Сергей Владимирович Ильюшин, создатель знаменитых "Илов" -
штурмовых, бомбардировочных и пассажирских самолетов, - академик,
генерал-полковник инженерно-технической службы, трижды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР.
Планер "Мастяжарт"
Московской планерной школы
, сконструированный Илюшиным, участвовал в
I Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле в 1923 г.
, а сам С.В. Ильюшин был председателем оргкомитета II ВПИ в 1924 г.
Источник- Люди в Авиации из Интернета
ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович – советский
авиаконструктор,
академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической
службы
(1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).
В
Советской Армии с 1919, сначала авиамеханик, затем военком, а с 1921
г.
начальником авиаремонтного поезда. Окончил
Военно-воздушную академию
им.
профессора Н.Е.Жуковского (1926; ныне ВВИА). За время обучения в
академии
построил три планёра. Последний из них – "Москва" на состязаниях
в
Германии получил первый приз за продолжительность полёта. После
окончания
академии руководитель секции научно–технического комитета ВВС.
Затем
работал на научно-исследовательском аэродроме ВВС. С1931 начальник
ЦКБ
ЦАГИ. В 1933 возглавил ЦКБ при московском
заводе им. В.Р. Менжинского,
впоследствии ставшее КБ Ильюшина, деятельность которого была связана
с
развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и
транспортной
авиации. С 1935 г. Ильюшин – главный конструктор, в 1956-70
г.г.–
генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении. Под
его
руководством созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2,
Ил-10,
бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14,
Ил-18,
Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов.
Штурмовики
Ильюшина во время Великой Отечественной войны составили основу
советской
штурмовой авиации как нового рода авиации, тесно взаимодействующего
с
наземными войсками. Ил-2- один
из массовых самолётов военного периода. При
его создании Ильюшину удалось решить многие научно-технические
проблемы, в
т. ч. использовать броню в качестве силовой конструкции
самолёта,
разработать технологию изготовления броневого корпуса с большой
кривизной
обводов и др. Ильюшин большое внимание уделял экономическим
вопросам
строительства самолётов. Например, реактивный фронтовой
бомбардировщик
Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При
его
создании удалось хорошо увязать лётно-технические характеристики
с
пилотажными, средства поражения и средства защиты с общим весовым
балансом
самолёта. Рациональные, прогрессивные методы проектирования
Ильюшин
использовал и при создании пассажирских самолётов. Ил-18 –
первый
советский пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос на
мировом
авиационном рынке. В Ил-62 Ильюшин применил принципиально новую
схему
шасси, которая используется в ряде ведущих промышленных стран
мира.
Ильюшину присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Депутат ВС СССР
в
1937-70 г.г.. Ленинская премия (1960), Государственные премии СССР
(1941,
1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награжден 8 орденами
Ленина,
орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени,
орденами
Суворова 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами
Красной
Звезды, медалями.
См. Яковлев и
Ильюшин
Ильюшин Сергей
Владимирович (1894—1977) — выдающийся
советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в
истории —
штурмовика Ил-2. Трижды Герой
Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи
Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с
1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).
Родился 18 (31) марта 1894 в деревне Дилялево (ныне Вологодский район,
Вологодская область) в семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича
Ильюшина и его жены Анны Васильевны. В семье Ильюшиных было одиннадцать
детей, из них выжили и выросли девять (два мальчика умерли в младенчестве).
Сергей был самым младшим.
Сергей Владимирович вспоминал о своём детстве:
Читать я научился рано — в шесть лет. Моими первыми книгами были «Ветхий
завет» и «Новый завет», «Часослов», журнал «Вестник Европы», который
каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню.
Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной
верстах от нашей деревни. Нам преподавали несколько предметов. Русский язык
мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием,
писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно закон божий.
…
Одним из учителей в земской начальной школе был
Александр Владимирович Чевский. … Это
был удивительный человек. Он привил мне любовь к чтению, к знаниям.
…
В пятнадцать лет (в 1909 году) Сергей по примеру старших братьев ушёл из
родной деревни на заработки. Трудился чернорабочим на фабрике Яковлева под
Костромой, затем на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, был землекопом
на стройке дороги в имении «Осипово» вологодского купца Волкова, чистил
сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить
сено.
В 1910 году в Петербурге Сергей встретил земляков, которые сказали ему, что
есть выгодная работа на Коломяжском ипподроме (который приспосабливался под
аэродром для проведения первой в России международной авиационной недели).
Сергей нанялся на ипподром землекопом. Выравнивал поле: засыпал ямки,
срезал кочки; помогал выгружать ящики с частями аэропланов, собирать их.
