготевших, в общем, к репертуару предшествовавшей поры. Не прошли мимо Капитолины Ричардовны и самые "модные" и новаторские постановки Вс. Мейерхольда . Она посмотрела поставленные Мейерхольдом вещи классического репертуара: "Горе от ума" Грибоедова и "Лес" А.М. Островского. Впечатление было поражающее, но не побеждающее, не покоряющее. Трактовка сцены III акта /съезд гостей на бал у Фамусова/ удивляла, но не была убедительной: длинный, во всю ширь сцены, стол, за который уселись все персонажи III акта, их разговоры за столом /полное противоречие с содержанием комедии/ не вязались никак с Грибоедовым. Это было ошеломляюще, сногсшибательно, но тут не чувствовалась "правда жизни", А Капитолина Ричардовна была очень жизненная по своим взглядам, по своему характеру натура. Поэтому она осталась чужда этому "революционному" новаторству Мейерхольда. Надо сказать о театрах "не петербургских" - о "Малом" Московском и МХАТе . Это такие огромного значения театры - слава русского театра! Но они были лишь гастролерами у нас в Петербурге-Ленинграде, да и то кратковременно. А "Малый" приезжал к нам уже совсем мало, да и то в пореволюционное время. Поэтому познакомиться с постановками Малого театра могла только в 30-е годы. Мы с Капитолиной Ричардовной посмотрели пьесу "Волки и овцы" Островского с сильным составом исполнителей, смогли познакомиться с реалистическими традициями театра, с его показом Островского. МХАТ сыграл, конечно, большую роль в образовании драматического вкуса Капитолины Рнчардовны, так как знакомил из года в год с наиболее примечательными постановками. Капитолина Ричардовна видела "Вишневый сад" Чехова, была захвачена игрой Станиславского /Гаев/, Книппер /Раневская/, Леонидова /Лопатин/, Артема /Фирс/. Впечатляющим были: чудесный вишневый сад, весь в цвету, звуковые эффекты, усиливающие драматическое напряжение: горе Раневской, когда ее сражают слова: "сад продан". Из других вещей, привезенных театром в Петербург, надо упомянуть пьесу Л. Андреева: "Екатерина Ивановна" с Германовой в главной рели; эта пьеса так била по нервам, чго Капитолина Ричардовна не очень приветствовала ее. Видела и "Мнимого больного" Мольера, с центральным лицом, которого играл Станиславский. ТЮЗ. Капитолина Ричардовна любила ТЮЗ и охотно посещала его спектакли. Ведь в это время она стала педагогом и имела тесные связи с детьми. Она стала преподавательницей русского языка и литературы, и потому репертуар ТЮЗ"а ее особенно интересовал. Всякий спектакль ее интересовал и сам по себе, как спектакль, и как спектакль для детей. Нравилось ей многое, но не всегда она соглашалась с теми постановками, экранизациями хорошо известных детям произведений для юношества, в которых театр шел вразрез с тем, что дал автор. Она никак не могла согласиться с трактовкой театром пьесы, экранизацией вещи М.Твена. "Принц и нищий", которую театр дал, так сказать, навыворот, начатая с заглавия "Нищий и принц" и окрасив принца сплошь в черный цвет. Капитолина Ричардовна всегда приводила и указывала отношение детей, читавших вещь Твена, к постановке. Дети выражали свою неудовлетворенность постановкой театра. Недоуменный вопрос детей: "Зачем принца сделали в плохим, он совсем не плохой!" и ставил старших в тупик. Трудно было защищать такое расхождение спектакля с понравившимся произведением Твена. Продолжая "линию театра" надо не пропустить ту второстепенную линию, которую вели театры меньшего значения, но все же актуальную и воспитательную. Здесь на первом месте надо указать на "Кривое зеркало" арт. З. Холмской, театр, занявший критическую позицию и влиявший на общественное мнение, на отношение зрителей к театральной рутине. Капитолииа Ричардовна живо интересовалась репертуаром "Кривого зеркала" . Она видела нашумевшую во время оно оперу "Вампука ", пьесу "Гастроли Рычалова", тоже очень сатирическую. Сатирическая линия "Кривого зеркала" охватывала своим осмеянием не только театр, но и другие сферы: сколько иронии было вложено в пародию на ученые заседания: "Заседание, посвященное юбилею Кузьмы Пруткова".
