Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Королев С.П. конструирует планер для высшего пилотажа

2 ноября в авиационной секции Центрального Совета Осоавиахима СССР С.П. Королеву вручили пилотское свидетельство N 12, удостоверяющее, что отцу присвоено звание пилота-парителя и он имеет право совершать полеты на всех видах планеров. Этим документом отец очень гордился. После успеха на VI планерных состязаниях планера "Коктебель" отец решил сконструировать планер для высшего пилотажа и предложил С.Н. Люшину проектировать его вместе. Но Сергей Николаевич отказался, так как был загружен основной работой. Его отказ огорчил, но не остановил отца. Он нашел себе помощников в лице отчима Григория Михайловича , вместе с которым стал вести расчеты, и своего друга Петра Васильевича Флерова . К этому времени относится фотография, где отец запечатлен с логарифмической линейкой и карандашом в руках. Мария Николаевна рассказывала, как через много лет он, увидев этот фотоснимок, внимательно посмотрел на него, словно вспоминая, потом рассмеялся и, обращаясь к ней, сказал: "Не правда ли, серьезный парень?". Планер нужно было сделать за один год к следующим состязаниям в Коктебеле, но вначале следовало завершить дипломный проект , задуманный еще весной 1927 г. Комната отца на Александровской улице вновь заставлена чертежными досками и так же, как при проектировании планера "Коктебель", походит на небольшое конструкторское бюро. В ней допоздна чертят и считают на логарифмических линейках одновременно несколько человек. В конце мая 1930 г. проект планера для высшего пилотажа готов и одобрен Осоавиахимом, что означало выделение средств на рабочие чертежи и его постройку. Чертежи выполнялись дома на Александровской. Постройку планера необходимо было, как и в прошлом году, закончить до начала сентября - очередных планерных состязаний в Коктебеле. Времени оставалось мало, поэтому работа кипела с утра до ночи. Первым рано утром приходил Флеров, который разрабатывал чертежи управления и шасси. Кстати, именно эта работа определила жизненный путь Петра Васильевича в авиации - его специальностью стало проектирование шасси самолетов. Во второй половине дня появлялись чертежники и работали до глубокой ночи. Оплата их труда была сдельной: сколько сделал, столько и получил. Отец строго следил за дисциплиной. Никакие посторонние разговоры не допускались. На стене по-прежнему висел плакат "Кончив дело, не забудь уйти (Убирайся!)". В июле 1930 г. работы в конструкторском бюро Ришара были свернуты и отец перешел на завод * 39 (им. В.Р. Менжинского) , где его назначили начальником бригады моторного оборудования. Мария Николаевна вспоминала, как, вернувшись домой после первого дня работы на заводе, сын рассказал ей, что видел там несколько человек в "своеобразной", как он выразился, одежде. Это были репрессированные инженеры и среди них выдающиеся конструкторы Д.П. Григорович и Н.Н. Поликарпов - создатели известных истребителей "И-5", ласково называвшихся "пчелками". Их осудили по нелепым обвинениям, и в 1929-1931 годах они работали в качестве заключенных в ЦКБ-39 ОГПУ . Отца тогда до глубины души поразила встреча с этими людьми, которых постигла такая жестокая судьба. Он, конечно, не мог предположить, что подобная участь ждет и его самого. Когда чертежи планера были закончены, приступили к постройке. Строили там же на Беговой, где и годом ранее "Коктебель". Отец пригласил со своего завода нескольких столяров и слесаря - они работали вечерами и в выходные дни. Для перевозки материалов он купил мотоцикл "Дерад" с коляской и 16 августа 1930 г. вступил в Автодор - Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР. На этом мотоцикле он привозил с завода изготовленные там металлические детали. Закончили сборку планера в конце августа. Ему дали название "Красная Звезда" - в честь одноименной газеты - и присвоили индекс "СК-3". Всю фанерную часть окрасили в вишневый цвет, а полотняную покрыли нитролаком. Надпись "СК- 3" была черного цвета. Техническая комиссия во главе с С.В. Ильюшиным приняла планер, сделав несколько замечаний, которые были быстро устранены. Теперь предстояло испытать его в полете. Планер перевезли на станцию Планерная Октябрьской железной дороги, выкатили на небольшую горку и сняли с тележки. Отец забрался в кабину, но взлететь ему, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось - в тот день полностью отсутствовал ветер. Однако он был настолько убежден в правильности расчетов, что не очень огорчился и с оптимизмом выразил уверенность в успешных полетах планера в Крыму. 1930 год в жизни отца был необыкновенно насыщен событиями. Окончание МВТУ, постройка своего самолета, создание нового планера, работа на заводе - все это требовало много времени. Трудно представить, как он всюду успевал.

Ссылки:
1. КОРОЛЕВ С.П.: ВЗЛЕТ НАЧИНАЛСЯ С ПЛАНЕРИЗМА
2. КОРОЛЕВ С.П В МВТУ и ЦАГИ (1926-1931)
3. Королев С.П. защита дипломного проекта, окончание МВТУ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»