Гурченко, Людмила Марковна
(12 ноября 1935 года, Харьков, УССР, СССР — 30 марта 2011 года, Москва,
Российская Федерация) — советская и российская актриса театра и кино,
эстрадная певица и кинорежиссёр.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат
Государственной премии Российской Федерации(1994). Народная артистка СССР
(1983).
Наиболее известна по картинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с
гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974),
«Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1979), «Любимая женщина
механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби»
(1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000)
Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове (УССР), в семье Марка Гавриловича
Гурченко (1898—1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917—1999).
Её отец был из батраков и сторонников Октябрьской революции, а мать
происходит из репрессированных дворян. Дедушка по матери
Александр Прокофьевич Симонов был
директором гимназии в Москве. Но с новым режимом после 1917 не сотрудничал,
уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он
был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии
ОГПУ 1 февраля 1929 г., обвинение: 58 п. 10, в то время приговор: 3 года
высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г. Бабушка Людмилы Марковны также была
столбовой дворянкой. Хотя она была только матерью восьми детей,
домохозяйкой и умела лишь управлять отобранными после революции имением в
Смоленской губернии и собственным домом в Москве, но после того, как она
узнала, что высланный в Сибирь Советской властью дедушка ей изменил, она
отказалась его простить и уехала в
Харьков. Её дочь здесь и встретила
Марка Гавриловича — потомственного
русского крестьянина Смоленщины, все предки которого веками жили в одной и
той же деревне. Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны Люся
Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной
квартире по адресу: Мордвиновский переулок, № 17.
До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской
филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на
утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и
непризывной возраст, отец пошёл на войну.
Людмила оказалась в оккупированном немцами
Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала
перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной
Гурченко был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед
немцами во время первой оккупации Харькова девочка Люся Гурченко исполняла
репертуар
Марики Рёкк. После этого связалась со
шпаной на рынке в оккупированном немцами во второй раз Харькове. Только
чудом она не погибла в результате облав, когда в ответ на действия Красной
армии и партизан гитлеровцы в душегубках убивали случайных людей — обычно
девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова. После окончательного
освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в украинскую
школу (в настоящее время гимназия) № 6, которая находилась во дворе дома,
где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык, похожий на язык
Смоленщины. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени
Бетховена.
В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила
во
ВГИК, в мастерскую Сергея
Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в
оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору
Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. ВГИК
она окончила в 1958 году.
В кино Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я
не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — это была первая фраза Людмилы
Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела — прийти в кино, чтобы не
молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила Гурченко
в одном из своих интервью.
В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия
молодого режиссёра
Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Гурченко
сыграла главную роль. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился
зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной
любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды
проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять
минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила
Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса
провалила. Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по
коридору студии „Мосфильм“. Навстречу шёл
Иван Александрович Пырьев. Я ещё
больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел
меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал,
чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки,
подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её
получше — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину»
После большого успеха Гурченко в «Карнавальной ночи» специально для неё был
написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на её популярность,
однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, после чего за Гурченко
закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра. Материальное
положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена
зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по
стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со
зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило формальным
поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительная
статья» «Чечётка налево». В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с
гитарой» Гурченко вызвал
министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил
сотрудничать с КГБ
во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно
отказ на это предложение и стал настоящей причиной травли Людмилы
Гурченко.
По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но роли у неё в это
время всё-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более
одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй
половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась. В период с 1958 по
1973 Гурченко снялась в главных ролях в 9 фильмах: «Роман и Франческа»,
«Гулящая», «Укротительница велосипедов», «Рабочий посёлок», «Нет и да»,
«Белый взрыв», «Мой добрый папа», «Летние сны», «Табачный капитан». Эти
киноленты не имели большого успеха. Сама Людмила Гурченко говорила об этом
периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том,
что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть
здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть
страшней? Ничего!»
В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё
драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) — фильм даже был представлен
на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли
в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие,
запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на
Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
(1971).
В 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая
регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые
стены», в котором актриса сыграла главную роль — директора ткацкой
фабрики.
Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино.
Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных
комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко
выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в
«Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных
ласточках» (1976) и «Маме» (1976).
Так совпало, что, дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама»,
Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме
«Неоконченная пьеса для механического пианино». И ей пришлось отказать
Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но
и новые испытания. 14 июня 1976 года, во время съемок на льду, клоун Олег
Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением
грозил инвалидностью — ногу собирали по кусочкам, 19 осколков. Сразу после
сложнейшей операции Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и
ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и
специальных физических упражнений.
Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные
музыкальные программы.
…переживает сейчас второе рождение отличная актриса Людмила Гурченко.