Просмотрев несколько вещей "Кривого зеркала", зрители уходили из театра более критически развитыми, более требовательными к сценическим оформлениям вещей. Капитолина Ричардовна живо почувствовала влияние названных выше постановок "Кривого зеркала". Вкус у нее становился строже, требовательность больше; впечатления от театрального прошлого подвергались переоценке. Внимание обращалось на более важные явления культурной жизни. Много питательного материала давали те постановки "Кр.зерк,", которые были осторожно построены на стилистическом пародировании постановок разных театров. Не раз вспоминалась вещь, в которой сопоставлялись постановки разных режисеров. Так типически была пародирована первая сцена "Ревизора". Она была представлена в четырех вариантах: 1. в общепринятой постановке старого реалистического театра, 2. в постановке Станиславского в МХАТ"е, 3. в заумной постановке Крэча, 4. в стиле постановок Макса Реймана. На одну и ту же хорошо знакомую вещь зрители смотрели как бы четырьмя разными глазами, но критически их оценивали. Капитолше Ричардовне очень нравилась такая постановка, она наводила на размышления, на беседы, приходилось оценивать остроумие, смелость пародирования. Совсем мало заинтересовала нас "Летучая шшь" - Балиева. Его вещи занятные пустячки, стилизованные безделушки. Их было занятно поемотреть, и только. Этот театр, подобно летучей мыши, лишь промелькнул в предгрозовой обстановке. Хореографическая линия интересов Капитолины Ричардовны. Эта линия росла, прежде всего в связи с хореографическими партиями в операх. Эти балетные куски исполнялись высокими мастерами балета. Но, разумеется, более значительное воздействие оказывали балеты. Они, прежде всего, знакомили с классическим балетом, но вместе с тем воспитывали, углубляли собственно музыкальную культуру. Здесь, прежде всего надо указать симфонические балеты Чайковского: "Спящую красавицу" и "Лебединое озеро". Высокое совершенство классического балетного танца в связи гениальным музыкальным текстом поднимало в нас с Капитолиной Рияардовной общую музыкальную культуру, повышало требовательность и вкус. Поэтому новаторство Фокина, поставившего "Умирающий лебедь" Сен-Санса, а затем "Шопениану", было очень живо воспринято Капитолиной Ричардовной и глубоко прочувствовано. Эти постановки имели большое значение воспитывая ритмику в сочетаниях слиянии звуков и движений. В более позднее время уже воспринимались, как нормальные, шедевры балетного искусства советской эпохи - "Красный мак" и "Медный всадник" композитора Глиэра. Но кроме крупных и значительных фактов балетного искусства не надо упускать из вида и более мелкие, но все же значащие факты. К этим относятся, кроме "Умирающего лебедя", исполнявшегося Павловой , некоторые сольные выступления ведущих артистов того времени, виденные Капитолиной Ричардовной в предвоенные годы, например сольный вечер О. Преображенской , на котором она произвела большое впечатление, помимо балетных номеров, исполнением характерных танцев /матросский танец/. Не прошло мимоходом и виденное нами исполнение Кшесинской русского народного танца. Оно было настолько ярко и выразительно, что запомнилось на долгие годы. Поэтому понятен наш общий с Капитолиной Ричардовной интерес к ансамблю "Березка" Н.Надеждиной и ансамблю Игоря Моисеева . И, наконец, одно из самых ярких и значительных явлений в области танца - вечер Айседоры Дункан , выетупавшей у нас уже с 1912 года. Коиечыо, мы с Капитолиной Ричардовной были на ее концерте. Новая хореография, высоко-художественный музыкальный текст, иллюстрируемый свободным танцем, - это было новое и смелое слово в области и специально хореографической, и общекультурной. Ведь не случайно перед выступлением А. Дункан выступил с научно-популярной лекцией об античном танце глава тогдашней классической филармонии в Петербургском университете профессор Зелинский . Идея свободного танца древнего мира стала движущей силой в современности. Капитолина Ричардовна была всецело на стороне более свободного, естественного по своим движениям танца. Горизонты хореографии значительно расширились и подготовили нас ко всему новому, что стало рождаться в современности в сфере хореографии. Очень важную роль в общекультурном и музыкальном плане играла инструментальная музыка; она вводила слушателей в наивысшие сферы музыкальной культуры, знакомила своих слушателей с миром Чайковского, Глазунова, Бетховена, Моцарта, Вагнера и многих, многих других славных и знаменитых композиторов мирового значения. Мы с Капитолиной Ричардовной очень любили посещать концерты, организованные Русским Музыкальный Обществом , которые давались в лучшем концертном зале Петербурга-Ленинграда - в зале Дворянского собрания /ныне большой зал филармонии/. Концерты происходили, главным образом, под управлением известного крупного дирижера Сафонова ; дирижировали так же Гаук и др. Эти концерты воспитывали серьезные музыкальные вкусы, так как знакомили с важнейшими произведениями симфонической музыки, с творчеством русских и западно- европейских композиторов. Мы прослушали произведения - Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Бородина, Скрябина; из западных - Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Вагнера. Из новейших западных знакомились с Равелем. В середине 20-х годов в этом же зале прослушали симфонические вещи под управлением выдающегося дирижера. В этом же замечательном зале мы с Капитолиной Ричардовной прослушали, на протяжении многих лет, многих замечателшых пианистов, русских и западных. Здесь прежде всего надо назвать замечательного пианиста Иосифа Гофмана , приезжавшего неоднократно на гастроли и дававшего в Ленинграде и Москве десятки концертов. Мы с Капитолиной Ричардовной прослушали ряд его концертов. Это был замечательный пианист - чародей пианистической музыки. Мы слушали в его исполнении произведения Шопена, Шумана, Листа, Баха и др. Они доходили до нас в таком изумительном звучании, которое не забывается с годами. Побывали мы с Капитолиной Ричардовной и в Павловском концертном зале , не пропустили и юбилейный концерт по случаю 75-летия Павловского вокзала. Очень интересовалась Капитолина Ричардовна художественным чтением, такие чтецы-артисты, как Антон Шварц , Яхонтов , неизменно привлекали внимание Капитолины Ричардовнь своим ыеликолепным исполнительством,их концерты она охотно посещала. Но не только одна линия, - линия познавания была предметом интересов и стремлений Капитолины Ричардовны. Ей хотелось и в самой себе развить эти задатки, - пения и художественного чтения, - которые в ней были живы в требовали выражения. В 1915-1916 гг. Капитолина Ричардовна стала заниматься пением у певицы Домелли, русской певицы, хорошо знакомой с итальянской школой пения. Суздалева К.Р. начала петь, освоила художественное чтение Суздалеву К.Р. интересовало изобразительное искусство
Ссылки:
|