Осенью 1910 года на Комендантском аэродроме проходил
первый Всероссийский праздник
воздухоплавания. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских
авиаторов:
Михаила Ефимова,
Сергея Уточкина,
Владимира Лебедева,
Льва Мациевича и других. Позднее Сергей
Владимирович вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника
воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации».
В 1911 году Ильюшин вернулся в родную деревню, работал возчиком молока
маслодельного завода деревни Березняки.
В конце 1911 года семья испытывала острую нужду, и Сергей решил уехать на
заработки на строительство
Амурской железной дороги, где (на
станции Бурея) провёл практически весь 1912 год. Был чернорабочим,
смазчиком букс. Затем стал табельщиком, потому как был грамотным.
Поздней осенью 1912 года вернулся в Дилялево, а весной 1913 года вновь
отправился на заработки. Уехал в Ревель (сегодня — Таллин), где нанялся на
строительство судостроительного завода Русско-Балтийского общества. Был
разнорабочим, смазчиком, помощником машиниста экскаватора.
Осенью 1914 года Ильюшин был мобилизован в армию. Сначала он служил в
пехотной учебной команде, затем писарем в управлении воинского начальника
города Вологды. Когда в управление пришёл запрос на семь человек для службы
в авиации, Ильюшин по собственной просьбе был переведён в
команду Северного района авиации в Петербург
на Комендантский аэродром, где служил сначала ангарным, затем
помощником авиамоториста, младшим и, наконец, старшим мотористом. Сергей
входил в состав аэродромной команды, которая принимала, проверяла, готовила
к полётам самолёты от авиационных заводов С. С. Щетинина и В. А.
Лебедева.
Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота, окончив
солдатскую школу лётчиков Всероссийского
императорского аэроклуба.
В марте 1918 года в связи с резким сокращением выпуска самолётов
авиационными заводами аэродромную команду расформировали. Ильюшин уехал
сначала в Дилялево, а затем в Вологду, где работал заведующим отделом
промышленности Вологодского совета народного хозяйства: занимался
налаживанием работы национализированных лесопилок, паровых мельниц,
маслобойных заводов.
В октябре 1918 года вступил в РКП(б). В том же году Ильюшин и три его
товарища — Александр Иванов, Владимир Фирулёв и Александр Бирилло — по
заданию губкома партии основали партийную ячейку в Вологодском
педагогическом институте.
В мае 1919 года был призван в РККА. Ильюшина направили в
Серпухов, где находилось
командование
Красного Воздушного Флота. Там Сергей Владимирович встретил своих
старых знакомых по аэродромной команде Комендантского аэродрома —
начальника 6-го авиаремонтного поезда Воронца и комиссара поезда А. Ф.
Раугевича. Они договорились о назначении Ильюшина авиамехаником 6-го
авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта.
Осенью 1919 года механик Ильюшин получил приказ: выехать в район
Петрозаводска, где, по донесению наземных войск, приземлился подбитый
белогвардейский самолёт английского производства
«Авро». Ильюшин и пять красноармейцев
добрались до места вынужденной посадки самолёта, разобрали его, вытащили
через непролазную грязь и увезли в Москву. Позднее на основе этого самолёта
был разработан советский учебный биплан
У-1.
Весной 1920 года Воронец и Раугевич получили назначение в авиационный парк
Кавказского фронта в Саратов. Они добились перевода в Саратов Ильюшина.
Сергей Владимирович стал старшим механиком и комиссаром 2-го авиационного
парка Кавказского фронта. В авиапарке занимались ремонтом, восстановлением
и испытанием самолётов перед отправкой на фронт.
Через некоторое время Ильюшин пишет рапорт с просьбой направить его во
фронтовую часть Красной Армии. Вскоре Ильюшина вызвали в Москву, и в
феврале 1921 года Сергей Владимирович был назначен начальником 15-го
авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.
Осенью 1921 года авиапоезд Ильюшина был направлен в Москву, на усиление
заново формирующихся частей. Перед отправлением в Москву Сергей
Владимирович в беседе с начальником авиации Кавказского фронта
Василием Владимировичем Хрипиным
высказал желание поступить в Институт инженеров Красного Воздушного
Флота. В. В. Хрипин поддержал его стремление получить высшее авиационное
образование.
Сдав экзамены, 21 сентября 1921 года Сергей Владимирович был зачислен в
Институт инженеров Красного Воздушного
Флота (с 1922 года — Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е.
Жуковского).
