|
|||
|
Разбился В. П. Чкалов
Д. Л. Томашевич был единственный зек в ЦКБ-29 о котором было точно известно, в чем его "вина". В декабре 1938 г., совершая первый вылет на опытном истребителе И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова, разбился В. П. Чкалов . Нужно было найти виновных. Комиссия, разбиравшаяся в причине катастрофы, нашла много, по ее мнению, упущений в подготовке к полету. Врядли могло быть иначе. Мы ведь всегда должны были все сделать досрочно, как тут не быть упущениям. Но не осмелилась комиссия при этом честно написать о том, что летчиком был нарушен график первого вылета опытной машины. Не осмелилась по простой причине. В те годы всякий человек, при жизни или после нее - что бывало чаще, - удостаивавшийся прилагательного "Великий" (Великий пролетарский поэт, Великий летчик нашего времени, Великий пролетарский писатель...) из уст Великого вождя, немедленно получал как бы статус жены Цезаря, которая, как всякому известно, вне подозрений. Поэтому неловкий упрек в адрес любого Великого мог стоить члену комиссии, независимо от звания, очень дорого. Конечно, нет достаточных оснований утверждать, что в этом нарушении графика крылась причина трагедии, но нельзя было и доказывать обратное, а тем более скрывать этот факт в акте расследования. Перст НКВД остановился на Д. Л. Томашевиче - заместителе Н. Н. Поликарпова, М.А. Усачеве - директоре завода, где строился И-180, начальнике летно-испытательной станции завода В.М. Парае и начальнике 1- го Главного управления НКОП по опытному строительству Беляйкине . Заметим, что все эти лица были впоследствии реабилитированы "за отсутствием состава преступления". Некоторые - посмертно.
Ссылки:
|