Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Пильняк (наст. фам. - Вогау) Борис Андреевич (1894-1938)

Советский писатель. Репрессирован , погиб в заключении.

Из Маяковского

Когда в августе 1929 г идеологическая чистка достигла кульминации в форме кампании против Бориса Пильняка и Евгения Замятина, "либеральный" Луначарский был уже уволен и не мог вмешаться. Писателей обвиняли и осуждали за то, что они опубликовали свои произведения за границей: Пильняк свою повесть "Красное дерево" в - просоветском! издательстве в Берлине, Замятин главы антиутопии "Мы" - в русском эмигрантском журнале в Праге. Кампания была скоординирована и велась в нескольких газетах одновременно, официально за ней стоял РАПП, но инициатором было высшее партийное руководство. Борис Пильняк был казнен в 1938 году

См. в Википедии Пильняк, Борис Андреевич

Источник - Википедия

Имя при рождении: Борис Андреевич Вогау
Псевдонимы: Пильняк
Дата рождения: 29 сентября (12 октября) 1894
Место рождения: Можайск
Дата смерти: 21 апреля 1938 (43 года)
Место смерти: Расстрельный полигон «Коммунарка»
Гражданство: Российская империя - СССР
Род деятельности: прозаик

Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Вогау, нем. Wogau; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский писатель.

Родился в семье ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из немцев-колонистов Поволжья и родившегося в Екатериненштадте. Мать — Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца. Жена — Соколова Мария Алексеевна, врач коломенской больницы; развелись в 1924 году. Вторая жена — Щербиновская, Ольга Сергеевна, актриса Малого театра. Третья жена — княжна Кира Георгиевна Андроникашвили, актриса, режиссёр.
Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России — Можайске, Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне. В 1920 окончил Московский коммерческий институт. С 1924 года жил в Москве.
Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение. Профессиональная карьера началась в 1915 году, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Б. Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильняками»).
В 1918 году выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».
Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и другие.
Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Тем не менее, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей.
В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намеком на участие И. Сталина. «Из неё (книги) можно было понять, что сорокалетний Фрунзе при сердечной операции был зарезан хирургами — по указанию свыше. А в продаже она была дня два, её сразу изъяли».
В 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930-м. «Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“. „Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“. Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина».
28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца») — и приговорён к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день в Москве.
Реабилитирован в 1956 году.
В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.
В Москве жил на ул. Воровского, 26 (ныне — Поварская), с конца 1927 — на 2-ой ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 — в доме в Переделкине. Дом Пильняка сохранился и на Рогожской улице в Ногинске (Богородск), где он жил вместе с родителями 1907—1911 года.
Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И. В. Сталину Фёдора Раскольникова, мичмана Октября.
В СССР с 1938 по 1975 книги Пильняка не издавались. В 1964 журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».
Сын писателя — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, был первым мужем Людмилы Гурченко. У них родилась дочь Мария (1959), внуки Елена и Марк, скончавшийся в 1998 году от передозировки наркотиков.
        Творчество
Хаос революционных событий нашёл формальное отражение во фрагментарно-эпизодической, экспери­ментальной повествовательной технике Пильняка, которая (под влиянием А. Белого, а также А. Ремизова и Е. Замятина) уходила от традиционного реалистического повествования, определяющегося завершённым действием. Событийные элементы существуют изолированно друг от друга, обрываются, сдвигаются во времени и сводятся воедино благодаря образным символам и приёмам повтора. <…> Орнаментальный стиль Пильняка, оказавший существенное влияние на других русских писателей, проявляется также в микроструктурах его прозы, даже в синтаксисе.
По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе». Обычно это направление называют «орнаментальной прозой», а пишущих в таком стиле в 20-е годы часто называли «подпильнячниками».
В «Красной нови» помещены «Материалы к роману» Бор. Пильняка. Интересное признание делает этот нашумевший писатель в предисловии к новой вещи. Критика не раз ставила ему на вид, что он вводит в свои произведения большие отрывки из ранее напечатанных, что он не выработал своего стиля, подражает то Белому, то Бунину, то Ремизову. Как бы отвечая ей, он пишет: «Мои вещи живут со мной так несуразно, что, когда я начинаю писать новую вещь, старые я беру материалом, гублю их, чтоб сделать новое лучшее — отчасти это и потому, что мне гораздо дороже моих вещей то, что я хочу сейчас сказать, и я жертвую старым трудом, если он идет мне в помощь; это и оттого, что у меня мало фантазии… Я вышел из Белого и Бунина, многие многое делают лучше меня, и я считаю себя вправе брать это лучшее или такое, что я могу сделать лучше».
    