Во время учёбы Ильюшин активно участвовал в работе кружка планеристов
Мастерских тяжёлой и осадной артиллерии. В 1923 году С. В. Ильюшин
спроектировал свой первый планёр «Мастяжарт» (АВФ-3). Построив его вместе с
участниками кружка, принял участие в
Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле в
ноябре 1923 года. Позднее спроектировал и построил планёры «Рабфаковец»
(АВФ-4) (1924), «Мастяжарт-2» (АВФ-5) (1924). А четвёртый планёр Сергея
Владимировича «Москва» (АВФ-21) (1925) принял участие в Рёнских состязаниях
планеристов в Германии в августе 1925 года (лётчик
Константин Арцеулов).
Окончив Академию и защитив дипломный проект (посвящённый разработке
самолёта-истребителя), приказом Реввоенсовета СССР № 750 за 1926 год С. В.
Ильюшину было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного
Флота.
С июня 1926 по ноябрь 1931 года Сергей Владимирович работал председателем
самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, где занимался изучением
мирового опыта самолётостроения, разработкой тактико-технических требований
к новым самолётам. Под руководством Ильюшина были составлены технические
требования к некоторым самолётам Николая Поликарпова (в том числе к У-2),
Андрея Туполева, Дмитрия Григоровича. Также в 1930—1931 годах Сергей
Владимирович работал помощником начальника
Научно-испытательного института ВВС
по научно-технической части.
Работа в Научно-техническом комитете и Научно-испытательном институте ВВС
была интересной, однако Ильюшин стремился начать собственную
конструкторскую деятельность. Летом 1931 года Сергей Владимирович пишет
рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность, предварительно
обсудив этот вопрос с начальником Всесоюзного авиационного объединения
Петром Барановым.
Рапорт Ильюшина был рассмотрен, и с ноября 1931 года по январь 1933 года
Сергей Владимирович возглавлял
конструкторское бюро ЦАГИ.
В конце 1932 года Ильюшин предложил разделить конструкторское бюро ЦАГИ на
две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского
для строительства лёгких самолётов и конструкторский отдел ЦАГИ,
занимающийся разработкой тяжёлых самолётов. Предложение Сергея
Владимировича было поддержано начальником Глававиапрома Петром Барановым и
наркомом тяжёлой промышленности Григорием Орджоникидзе.
Приказом Глававиапрома от 13 января 1933 года было организовано Центральное
конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского,
начальником которого был назначен
Ильюшин. Одновременно Сергей Владимирович руководил конструкторской
бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в
Опытное конструкторское бюро авиазавода им.
В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором
ОКБ.
Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный
бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года
Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный
рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной
авиационной федерацией(ФАИ).
Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики
ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд
налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» —
штурмовик
Ил-2, самый массовый самолёт СССР в
Великой Отечественной войне.
С 1943 года ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолётов.
Серия гражданских Илов началась с
Ил-12. За ним последовали
Ил-14, Ил-18,
Ил-62. Последним самолётом,
разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман
Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.
Летом 1970 года С. В. Ильюшин в связи с болезнью сложил с себя обязанности
руководителя ОКБ (приказ министра авиационной промышленности СССР П. В.
Дементьева № 378/К от 28.07.1970 года), однако он оставался членом
Научно-технического совета и консультантом.
Преемником Сергея Владимировича стал
Генрих Васильевич Новожилов.
Скончался Сергей Ильюшин 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на
Новодевичьем кладбище, участок № 7, 13 ряд.
Премии
Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного
штурмовика Ил-2
Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного
штурмовика Ил-2
Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и
усовершенствование конструкции боевых самолётов
Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового
самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика
Ил-2
Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции
многоместного пассажирского самолёта Ил-12
Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области
самолётостроения
Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и
коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание
реактивного бомбардировщика Ил-28)
Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного
самолёта Ил-38
Награды
трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957,
29.03.1974)
восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945,
30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича
Ленина»
Медаль "За оборону Москвы"
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.»
Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.»
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Интересные факты
21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж у
самолёта УТ-2, которым управлял Ильюшин, перегрелся и остановился мотор. На
вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир
— конструктор Воронежского завода Иван Васильевич Жуков — получили травмы.
У Сергея Владимировича на всю жизнь остался шрам над бровью. Вскоре после
этого случая вышел приказ: главным конструкторам летать самостоятельно
запрещено.
Газета «Известия» 10 января 1943 года
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить и
уничтожить немецко-фашистские банды, я внёс в Московскую областную контору
Госбанка 75 000 рублей и 1 февраля 1943 года внесу ещё 35 000 рублей на
строительство авиасоединения «Москва».
Желаю Вам, Иосиф Виссарионович, доброго здоровья.
Авиаконструктор С. Ильюшин