Многие сокрушаются о её судьбе в кино, о даром прожитых, не актёрских
годах, о том, что не замечали, не видели её драматического дарования. Да
нет же! Почему не замечали? Замечали, видели. Ведь снялась же она очень
хорошо в фильме Венгерова «Рабочий посёлок». Просто раньше было не её
время. Она обогнала время, и ей пришлось подождать. Мера её драматизма и
правдивости стала понятна, созвучна только сейчас.
режиссёр Алексей Герман
Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она
хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего. В 1976
году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны», в
котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче
кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в
один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации
в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки».
Партнёром актрисы по фильму был Юрий Никулин, к тому времени тоже
зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из
интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на
съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту
трудную картину, которую почти два года снимали».
Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра
Андрея Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского
кинофестиваля.
В 1979 на экраны выходит картина Никиты Михалкова «Пять вечеров». В роли
Тамары Васильевны — одинокой женщины, внезапно встретившей любимого
человека, с которым её разлучила война — в исполнении Гурченко
драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Никита
Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках.
Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко.
12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С
днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент
Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие
известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.
Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна.
Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги, спела
песню Сергея Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными
музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со
стилем.
В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда.
Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я
работа Гурченко в кино. В основе фильма — биографические монологи актрисы и
их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали
воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей
моей жизни, начиная с 20 лет», — говорила Гурченко.
Семья
Первый муж — Василий Сергеевич Ордынский (1923—1985), кинорежиссёр;
Гурченко вышла замуж в 18 лет, и брак продолжался более года.
Второй муж — Борис Борисович Андроникашвили
(1934—1996), сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка и двоюродный
брат грузинских режиссёров Георгия
и Эльдара Шенгелая:
дочь Мария Борисовна Королёва (р. 5 июня 1959);
внук Марк Александрович Королёв (22 сентября 1982 — 14 декабря 1998), умер
от передозировки наркотиков;
внучка Елена Александровна Королёва (р. 17 ноября 1983);
правнучка Таисия Павловна (р. 11 февраля 2008);
правнучка (род. 2010).
Третий муж — Александр Александрович Фадеев
(1936—1993), приёмный сын писателя Александра Александровича Фадеева,
актёр.
Четвёртый муж (1967—1970) — Иосиф Давыдович
Кобзон (р.
1937), эстрадный певец, солист Москонцерта.
Пятый муж (1973—1991) — Константин Тобяшевич
Купервейс (р.
1949), музыкант и аккомпаниатор актрисы, были в незарегистрированном
браке на протяжении 18 лет.
Шестой муж (1993—2011) — продюсер Сергей
Михайлович Сенин (р.
1961), с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка».
Двоюродный брат — Анатолий Егорович Гурченков (р. 1941), с сестрой не
виделся 50 лет, живёт в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской
области; двоюродная сестра — Валентина, живёт в Эстонии
14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро.
Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая
операция, выписана 6 или 7 марта. 30 марта состояние актрисы ухудшилось,
что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая бригада «Скорой
помощи» (в пути 21 минута) не смогла её реанимировать и в 19:28 (UTC+4)
была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Гурченко Сергей
Сенин.
Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской
Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.
Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме
литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье.
Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом Людмилы Марковны.
Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию
актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на
Ваганьковском кладбище. Людмила Гурченко похоронена рядом с другими
актёрами — Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым.
30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения
семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая
последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко
Признание и награды
1969 — Заслуженная артистка РСФСР
1976 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за роль в
кинофильме «Старые стены»
1977 — Народная артистка РСФСР
1981 — Орден Трудового Красного Знамени
1982 — Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Маниле
— за роль в кинофильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
1983 — Приз за лучшую женскую роль на XVI Всесоюзном кинофестивале — за
роль в кинофильме «Вокзал для двоих»
1983 — Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала «Советский
экран»
1983 — Народная артистка СССР
1985 — Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале
комедийных фильмов в Габрово — за роль в кинофильме «Прохиндиада, или Бег
на месте»
1992 — Приз «За выдающийся вклад в профессию» на Кинофестивале
«Созвездие»
1994 — Государственная премия Российской Федерации — за роли в
художественных фильмах последних лет
1996 — Приз кинопрессы (в номинации «Моя любовь»)
1999 — Почётный гражданин Харькова
1999 — премия имени Клавдии Шульженко как лучшей певице года на фестивале
«Песня года»
2000 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большие заслуги
в области киноискусства
2003 — Национальная премия общественного признания достижений женщин России
«Олимпия»
2004 — Премия «Золотой граммофон» — за исполнение песни
«Петербург-Ленинград» в дуэте с Борисом Моисеевым
2005 — Премия Астра «Легенда стиля» — за вклад в развитие моды
2005 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в
развитие искусства и многолетнюю творческую деятельность
2006 — Национальная премия «Россиянин года»
2010 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
2010 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
2010 — Победительница Национального рейтинга Украины «Королева успеха» —
высшая награда рейтинга— орден «Народный Посол Украины»
2011 — Премия ООН на кинофестивале «Сталкер» — за гражданскую позицию в
области защиты прав человека