Библиография
Прижизненные издания
Былье, М.1919, 2-е изд. — Ревель, 1922
Голый год, 1922
Повесть петербургская, Berlin, 1922
Иван-да-Марья, Берлин, 1922
Метелинка, Берлин, 1922
Санкт-Питер-Бурх., Берлин, 1922
Смертельное манит. М., 1922
Простые рассказы. Пг.: «Время», 1923
Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха»)
Английские рассказы, 1924
Машины и волки. Ленинград, 1925.
Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5 (Повесть экранизирована в 1990 году, режиссёр — Евгений Цымбал)
Иван Москва (повесть), 1927
Заволочье. Л., 1927
Оче­редные повести, 1927
Китайский дневник, 1927
Расплеснутое время. Рассказы. М.-Л., 1927
Корни японского солнца. Прибой. — Л., 1927
Красное дерево, Berlin, 1929
Волга впадает в Кас­пийское море, 1930
О’кей, 1933
Камни и корни, 1933 («Новый мир»), 1934
Созревание плодов, 1936
Мясо (совместно с С. Беляевым) // «Новый мир», 1936
Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. — М.-Л., 1929—1930.
Зарубежные издания на русском языке
Убийство командарма, 1965 («Повесть непогашенной луны»)
Голый год, 1966
Камни и корни, 1966
Расплёснутое время, 1966
Красное дерево, 1966
Быльё, 1970
Машины и волки, 1971
О’кей, 1972
Двойники, 1983 (роман реконструирован М. Геллером)
Издания в СССР после 1975 года
Пильняк Б. А. Избранные произведения, 1976
Пильняк Б. А. Целая жизнь: Избранная проза. — Мн.: Маст., 1988.
Пильняк Б. А. Расплёснутое время: Романы, повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1990.
Пильняк Б. А. Романы. — М.: Современник, 1990. — 607 с.
Пильняк Б. А. Человеческий ветер: Романы, повести, рассказы. Тбилиси, 1990.
Пильняк Б. А. Отрывки из дневника //Перспективы. ? 1991. № 3. — С. 84-88.
Пильняк Б. А. Письма к М. Горькому // Русская литература. ? 1991. № 1. — с. …
Пильняк Б. А. Письма к Миролюбову и Лутохину //Русская литература. — 1989. № 2. — с. …
Пильняк Б. А. Повести и рассказы 1915—1929. — М.: Современник, 1991.
Пильняк Б. А. Третья столица: Повести и рассказы. — М.: Русская книга, 1992.
Пильняк Б. А. Сочинения: в 3 тт. — М., 1994.
Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: сборник статей. — М., 1995.
Пильняк Б. А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Терра, 2003—2004.
Борис Пильняк. Заволочье. — М.: Европейские издания, 2007.
Пильняк Б. А. Письма. Т. 1: 1906—1922. Т. 2: 1923—1937. Составление, подготовка текста, предисловие и примечания К. Б. Андроникашвили-Пильняк и Д. Кассек. М.: ИМЛИ РАН, 2010

Ссылки:

  • Познер в Библиотеке иностранной литературы
  • Гумилев Лев Николаевич (1912 — 1992)
  • Агранов Яков Саулович (Янкель Шмаевич Соренсон) (1893 - 1938)
  • "Год великого перелома" в науке и культуре 1929
  • Сталин и литература
  • "Попутчики" (писатели)
  • "Сменовеховцы" и газета "Накануне"
  • Сталин и Фрунзе
  • Смерть Фрунзе
  • Борис Бажанов: Жизнь в 5-м Доме ЦК - Лоскутке
  • В квартире Горького, на Кронверкском проспекте
  • Глубокое различие между Горьким и Уэлльсом1
  • РАПП и все литературные объединения закрываются - будет Союз Писателей
  • Горький не защищал писателей и поэтов
  • Уэллс в России 1920, роман с Закревской
  • Горький и Маяковский - дружба бурная и короткая
  • Большевики руководят литераторами, но разрешают им соревнуются, 1924
  • Сноб, Яня и Зоря, Брики, Маякоаский и чекисты (ГПУ)
  • Маяковский: постскриптум
  • Маяковский, моральная девальвация и "советизация культуры"
  • Маяковский и Нора (Вероника Полонская)
  • Супружеская поездка на государственный счет? (Маяковский и Брики)
  • Ахматова: "ДОЧЬ ВОЖДЯ МОИ ЧИТАЛА КНИГИ!"
  • Авербах быстро сообразил, что с Горьким лучше не ссорится
  • Пастернак и "московские процессы"
  • ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ ЦК РКП(б) Я.А. ЯКОВЛЕВА И.В. СТАЛИНУ О СИТУАЦИИ В ПИСАТЕ
  • Сталин давит на Ахматову - хроника событий
  • Русские писатели в Берлине
  • Сарнов рещил написать книгу, получил доступ в "спецхран" и "начитался"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»