Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Отбор кандидата для первого полета в космос

Отбор кандидатов для полетов в космос был поручен ВВС . В Институте авиационной медицины был создан специальный отдел по подготовке и отбору космонавтов. Его возглавил врач Николай Гуровский , добрейший человек, услугами которого мы позднее пользовались для оказания медицинской помощи не только космонавтам, но и работавшим с ними специалистам. Космонавтов отбирала медицинская комиссия, в распоряжении которой были по тем временам самые современные аппаратура и методы. После тестов на абсолютное здоровье проводилось множество испытаний в процессе различных тренировок на вращающихся креслах, качелях, центрифуге, в том числе десятисуточное пребывание в сурдокамере. Проверялись память, сообразительность, находчивость при стрессовых ситуациях, наблюдательность, переносимость гипоксии и еще многое другое. Кроме того, проводились спортивные тренировки, парашютные прыжки и изучение основ ракетной техники.

Из 250 летчиков, направленных в комиссию, годными были признаны только двадцать. В апреле 1960 года Королев вызвал меня, Тихонравова, Бушуева, Феоктистова, еще кого-то и представил нам назначенного руководителем отряда космонавтов помощника Главнокомандующего ВВС по космосу Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Николая Петровича Каманина . При встрече присутствовал уже вошедший в наше ракетно-космическое сообщество военный врач Владимир Яздовский , организатор всех предыдущих "собачьих" полетов, и еще один "начальник" над космонавтами - авиационный врач Евгений Карпов . Оба эти врача-полковника отдали много сил не только медицинскому контролю при физической подготовке к полетам, но впоследствии и послеполетному обследованию космонавтов. Карпов был назначен первым начальником Центра подготовки космонавтов. При обсуждении методов отбора космонавтов я, обращаясь к Яздовскому, сказал:

"Ни одна твоя собачонка этого не выдержит". Яздовский собрался было ответить, но Королев резко его оборвал: "Прекратите свои глупые шутки! Вам, товарищ Черток, поручаем составить программу подготовки космонавтов по радиосвязи и управлению системами. Согласуете ее с Николаем Петровичем!" Обращение на "вы" да еще "товарищ Черток" свидетельствовало о крайней степени раздражения моим несерьезным поведением. Составлением программ по еще не разработанному ручному управлению ориентацией занимался Раушенбах . По радиосвязи я уговорил сочинить программу Быкова , хозяина "Зари", который в свою очередь поручил эту работу своему заместителю Мещерякову . Все заботы по обучению пользованием пультом пилота взял на себя Сергей Даревский . Он был главным конструктором СКБ ЛИИ , в котором разрабатывали этот пульт и создали первый космический тренажер.

Каманин не обиделся на показавшееся Королеву с моей стороны несерьезное отношение. Он пригласил Бушуева и меня познакомится с будущими космонавтами. Они временно размещались в одном из зданий Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе , почти напротив станции метро Динамо. В этом здании в августе 1937 года я провел двое суток вместе с Болховитиновым , когда еще оставалась надежда на восстановление радиосвязи с экипажем Леваневского .

Должен признаться, что впервые увидев возможных космонавтов, я был разочарован. Они запомнились мне, по молодости своей, похожими друг на друга и не очень серьезными лейтенантами. Со времен войны с понятием "летчик-истребитель" ассоциировался совершенно другой образ. Если бы нам тогда сказали, что через несколько лет эти мальчики один за другим будут становиться Героями, а некоторые даже генералами, я бы ответил, что такое возможно только во время войны. Оказалось, что третьей мировой войны для этого вовсе не потребовалось. Шла битва на переднем крае научно-технического фронта "холодной войны". Исход сражений определяли ученые, инженеры, "генералы" промышленности и рабочие, а не солдаты.

Появлялся еще один вид бойцов - космонавты! Так или иначе мы имели дело с летчиками-истребителями. Самолеты-истребители были созданы для летчиков. Нам же предстояло создать аппарат, на котором полетит не летчик, а "человек на борту"!

Ссылки:

  • ПЕРЕД ПОЛЕТОМ ГАГАРИНА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»