Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Люлька Архип Михайлович (1908-1984)

Архип Михайлович Люлька - советский учёный и конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР, руководитель ОКБ им. А. М. Люльки.


Архип Люлька родился в селе Саварка (ныне это Богуславский район Киевской области)[1]. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. Работал на Харьковском турбогенераторном заводе.
1933-1939 годах - преподаватель Харьковского авиационного института, работа над проектом ТРД с центробежным компрессором.
В 1939-1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД, явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором.
В 1941-1942 годах работал на танковом заводе в Челябинске, а с 1943 года продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД.
С 1946 года является главным конструктором опытного завода. Под руководством Люльки создан первый советский ТРД, прошедший в феврале 1947 года государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на самолётах 
П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.
в 1950-1960 годах - преподаватель в МАИ (с 1954 профессор) . C 1957 года - генеральный конструктор.
В 1967-1984 годах - председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам.
Именем Люльки названо НПО "Сатурн" и площадь в Алексеевском районе Москвы.

Люлька Архип Михайлович советский учёный, конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1968 г.), Герой Социалистического Труда (1957). Член КПСС с 1947 г. 
А.М.Люлька родился 10(23).3.1908 г. в с.Саварка, ныне Богуславского р-на Киевской области. После окончания Киевского политехнического института в 1931 г. работал на Харьковском турбогенераторном заводе. В 1933-1939 гг. преподавал в Харьковском авиационном институте и занимался  проблемами применения газовых турбин в авиацонных силовых установках, научно обосновал возможность и пути создания турбореакт. двигателей (ТРД) для скоростных самолётов. 
   В 1936-1938 гг. предложил проект первого турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя. С 1939 г. работал в Ленинграде в конструкторском бюро при Кировском заводе, где создал конструктивную схему двухконтурного ТРД, явившуюся прототипом ныне существующих схем. С 1944 г. возглавлял отдел турбореактивных двигателей в НИИ (Москва). 
В 1946 г. А.М.Люлька был назначен главным конструктором и ответственным руководителем 
завода  N 165. При его непосредственном участии и под его руководством был создан первый отечественный ТРД ТР-1; позднее Люлька сконструировал ряд мощных ТРД. Им разработаны и осуществлены предложения по использованию новых энергетических веществ. Самолёты, оснащённые двигателями Люльки, в конце 50-х и в 60-х гг. установили более 20 мировых рекордов. Люлька внёс значит, вклад в решение других научных проблем, в частности определил границы применимости ТРД по максимальным скоростям полёта; обосновал преимущества осевых компрессоров перед центробежными; впервые ввёл понятие коэффициента восстановления давления воздуха во входном устройстве самолётной силовой установки с ТРД; разработал метод расчёта КПД газовой турбины с учётом выходной скорости газов; ввёл понятие полного полётного КПД турбореактивного двигателя; разработал теорию и предложил метод расчёта высотноскоростных характеристик ТРД и др. Многие годы Люлька плодотворно работал председателем Комиссии АН СССР по газовым турбинам. 
Во второй половине 70-х гг. Архип Михайлович обратился к реализации своей давней мечты - созданию двухконтурного ТРД. С двигателем АЛ-31Ф, развивающим тягу 12500 кгс, самолет Су-27 установил более 30 мировых рекордов. До настоящего времени АЛ-31Ф является одним из лучших в мире двигателей для высокоманевренных самолетов. Он представляет собой вершину творческой деятельности А.М.Люльки. 
Под руководством А.М.Люльки были разработаны турбореактивные двигатели: ТР-1, ТР-2, ТР-3, ТР-3А (АЛ-5), АЛ-7, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф. 
Двигатели ОКБ Люльки устанавливались на самолетах: И-350, Ил-46, Ил-54, Ту-110, М-10, Ла-250, Су-7, Ту-128, Су-11, Су-17, МиГ-23Б, Су-24, Су-27. 
А.М.Люлька Лауреат Государственной премий СССР (1948, 1951). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. 
Источник - "http://wiki.airforce.ru/index.php?title=%D0%9B%D1%8E%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BF_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"

 

 

А.М. Люлька начал работы над турбореактивным двигателем еще в 1937 г., но не смог их завершить к началу войны [ 79 ]. Он вернулся к реактивной технике в 1944 г., но вскоре обнаружил, изучая захваченный "Мессершмидт-262", что немцы добились большего прогресса. В декабре 1945 г. состоялось несколько заседаний в Центральном Комитете КПСС и в правительстве, на которых обсуждалось будущее советской авиации. На одном из этих заседаний Сталин отверг предложение наркома А.И. Шахурина запустить в производство реактивный истребитель "Мессершмидт-262" и принял решение о разработке собственных советских моделей. 24 апреля 1946 г. истребители Як-15 и МиГ-9, в которых использовались немецкие реактивные двигатели ЮМО-004 и БМВ-003, совершили свои первые полеты. Шахурин же был вскоре смещен и посажен в тюрьму [ 80 ].

Черток Б.Е. Руководитель СКБ-1 при Ленинградском заводе имени Кирова. Тематика, которой занимался Люлька, была близка нашему новому ракетному направлению. Еще в 1935 году Люлька разработал проект ракетного турбореактивного двигателя (ТРД) .

Завод "Сатурн" , который возглавлял Архип Люлька, находился на берегу Яузы, всего в 10 минутах езды от моего дома. Когда я приехал к главному конструктору Люлька - Герою Социалистического Труда, лауреату Сталинской премии, члену-корреспонденту Академии наук, он, по-доброму и хитро улыбаясь, спросил, не явился ли я уговаривать его разработать водородный двигатель для третьей ступени Н1.

- Это лучше меня сделает сам Королев, - ответил я.

Ссылки:

  • Адлер В ОКБ Сухого: работа над реактивным истребителем Су-7
  • Болховитинов Виктор Федорович
  • Кончина Леонида Воскресенского, 1965 г.
  • Завод 293 принимает СКБ-1 Архипа Люлька, поездка в "шарашку" к Глушко
  • Проблемы распределения и курирования работ по управлению Н1-Л3
  • ТНА (автономные турбогенераторы) для питания ракет
  • В Германию за ракетными и авиационными секретами
  • Как Федосов стал действительным членом Академии наук
  • Самолеты с пороховыми ускорителями, воздушно-реактивными и турбо-реактивными двигателями
  • Танкоград: трудная "притирка" разных коллективов
  • Пономарев А.Н. докторант Сорбонны
  • Авиационные двигатели, 1945
  • Новый рубеж - скорость полета 2.000 километров в час
  • авиадвигатель двухконтурный турбореактивный, самолетов Ту-124, Ту-134, Ту-154,
  • Разработка реактивных двигателей в СССР
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»