Сикорский Игорь Иванович (1889-1972): краткая биография
Авиаконструктор и промышленник. Родился в России, с 1908 года строил
самолеты. В 1919 году эмигрировал в США. В 1923 году основал
авиастроительную фирму.
Сикорский Игорь Иванович родился 25 мая 1889 г. в
Киеве. Был пятым ребёнком в семье.
Отец - поляк, профессор психологии. Мать Зинаида - украинка. Мать привила
маленькому Игорю любовь к искусству, особенно, работам Леонардо да Винчи.
Свои первые опыты с летательными аппаратами Игорь Сикорский проводил в 12
лет.
С 1903 по 1906 учился в Петербургском морском училище, но не закончил его.
В 1906 - 1907 г. учился на инженера в Париже. В 1907 поступил в
Киевский политехнический институт. В
1908 г. Игорь и его отец путешествовали по Германии. Игорь увидел в газете
фотографию Орвиля Райта и его самолёта. Сикорский позднее написал об этом:
"В 24 часа я решил изменить свою жизнь. Я буду изучать авиацию".
С финансовой помощью сестры Игорь возвращается в Париж, который в то время
был европейским центром авиации. Сикорский в Париже встречается с пилотами,
включая Луи Блерио (Louis Bleriot), который первым перелетел через Ламанш в
1909 г. Сикорский возвращается в Киев, и начинает собственные опыты с
летательными аппаратами.
В 1908-1911 построил свои первые два вертолёта соосной схемы с 3-х
цилиндровым мотоциклетным двигателем Anzani мощностью 25 л.с. Из-за малой
мощности двигателя ни один из вертолётов не смог взлететь с пилотом, и
Сикорский переключился на постройку самолетов.
В феврале 1910 г. использовав двигатель от вертолёта создал свой первый
самолёт С-1. С-2 и С-3 совершали короткие полёты. С-5 с двигателем 50 л.с.
совершил свой первый полёт в мае 1911 г. В 1911 Сиорский получил диплом
лётчика №64 Российского Императорского Авиа Клуба.
В 1912 году был приглашен в Петербург на должность главного конструктора
авиационного отдела
Русско-Балтийского вагонного завода
(РБВЗ). Во время работы в РБВЗ создал 20 самолётов.
В 1912-1914 создал самолёты "Гранд" (4-х моторный, май 1913 г.), "Русский
витязь", "Илья Муромец", положившие начало многомоторной авиации. В 1911 г.
во время испытаний самолёта S-5 карбюратор забился насекомыми, и самолёт
был вынужден совершить аварийную посадку. Этот случай вдохновил Сикорского
на создание многомоторных самолётов. Принимал участие в испытаниях своих
машин. Был награждён орденом Св.Владимира.
События 1917 г. остановили работы Сикорского над усовершенствованием "Ильи
Муромца", истребитель С-20 остался в прототипе. После Октябрьской революции
РБВЗ прекратил работу. Все средства Сикорского были вложены в акции завода.
В феврале 1918 г. он выехал в Мурманск, а затем в Лондон. Прожив несколько
дней в Лондоне, перебрался в Париж. Короткое время работал инженером в
армии Франции, но после окончания Первой мировой потерял работу. Не найдя
работы в Париже, он решил уехать за океан. 24 марта 1919 г. Сикорский на
лайнере "Лоран" отбыл из Гавра в Нью-Йорк. 30 марта он прибыл в США.
В США Сикорский первое время работал школьным учителем и читал лекции. В
1923 году с помощью бывших офицеров русской армии основал авиационную фирму
"Sikorsky Aero Engineering Company", где занял должность вице-президента.
Одним из первых инвесторов компании был Сергей Рахманинов, который выписал
чек в $5000.
В 1924 г. создал S-29 - один из первых в США двух-моторных самолётов.
Самолёт развивал скорость 185 км/ч и брал на борт 14 пассажиров.
В 1928 г. Сикорский получает гражданство США. В 1929 году компания Sikorsky
Aero Engineering Company была продана United Aircraft, которая затем сама
была продана United Technologies Corporation. Компания Сикорского до сих
пор остаётся частью United Technologies Corporation (NYSE: UTX)
До 1939 г. создал около 15 типов самолётов.
С 1939 г. перешел на конструирование вертолётов одновинтовой схемы,
получивших широкое распространение. 14 сентября 1939 г. совершил первый
полёт вертолёт Vought-Sikorsky 300 с двигателем мощностью 75 л.с. Сикорский
первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися
шасси и "летающие краны". На его вертолётах были впервые совершены перелёты
через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой
в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для
гражданских целей.
В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался
философией и богословием, написал две философских книги.
Игорь Иванович умер 26 октября 1972 года в городе Истон, штат
Коннектикут.
На русском языке издана книга:
Сикорский Игорь Иванович
Воздушный путь. Каким образом он был открыт, как им пользуются в настоящее
время и что можно ожидать от него в будущем
http://wwi.hut2.ru/pilot/constr/Sikorsky.htm